Провал ЕГЭ: большинство студентов не подтвердили своих знаний
В нескольких московских вузах были проведены проверки на предмет соответствия реальных знаний первокурсников баллам, указанным в сертификатах ЕГЭ. По разным данным, от 20 до 60% студентов не смогли подтвердить высокую оценку, полученную на экзаменах. При этом вчерашние абитуриенты умудряются делать ошибки, которых не совершил бы даже первоклашка. Особенно показательны в этом плане гуманитарные специальности: ребята считают мезонин чем-то вроде дикого растения, княжну путают с книжной лавкой. Более того, у них поднимается рука написать «генирал», «врочи» и «поциэнт».
Руководство вузов обещает расстаться с такими «отличниками» после первой же сессии. Однако эксперты сомневаются, что показательная порка хоть как-то исправит положение. Вузам просто невыгодно терять студентов из финансовых соображений, а существующие правила сдачи ЕГЭ ни капли не мешают бывшим школьникам с завышенными баллами занять бюджетные места на следующий год.
В студенческой среде распространена такая байка: на экзамене по экономике девушка воспользовалась шпаргалкой, где один из основоположников экономической теории значился как А.Смит. Отвечая на вопросы, барышня так «асмит» и повторяла. Преподаватель спрашивает, мол, как Смита звали-то? Девушка в замешательстве. Преподаватель решает ей помочь и подсказывает: «Ну, как звали первого мужчину?» Студентка мнется, краснеет и выдает: «Валера»... Нынешним преподавателям не до смеха: сказка с пугающей точностью становится былью.
Только 18% сегодняшних первокурсников журфака МГУ сделали менее восьми ошибок в простеньком диагностическом диктанте, а из 15 обладателей 100-балльных сертификатов зачет смогли получить лишь пятеро. Новоиспеченные студенты ужасали преподавателей словами «софетский», «профисиональное», «двух яростная», «оррестованы», «удастса», «врочи», «генирал» и «через-чюр». А Остап Бендер у них стал Астапом Блендером. «Первокурсники писали изложение, в тексте была фраза «дом с мезонином», так студенты превратили его в «дом с раскидистым мезонином» или «дом в мезонине», - рассказала изданию «Новые Известия» заведующая кафедрой русского языка и литературы РГСУ, доктор филологических наук Елена Скороходова. - Или предложение: «Пьер решил встретиться с княжной Марьей». Казалось бы, что в нем сложного? Однако студенты и его переиначили: «Пьер решил встретиться с Марьей в книжной лавке», видимо, решив, что «княжна» - это какая-то «книжна», что-то вроде булочной».
Филологи в панике: такими темпами с «великим и могучим» мы сможем попрощаться уже через несколько лет. Для того чтобы хоть как-то спасти ситуацию, для совсем уж отсталых студентов в некоторых вузах введены дополнительные занятия по правилам орфографии и пунктуации. Однако преподавательский состав оценивает такие меры неоднозначно. «Во-первых, абитуриент и так уже должен знать эти правила к моменту выпуска, - считает кандидат филологических наук Ирина Мережная. - Во-вторых, тратить время и деньги на доучивание таких студентов по меньшей мере глупо: более грамотных людей, желающих занять их место, достаточно.
И, наконец, фактически из-за ЕГЭ вузы не имеют права устраивать дополнительные испытания на грамотность. Сохраненный кое-где творческий конкурс не в счет. Видимо, чиновники считают, что ЕГЭ дает объективную картину».
Эксперты убеждены: важную роль в скудном багаже знаний, с которым вчерашние школьники приходят в вузы, сыграл ЕГЭ. Вставка буковок и галочек в уже напечатанный текст мало помогает развитию родной речи. «Сейчас главная задача школы - выпустить ребенка, не важно, поступит он или нет, - рассказала «НИ» Елена Скороходова. - Раньше писали вступительное сочинение большого объема, была возможность показать знание литературы, умение создавать связный текст. Потом все это превратили в изложение, а сейчас - в тесты. Качество текста изменяется соответственно».
По словам ректора РГМУ им. Пирогова Николая Володина, новая система набора в вузы породила чудовищную логику: «не возьмут в пищевой - пойду в медицинский». Насколько такие студенты будут подготовлены к специфическим требованиям факультета, насколько они будут мотивированы - говорить не стоит. «Студент с этим купленным сертификатом пойдет повторно в любой вуз, на любую специальность и опять-таки проучится там семестр, заняв место впустую, если не будет найдено грамотных мер противостояния. Во Франции человека, отчисленного за неуспеваемость, заносят в базу данных. Студент не имеет права поступать на эту специальность год. Проблема в том, что вузам невыгодно переводить на освободившиеся бюджетные места даже самых умных «платников» - учебное заведение останется без денег вообще. Так что отчисляют бюджетников совсем уж в крайнем случае, когда те, что называется, ни в зуб ногой. Все это, естественно, приводит к снижению уровня высшего профессионального образования»,- полагает президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков.
Комментарии
А ЕГЭ - это нечто вроде "евроремонта", который очень любили делать в девяностые. Намажут подгнившие стены белым, на потолок гипсовых розочек налепят, и уверяют, что все "как в лучших домах Парижа".
Вот и налепили на развалины образования псевдозападную розочку.
Ссылаются на запад, а на западе аналоги ЕГЭ проходят так, да не так. И никто не берет в вузы только по итогам экзамена - надо еще рекомендации собрать, эссе написать, много чего надо сделать. Поработать волонтером в больнице, если хочешь в доктора, или в библиотеке, если рвешься в гуманитарии.
И кто ж будет бананотехнологии двигать?