Книги класса VIP: как политики становятся писателями
На модерации
Отложенный
Наш век демократичен до неприличия. Кажется, в нём стёрлись все допустимые грани – между низким и высоким, великим и смешным. Между большой литературой и массовой. В одном из московских клубов открылось постоянное шоу-кастинг «Самовеселист». Всех желающих приглашают со своими нетленками, предлагают рассказать, а заодно и показать или спеть что-нибудь забавное. Чтоб было веселее, зовут с друзьями-подругами. Гонорар – кружка пива бесплатно!
Что до издания книжек, принцип тот же: главное, чтобы было занятно или, по крайней мере, изложено со знанием дела. Канадец Кайл Макдональд, к примеру, озвучил историю о том, как путём цепочки обменов он выручил за обыкновенную канцелярскую скрепку двухэтажный дом. Книга выйдет сразу на четырех языках; кроме того, автор уже продал права на её экранизацию кинокомпании Стивена Спилберга.
А итальянец Марко Матерацци и вовсе сел давеча, да наваял двести страниц на тему «Что я на самом деле сказал Зидану». Вот так! Мой однофамилец, чеховский Ванька, отдыхает…
В этом свете ничего удивительного, что Березовский разродился книгой об Украине и её «оранжевой» революции, а, скажем, Чубайс с Кохом – об истории приватизации в России. Так или иначе, непрофессиональное статусное писательство у нас постепенно входит в моду – как оно давно уже есть в остальном цивилизованном мире.
И пусть не все из VIP-персон выступают в роли колумнистов в собственных журналах и не пробавляются политической публицистикой. Но не заиметь собственной книжки, ежели ты почитаешься светской персоной – дурной тон. Значит, с тобой что-то не так. А может, ты просто жмот?
Мечта и сын Люцифера
От сумы и от тюрьмы в России зарекаться, как известно, не стоит. Об этом, собственно, и роман «Сажайте и вырастет» Андрея Рубанова. Перед арестом у героя было всё, но из «крытки» он вышел нищим... Описание мытарств и внутреннего преображения героя в сизо «Лефортова» и «Матросской Тишины» занимают без малого шестьсот страниц.
Андрей Рубанов написал о себе. Прежде чем стать законопослушным бизнесменом, он отсидел срок за финансовые махинации. У него был друг Юра, с которым они вместе начинали заниматься бизнесом в начале девяностых. Юру убили, а через пятнадцать лет дух его является Андрею. Главный герой интенсивно проживает с ним несколько дней, навещая общих знакомых, каждый из которых вполне мог заказать Юру или даже замочить самолично.
Во втором своём романе, названном «Великая Мечта», Рубанов продолжает выяснять отношения с девяностыми. Он подхватывает историю своего героя и вновь погружает его в лабиринт событий, где идеалы юности подвергаются серьезным испытаниям. Убийство друга, крах бизнеса, судебные приставы, являющиеся в компании с призраками из прошлого… Выстоит ли герой, или ему придется прогнуться под торжествующий мир чистогана?
В Америке тоже были такие андреи и юры. Это из их среды потом вышли генри форды и биллы гейтсы. Это их усилиями менялись общество, ландшафт, законы, их заботами за какие-нибудь полтора-два века была создана процветающая американская экономика.
У нас же пока никто не стал великим, место вакантно. Но если нет национальных героев, достойных войти в книгу, а с ней и в историю – может, пришло время их выдумать? И многие наверняка задумываются: а почему бы не я?
По автобиографической книге челябинского предпринимателя Константина Филимонова написан и сценарий фильма-трилогии «Поцелуй падших ангелов», повествующей о непростой жизни олигарха. Под свой проект автор-бизнесмен не только создал кинокомпанию «Константа Фильм», но и уговорил сняться в нём именитых актёров.
В мире бизнеса Филимонов известен как глава Российской ассоциации финансово-инвестиционных компаний. Но путь к успеху его тоже был не из лёгких.
– Когда-то я не мог отнести себя даже к категории бедных людей, скорее, считал себя нищим, – признаётся бизнесмен. – Но и тогда я был одержим идеей снимать кино. Не хотелось бы проводить аналогии с «Крёстным отцом», но наш фильм тоже будет рассказывать о сильной личности, мужчине, который, как выражаются китайцы, сделал своё лицо…
Без сомнения, «сделавшим свое лицо» может считать себя и другой автор, Сергей Мавроди, что почти закончил в тюрьме новую книгу под названием «Сын Люцифера, часть 2».
Страшно непонятно
Но есть и другая категория пишущих бизнесменов. Один из её ярких представителей – Сергей Минаев, молодой столичный топ-менеджер, восходящая звезда коммерческой литературы. Успешный виноторговец, он написал сперва острый сатирический роман «Духless», обрисовывающий быт и нравы столичной буржуазии, а затем и роман о политтехнологах «Media Sapiens. Повесть о третьем сроке». Оба удостоились не только приличного спроса, но и национальной антипремии «Полный абзац».
- Я писал для себя. Издался совершенно случайно (чтобы не было никаких иллюзий на этот счёт). Не обивал пороги издательств, не вступал в схватки с редакторами – ничего этого я не делал. Так получилось, что мой хороший знакомый познакомил меня со своим хорошим знакомым, владельцем «АСТа», который прочёл мою рукопись и сказал: «Я ничего не понимаю в том, о чём вы пишете, – у вас тут мат и всякий там кокаин – но давайте издадим, мне кажется, интересно». Издали, никто не закладывался на успех, стартовый тираж был маленький. Но книжку продали за неделю. А скоро тираж, похоже, подойдёт уже под сто тысяч, и… в общем, все рады.
Ещё одна гламурная писательница-бизнесвумен, Наташа Маркович, недавно представила свою книгу «Anticasual. Уволена, блин».
Как утверждалось на презентации, «это своего рода отрезвитель для общества, окончательно растворившегося в приторно-глянцевом гламуре красивого, но абсолютно виртуального мира». Не слишком понятно – зато как сказано…
Об авторше мы знаем, что она закончила свой личный период первоначального накопления капитала разводом (после 12-летнего замужества) и торговым павильоном «Капризка» в центре Перми. После развода три дня проспала, а затем отправилась на дорогущий столичный тренинг – личностного роста. В результате её жизнь радикально поменялась. На выручку, приносимую павильоном, бизнесвумен открыла тренинговую компанию, а затем и ресторан «Дикое Море» в Москве, на Тверской. Встретив любимого мужчину, создала семью. В период поиска помещения под ресторан неожиданно для себя самой и написала книгу. Теперь, войдя во вкус, взялась за вторую.
Негры не в моде
«Закажите книгу о себе или своем боссе!» – вопиёт на форуме авторов и издателей некто под сетевым имечком perotopor, «журналист известного издательского дома, постоянно издающийся автор худ. произведений». Впрочем, по словам осведомлённого коллеги, нанять безымянного литературного негра, который напишет за вас мемуары – вчерашний день. Новый тренд – нанять журналиста-писателя, который напишет не за вас, а о вас. Пример тому – недавняя книга о Евгении Чичваркине, совладельце одной из крупнейших в стране розничных компаний «Евросеть».
Её автор, Максим Котин, журналист делового еженедельника «Секрет фирмы», провёл с эпатажным предпринимателем несколько месяцев. Летал с ним в Норильск инспектировать торговые точки и присутствовал на переговорах с именитой южнокорейской компанией, где бывшие соперники стали союзниками. Расспрашивая соратников и противников своего героя, пытался понять, как удалось тому, торговавшему в Лужниках турецкими джинсами, создать компанию на занятые у отца $2 тыс., и что он намерен делать с этой компанией теперь…
Между тем в последнее время на рынке подобных услуг творится что-то ужасное: сами олигархи и прочая гламурная публика всё охотнее берутся писать друг для друга. Известный в прошлом биржевик Константин Боровой, к примеру, выпустил книгу «12 самых успешных» – о женщинах-предпринимательницах. А модель и телеведущая Лена Ленина, в свою очередь, записала истории успеха пятнадцати крупных российских бизнесменов, назвав свою книгу «Мультимиллионеры». Среди её героев – Михаил Фридман («Альфа-групп»), Владимир Потанин («Интеррос»), Арас Агаларов («Крокус»), Михаил Куснирович («BOSCO»), Борис Бобровников («КРОК»).
Что же остается в этой ситуации безработному негру? Прибиться бы хоть куда-нибудь, «а то что ж, так всю жизнь и сидеть в ЖЖ? Так за это денюх не плотют», как резонно заметил один из моих коллег-блоггеров.
Беру ручку и, высунув язык, вывожу: «Писателю Березовскому Б.А. …»
Комментарии