«ЕР» играет в поддавки

Вопрос о реальных взаимоотношениях президента с «медведями» прояснится в менее благостной ситуации, чем послание Федеральному собранию

Среди той немногой конкретики, которая звучала в прогнозах о послании Медведева, большое место занимала предполагаемая реформа избирательного законодательства. Со ссылкой на неоднократные намеки президента о повышении межпартийной конкуренции, говорилось, что будет предложено как-то ослабить монополию «Единой России» в регионах, повысить шансы ее конкурентов на прохождение в региональные парламенты.

В качестве возможного шага в таком направлении многие называли общероссийский переход на стопроцентную выборность региональных парламентов по партийным спискам. Сейчас, как известно, законодательно требуется избрать по партийным спискам половину региональных депутатов, лишь некоторые регионы (из политически значимых, например, Санкт-Петербург и Дагестан) подняли у себя эту планку до 100%. Выгода «партии власти» от смешанной системы состоит в том, что своих одномандатников она может проводить и не под партийным флагом, а не своих можно после избрания привлечь во фракцию и поставить региональный парламент под свой всецелый контроль. В целом ряде регионов, где выборы проходили недавно, «ЕР» получила бы гораздо меньшую итоговую долю в парламенте, если бы там она не могла дополнительно «разжиться» одномандатниками: сейчас вновь стабилизировался список регионов, где КПРФ гарантировано 15 – 16%, а кое-где персонально сильны местные лидеры «Справедливой России», и шанс на свои проценты получает она. Только сейчас это дает 15 – 16% или 10% от половины депутатского корпуса, а будет давать те же проценты от всего корпуса, если инициатива пройдет. Поэтому вполне закономерно, что думские единороссы уже высказались негативно об обязательном переходе на полностью партийные региональные выборы.

Если данное предложение все же прозвучит в послании, это будет столь явным жестом президента против «ЕР», что ожидать его трудно.

Более умеренным шагом по развитию региональной многопартийности было бы предложение ограничить на уровне федерального законодательства барьер для прохождения в областные и республиканские парламенты, скажем, уровнем в 5%. Но здесь вопрос о выгодоприобретателе далеко не прост. В Воронежской области за день до послания областное собрание спешно дополнило свои недавние поправки, согласно которым барьер был поднят до 7%. В качестве компенсации право иметь один мандат дано теперь тем, кто возьмет от 5 до 7%, а кто наберет «пограничные» 7%, получит два мандата (ценообразование при играх вокруг проходного барьера, часто случающихся в ночь подсчета голосов, тем самым обретет более ясные очертания: оно сравняется с ценой одного депутатского места). Парадоксальным, как будто, образом, эту «работу над ошибками» инициировала в Воронеже именно «Единая Россия». Вряд ли дело здесь только в желании соответствовать многопартийным пожеланиям президента. Ведь местные коммунисты, напротив, за законопроект не голосовали. Они объясняют это тем, что введение в парламент «карликов» уменьшит там присутствие «главной оппозиционной силы», то есть их.

Так что радение за интересы конкурентов на деле оказывается не просто следованием президентским лозунгам, а совершенно прагматичным шагом. Нет сомнений, что «ЕР» со своим потенциалом может обратить сегодня себе на пользу почти любые законодательные изменения, тем самым заставив сомневаться, принимались ли они против главной партии или за нее. И вопрос о реальных взаимоотношениях президента с «медведями» если и прояснится, то в какой-то менее благостной ситуации, чем послание Федеральному собранию.