Нарком о великих качествах Сталина
Нарком о великих качествах Сталина
Сегодня


«Будь ты трижды проклят, предатель Родины!» - и Сталин повесил трубку. Именно это услышал нарком танковой промышленности Малышев, когда у нового танка на испытаниях отказал двигатель. Наркому стало нехорошо, но болеть некогда, надо исправлять ситуацию.
Надо сказать, что разгромные слова Сталина последствий не имели. Не было в них ничего от самодурства. Только эмоции и приказ как можно скорее выправить ситуацию.
Когда танки с новыми моторами пошли в серию, товарищ Сталин подписал совсем другую бумагу по товарищу Малышеву. О присвоении наркому звания Героя Социалистического Труда.
Что ж, это фирменный стиль руководства вождя. Суровый и жестокий как к себе, так и к людям. Взялся – не говори, что не справился, не рассказывай, что помешало. Скажи какие силы нужны, чтобы задачу партии выполнить. А уж мы поможем, если по делу.
Вот как писал о Сталине через много лет замечательный начальник военных перевозок Иван Ковалёв:

Сталин не терпел лентяев и пустых болтунов. На съездах не раз, и не два яростно вышучивал таких «государственных обывателей». А уж к серьёзным задачам таких чиновников на пушечный выстрел не подпускал. «Немогузнайство» и пустые разговоры с трибуны – самые страшные грехи в Сталинской системе.
Ковалёва спрашивали, как удавалось Сталину справляться с таким широким кругом вопросов. Невозможно глубоко разбираться во всём. Как партийный деятель может давать указания какой мотор ставить на танк или самолёт? Какой сорт хлопка сеять?
Больше того, Верховный, ведь, профессиональным военным тоже не был. Опыт обороны будущего Сталинграда в Гражданскую - штука специфическая. Как удалось ему привести Красную Армию к победе в Берлине?
Ковалёв на это отвечал так:

Что любопытно, ярым поклонником Сталина бывший нарком Ковалёв вовсе не был.
Много говорил о явных или кажущихся политических ошибках вождя.
Взваливал на Сталина вину за тяжёлые поражения в начале Великой Отечественной. Упрекал в несправедливости и лишней жестокости к провинившимся. Да из рассказывал Ковалёв об этом уже в поздние застойные годы, когда особо хвалить Сталина было не принято.
Но даже при этом всём Ковалёв вынужден признать:

Надо сказать, что Ковалёву было с чем сравнивать. Ему пришлось поработать и в железнодорожном наркомате у Кагановича. Там отдельная империя, в которой солнце не заходило. В смысле не было ни дня, ни ночи, работа шла круглые сутки.
Поработал у Мехлиса в наркомате Госконтроля. Штука пострашнее СМЕРШа. Только не для шпионов, для растратчиков, вредителей и негодных начальников. Попробуй только план не выполнить – приедут неулыбчивые ребята в кожаных пальто.
В военные годы служил в Генштабе, носился по всему Союзу, по всем фронтам. Налаживал работу железных дорог. Насмотрелся начальников самых разных.
Вот как Ковалёв говорил про стиль работы Сталина:

Повторюсь, нарком Ковалёв вовсе не был очарован Сталиным как девица душкой-гусаром. Прошёл через многое, видел крайне тяжёлые ситуации. Были и решения, прямо скажем, не вполне очевидные. От ошибок в такой гигантской работе не застрахован никто.
Генерал от военных инженеров Ковалёв просто-напросто отдаёт вождю должное. Как ни относись к нему, а нельзя отрицать очевидное. Особенно, когда речь идёт о нашей Победе или невероятных достижениях Советского хозяйства, науки, культуры.
Так или иначе, именно Сталин выступал на острие, на переднем крае, видел дальше и точнее куда нужно идти. Именно вождь выступал той силой, которая скрепляла и объединяла народы СССР. Заставляла двигаться верным Ленинским путём в едином порыве.
Вот как ответил Ковалёв на прямой вопрос о рабочих качествах товарища Сталина:

Комментарии