Глобальное подорожание продовольствия вызвано сочетанием фундаментальных и краткосрочных факторов

На модерации Отложенный

Глобальное подорожание продовольствия вызвано сочетанием фундаментальных и краткосрочных факторов.

К последним относятся разовая отмена субсидий Евросоюза на молоко и молокопродукты (после чего их цена подскочила там на 40%, в Австралии и Новой Зеландии - на 60-70%, в США и Великобритании - на 80%) и сокращение поголовья свиней в Китае из-за эпизоотии.

Среди обычно называемых фундаментальных причин наиболее очевидной представляется изменение климата. Именно с ним связана масштабная засуха этого года, повлекшая за собой неурожай зерновых, из-за которого в 2008 году мировые запасы пшеницы будут самыми низкими за 28 лет, а запасы пяти ведущих мировых экспортеров (Аргентина, Австралия, ЕС, Канада и США) снизятся до самого низкого показателя за 34 года. Не менее важны потребления продовольствия успешно развивающимися странами, в первую очередь Китаем, и повышение популярности биотоплива (которое производится из продуктов питания или культур, выращиваемых на территориях, на которых можно выращивать эти продукты).

Однако есть еще как минимум одна, исключительно значимая фундаментальная причина удорожания продовольствия, которой до сих пор уделяется, как представляется, совершенно недостаточное внимание. Это миграция глобальных спекулятивных капиталов, «горячих денег», на новые рынки.

После болезненной корректировки американского фондового рынка в апреле 2000 года и краха «новой экономики» глобальные «горячие деньги» пошли в торгуемые на бирже минеральные ресурсы - нефть и металлы (и, в меньшей степени, на рынки недвижимости, ликвидность которой существенно ниже, чем биржевых товаров). Сегодня они, по всей вероятности, начинают рассматривать в качестве спекулятивных ресурсов новые натуральные активы - продовольствие, которое не менее важно для развития человечества, чем нефть, и спрос на которое мало эластичен по цене.

«Возгонка» цен на продовольствие нанесет страшный удар по бедным странам, закупающим продовольствие. По сути дела, при сохранении складывающихся тенденций их ждет голод и, если они не научатся сами производить продовольствие для своих нужд, - вымирание. Между тем даже робкий шаг к продовольственному самообеспечению требует от них не только серьезных усилий, повышения качества государственного управления и массового внедрения современных аграрных технологий (для чего часто надо создание относительно современной системы образования и развитие инфраструктуры).

В условиях современной глобальной конкуренции для развития собственного сельского хозяйства нужен умеренный протекционизм, то есть хотя бы частичный пересмотр экономической политики, основанной на либеральной идеологии, - а значит, отказ от догм «Вашингтонского консенсуса». Несмотря на очевидную устарелость этих догм отказ от них, грозящий сокращением прибылей западных производителей продовольствия, означает для неразвитых стран глубокий, системный конфликт с Западом - строго говоря, непосильный в политическом отношении, если только им не удастся заручиться поддержкой Китая.

Для нашей страны удорожание продовольствия (в январе-августе 2007 года импорт сельхозпродукции превысил ее экспорт в 3,9 раза, составив 17,0 млрд.долл. против 4,4 млрд.) означает ускоренное сокращение положительного сальдо внешней торговли: если в прошлые годы глобальные спекулятивные капиталы вздували цены на товары российского экспорта, теперь маятник начал движение в другую сторону -они начинают повышать цены на товары российского импорта.

Поскольку зависимость России от импорта сельхозпродукции огромна (в частности, наша страна ввозит половину используемого молока, около половины свинины, почти три четверти говядины), то глобальное удорожание продовольствия автоматически передается на внутренний рынок, способствуя ускорению инфляции. При этом в первую очередь снижается уровень жизни наименее обеспеченной части общества, тратящей на еду наибольшую часть своих расходов.

Ведь не стоит забывать, что Россия еще не достигла советского уровня потребления даже в среднем. Так, в 1989 году потребление мяса оценивалось в России на уровне 73 кг. на человека в год при норме около 80 кг.. В 2006 году оно составило лишь 55 кг.. Аналогичное положение с потреблением молока и молочных продуктов - в настоящее время их потребление составляет 235 кг. на душу населения (при почти выполнявшейся в СССР норме 392 кг.), а рыбы - 12 кг. на человека в 2006 году по сравнению с 20 кг. в 1989. По данным социологических исследований, регулярное, пусть даже и недостаточное потребление мяса и мясопродуктов может позволить себе семья с душевыми доходами не менее 5 тыс.руб. на человека в месяц.

Ухудшение положения с продовольственным обеспечением населения из-за роста цен чревато серьезной социально-политической дестабилизацией.