Настройка партийного вещания: появятся ли новые политтехнологии на ТВ
На модерации
Отложенный
«Новая газета» продолжает смотреть телевизор. В новом политическом и телевизионном сезоне мы вновь вернемся к описанию политической действительности через представление взглядов на нее в итоговых аналитических программах.
Предвыборная кампания фактически еще не началась. На низком старте — и сами телекомпании. Первые дебаты уже прошли, но пока в ограниченном, скорее, пробном режиме — на телеканале «Вести», не доступном еще широкому кругу телезрителей. На почти всеохватной «России», как ожидается, их будет вести тот же Эрнест Мацкявичюс. На Первом же кампания скорее всего пройдет по той же технологии, что и в 2000-м. Тогда, напомним, создание телевизионной повестки дня зависело от причастного к «раскрутке» блока «Родина» политтехнолога Марата Гельмана. (Под Гельмана, занявшего пост замгендиректора тогда еще ОРТ, была даже создана специальная должность — главы аналитической дирекции канала.) Именно на тех выборах, напомним, «Родина» сорвала неожиданный куш — в виде значительной поддержки избирателей. Ныне на Первом за освещением будет присматривать телевизионщик Андрей Писарев, по совместительству — советник политического департамента ЦИК «Единой России».
Технология не нова, как не нова она и в демонстрации телесюжетов о подготовке партий к выборам, показанных на минувшей неделе. Один из главных и давно уже избитых приемов — цензурирование. Так, приводя цитату Григория Явлинского, сравнившего грядущую кампанию с забегом на стометровку, и итоговая «Сегодня» на НТВ, и «Время» на Первом урезали ее окончание. «Бежит, правда, по этой дорожке еще и медведь, и это представляет особую специфику этого соревнования, — так на самом деле продолжил лидер «ЯБЛОКА». — Граждане, которые бегут по этой дорожке, они бегут в мешках, со связанными ногами, с завязанными глазами. Им предлагается открыто конкурировать, и у них спрашивают: «Как там у вас с рейтингом? Что вы так медленно бежите?». Но телезрители программ о забеге медведя и его конкурентов так и не узнали. «Вести недели» цензуры на этот раз счастливо избежали — целый сюжет(!), посвященный съезду оппозиционной партии (крайняя редкость для официальных каналов), программа успела показать неделей ранее и на минувшей к «ЯБЛОКУ» не возвращалась.
Однако и эта программа, ставшая на недавней церемонии ТЭФИ лауреатом (кстати, скромно умолчав об этом), не избежала использования другой технологии — замалчивания. Ноу-хау — в филигранности: никто из критиков обвинить журналистов в том, что они вовсе не сказали об СПС, не сможет. Партия действительно упомянута, но — лишь одной строчкой («В полку правых на прошедшей неделе прибыло: в тройку «Союза правых сил» вошла литературовед Мариэтта Чудакова»).
И ни слова о съезде. Причем в то время, когда автор сюжета Евгений Рожков подчеркнуто развернуто рассказал о съездах других партий (ЛДПР, «Гражданской силы», КПРФ, «Справедливой» и «Единой» Россий).
Последняя партия по-прежнему испытывает на себе со стороны ТВ фаворитизм: каналы партию любят и качественно (восхищаясь ее деятельностью), и количественно (отдавая ей больше всего драгоценного эфирного времени). Так, журналист Кирилл Брайнин из итогового «Времени» и начинает сюжет, и заканчивает его одним и тем же: повествует о том, что пока остальные партии занимаются политическими лозунгами, «Единая Россия» строит дороги. По хронометражу же «Единая Россия» по-прежнему опережает другие партии в итогах обоих первых каналов страны.
А есть еще и косвенная антиреклама, когда само телевидение политических конкурентов нынешнего режима, казалось бы, не бичует, но охотно позволяет делать это так называемым «ньюсмейкерам». На нынешней неделе отличились итоги на «России» (Андрей Исаев из «ЕдРа» раскритиковал «предшественников в Госдуме». Владимир Жириновский, демонстрируя пойманную им рыбу, рассказал, что «коммунист Зюганов бы давно сожрал ее, а демократы — продали бы на Запад»). Есть и цитирование нужных оценок — путем постоянного привлечения в эфир ангажированных политологов. На Первом, например, вновь проявили интерес к Вячеславу Никонову, который высказал крайне «оригинальную» идею: «суета вокруг «троек» — это та интрига, которую партии создают во многом специально, потому что им очень трудно привлечь внимание СМИ». Журналист смонтировал эти слова аккурат после своих слов о новой «тройке» «ЯБЛОКА», что, по-видимому, должно повлиять на образ партии.
В арсенале телевидения и цитирование нужных опросов. Так, Петр Толстой приводит данные ВЦИОМа, где на вопрос о том, «за какую из партий демократической направленности вы допускаете возможность проголосовать», приводится таблица ответов, в которой 70% — естественно, за «Единую Россию» (за СПС — 9, «ЯБЛОКО» — 7, «Гражданскую силу» — 3, Демпартию — 2). И — ни тени сомнения, можно ли этот опрос считать объективным, то есть отражающим положение демократических партий в стране.
Вышеприведенные приемы — лишь те немногие, что уже сейчас очевидны и что неоднократно использовались телевидением в ходе былых кампаний. Будут ли они развиваться? Будут ли придуманы новые? Покажет «Время». И другие итоговые программы ведущих телеканалов.
Комментарии