Шесть мифов о гриппе

На модерации Отложенный

Что такое грипп, знают, пожалуй, все. Для ученых это острое инфекционное заболевание, передающееся воздушно-капельным путем и поражающее дыхательную систему, для нас – кашель, температура, гора носовых платков и очереди в поликлинике, одним словом, куча неприятностей. Однако прививки от гриппа так и не прижились, редкий сознательный человек пытается как-то спастись от гриппа в эпидсезон, а бабушки до сих пор уверены, что лучшее средство против этой болезни – чай с малиновым вареньем. О гриппе бытуют несколько распространенных мифов, которые на поверку оказываются неграмотными и смешными.
Миф первый: не так страшен грипп, как его малюют

Давайте обратимся к цифрам. По статистике гриппом и ОРВИ болеют больше, чем всеми остальными инфекциями вместе взятыми, а это 40-60% всех заболеваний взрослых и детей. Пандемии гриппа 1918-го, 1958-го и 1968-го годов стоили жизни миллионам людей во всем мире, от одной только «испанки» в 1918 году умерли 50 миллионов человек — больше, чем погибло за всю Первую мировую войну.

Ежегодно гриппом заболевают 5% детей и 20% взрослых, при этом от 700 до 1600 человек из миллиона нуждаются в госпитализации, а смертность составляет 50-150 человек на миллион. Во время эпидемий в половине семей есть хотя бы один заболевший. Редкая хворь может «похвастаться» таким широким спектром осложнений, как грипп: риниты, синуситы, отиты, энцефалиты, менингиты — вот далеко не полный их перечень. Впечатляет, не правда ли? Но не спешите бежать в аптеку, давайте сначала разберемся со следующим мифом.
Миф второй: грипп неизбежен, как крах империализма

Ученые действительно точно не знают, почему вспышки гриппа приходятся на зимний сезон и не регистрируются в остальное время года. Однако профилактика его — достаточно изученный вопрос, например, разработаны субъединичные вакцины. Они содержат не вирус целиком, а лишь его части, гемагглютинин и нейраминидазу, а «наученный» таким образом организм, производит иммунный ответ равный таковому после введения цельных вакцин.

Тут вы скажете: «Почему же тогда не привить всех подряд, и дело в шляпе!» Специалисты отвечают: это невозможно, вирус слишком часто мутирует и «ускользает» от иммунного ответа. Каждую новую эпидемию гриппа вызывает новая разновидность вируса, значит, вакцинация против гриппа в одном году не может достаточно защитить от него в следующем. Как ни крути, придется каждый год делать прививку… Это несколько смущает, но есть другой выход. Можно стимулировать собственный неспецифический иммунный ответ и убить двух зайцев сразу: подавить вирус и помочь иммунной системе справиться с инфекцией. Именно так действует отечественный препарат циклоферон — индуктор интерферона нового поколения. Это синтетическое органическое соединение с сильным иммуномодулирующим действием. Он индуцирует выработку интерферонов альфа и бета, обладающих выраженным противовирусным и иммуномодулирующим действием. То есть, циклоферон активирует именно то звено иммунитета, которое отвечает за борьбу против вируса, попавшего в организм. Плюс губительно действует на сам вирус, подавляя его размножение.
Миф третий: если грипп лечить, он пройдет за неделю, не лечить — за 7 дней

Медицина — наука точная, и развенчать этот миф может клиническое исследование.

Значит, возвращаемся к цифрам. Врачи из Днепропетровска показали: в их практике дети, принимавшие циклоферон, болели гриппом в 2,5 раза и на 2 дня меньше, чем те, которые ничем не лечились. При этом у детей из первой группы болезнь протекала заметно легче: они меньше чувствовали слабость, и бронхит у них развивался вполовину реже. Понаблюдав 3 тысячи подростков в период эпидемии, доктора выяснили: у тех, кто принимал циклоферон, высокая температура длилась на 2-4 дня меньше, а осложнения в виде пневмонии и бронхита встречались в 2-3 раза реже. Выходит, лечить грипп все-таки нужно, главное – правильно подобрать терапию.

Миф четвертый: одно лечим, другое калечим

Первый противогриппозный препарат ремантадин появился в 70-х годах прошлого века, и до недавнего времени был альфой и омегой лечения гриппа. Ремантадин блокирует синтез М-белка вирионов и тем самым нарушает их сборку. Все бы ничего, но недавно ученые выяснили, что вирус мутировал и приобрел устойчивость к ремантадину и его аналогу — амантадину. У главной альтернативы блокаторов M2-каналов, препарата Тамифлю, обнаружилось нежелательное побочное действие на психику, к тому же, вирус быстро «адаптировался» и к нему тоже. Применение циклоферона исключает такую возможность, ведь под влиянием этого лекарства организм сам контролирует выработку интерферона. А у этих естественных биологически активных веществ побочных эффектов практически нет.
Миф пятый: лекарства от гриппа помогают только от гриппа

Мы уже говорили, что геном вируса гриппа постоянно мутирует. Обычно такие мутации сравнительно невелики и приводят к небольшим, но достаточным для ускользания от антител антигенным изменениям. Такие мутации возникают как ошибки при репликации РНК вируса, и называются антигенным «дрейфом». Но иногда происходят более серьезные изменения, скачки — антигенный «шифт». Например, если в организме хозяина оказываются сразу две разновидности вируса гриппа. Их геномы «перемешиваются», и получается абсолютно новый, доселе неизвестный вирус, защиты от которого тоже, понятно, не существует. Такова гипотеза появления на планете птичьего гриппа. И тут на помощь снова приходят индукторы интерферона, ведь их действие неспецифично. Поэтому циклоферон приказом Минздравсоцразвития России рекомендован для профилактики не только обычного гриппа, но и гриппа птиц. Кстати, его можно использовать и для предотвращения других острых респираторных заболеваний.
Миф шестой: лечиться от гриппа накладно

Важная характеристика любого медикамента, помимо его действия, это цена. В плане соотношения «затраты — эффективность» циклоферон выглядит очень неплохо. Профилактический курс обойдется вам в 455 рублей, что в 4 раза меньше стоимости арбидола, амиксина и анаферона. А польза очевидна: больные ОРЗ и гриппом чувствительны к циклоферону в 73% случаев. К тому же, циклоферон хорошо сочетается с другими лекарственными препаратами. Его и другие индукторы эндогенного интерферона исследуют в сочетании с сильными противовирусными средствами и планируют использовать для лечения гепатитов и вирусных иммунодефицитов.