Рейтинг эффективности руководителей регионов

На модерации Отложенный

Ровно три года назад, 13 сентября 2004 года, Владимир Путин объявил об отмене всенародных выборов глав регионов. Этот шаг стал выводом из трагедии Беслана и был призван повысить уровень управляемости государством, сделать машину власти более эффективной. Три года спустя "Известия" совместно с Центром политической конъюнктуры России решили проверить, в каком состоянии Владимир Путин передаст губернаторский корпус своему преемнику.

Подавляющее большинство региональных лидеров за это время прошло процедуру переназначения. "Стареньких", то есть еще всенародно избранных, осталось всего пятнадцать. Близится и последний срок, до которого они смогут продержаться, — это 29 декабря 2009 года.

Именно в этот день заканчиваются полномочия последнего из избранных — нынешнего главы Курганской области Олега Богомолова.

Что же касается губернаторов, утвержденных уже по новой процедуре (президент вносит кандидатуру на рассмотрение в местный парламент), то за последние три года их кадровый состав обновился примерно на треть. Остались старожилы, возглавляющие регионы еще с ельцинских времен (Юрий Лужков, Егор Строев, Эдуард Россель, Минтимер Шаймиев), но появились и "новички", пришедшие либо из бизнеса, либо из госструктур — Дмитрий Зеленин (Тверь), Сергей Митин (Псков), Александр Карлин (Алтайский край), Александр Тишанин (Иркутская область).

Чем измерить доверие

Ключевое слово действующей сейчас схемы замены региональных лидеров — "утрата доверия". Именно с такой формулировкой были отправлены в отставку несколько губернаторов, первым же в этой цепи в 2005 году оказался глава Корякии Владимир Логинов. Более-менее понятная конкретика в хрупком слове "доверие" появилась только этим летом, когда президентским указом были утверждены 43 критерия оценки эффективности региональных властей. Формально они появились с подачи самих губернаторов, внесших их на рассмотрение Госсовета. На самом деле, по данным "Известий", активнее всех на этом поле играло экспертное управление администрации президента.

Отчитаться по "государевым критериям" (к 43 основным потом добавили еще и дополнительные) регионы должны были до 1 сентября — именно в этот срок они обязались сдать в президентскую администрацию все цифры. Пока там эти данные обрабатывают, "Известия" совместно с Центром политической конъюнктуры решили в каком-то смысле поставить себя на место президента и составить свой рейтинг эффективности региональных властей.

Политические факторы — вхождение в списки тех или иных партий или же результаты предыдущих выборов — мы заведомо из своего отбора исключили. В итоге для анализа были использованы ключевые показатели, входящие в список президентских критериев: уровень безработицы, денежные доходы населения, темп их роста, индекс промышленного производства (все — по данным Росстата за 1-е полугодие 2007 года), а также соблюдение региональными властями требований Бюджетного кодекса (данные Минфина).

Приглашаем вас на балл

Система оценки — начисление штрафных баллов. Например, 1 балл начисляется за каждый процент превышения среднероссийского уровня безработицы (2%). Точно так же с доходами населения: 1 балл начисляется за каждую неполную тысячу рублей, которой не хватает для среднероссийского показателя в 8 тысяч. По одному штрафному баллу регион получает и за нарушение требований Бюджетного кодекса: превышение расходов над доходами, слишком большой объем долга и — это касается только дотационных регионов — назначение местным чиновникам более высокой зарплаты , чем предусмотрено федеральным центром.



В итоге больше всего штрафных баллов набрали Чечня и Ингушетия — их в первую очередь подвел чрезвычайно высокий уровень безработицы (в Чечне, по данным Росстата, 63%). Но, как полагают специалисты Центра политической конъюнктуры, эти два региона все-таки нельзя считать по общей схеме — они явно требуют особого подхода.

Если сбросить со счетов Чечню и Ингушетию, то группу аутсайдеров возглавляют Усть-Ордынский автономный округ (36 баллов) и Корякия (33 балла). Любопытно, что именно эти два региона сейчас находятся в процессе объединения со своими более успешными соседями и вскоре должны прекратить самостоятельное существование, а еще четверо из 15 членов "красной группы" пока не прошли процедуру переутверждения губернаторов (Воронежская, Читинская, Магаданская и Астраханская области).

К "троечникам" отнесены те, кто набрал от 6 до 10 штрафных баллов. Их набралось 14, и в этой группе тоже ровно четверо губернаторов, пока не получивших от президента знака доверия в виде переутверждения на должность. Это главы республик Удмуртия и Хакасия, Курганской и Архангельской областей. Совпадение ли это?

— Это совершенно не выглядит совпадением, — уверен генеральный директор Центра политической конъюнктуры Михаил Виноградов. — Как раз это указывает на то, что экономические критерии в нынешней процедуре переназначения во внимание, безусловно, принимаются.

Больше всего оказалось "хорошистов", набравших от 1 до 5 штрафных баллов, — в эту группу попали сразу 45 регионов. "Отличниками" же, то есть теми, кто не набрал ни одного штрафного балла, стали всего 6 регионов — Татарстан, Ленинградская, Свердловская, Ярославская области, а также Москва и Санкт-Петербург. Но в итоге картина вполне благостная — "хорошисты" и "отличники" в подавляющем большинстве. Соответствует ли это действительности?
— Думаю, да, с точки зрения критериев, которые предъявляет федеральный центр, регионы ведут себя более-менее прилично, — полагает Виноградов. — В худшую сторону выбивается Южный округ и Дальний Восток. Вместе с тем говорить о радикальном повышении качества управления, как мне кажется, сложно, в большинстве регионов существенных изменений не заметно. Что же касается новой схемы выборности губернаторов, то она за истекшие три года применялась достаточно селективно и в основном критерии были политическими, как, например, конфликт местного парламента и губернатора. И 2007—2008 годы в этом смысле могут стать поворотными: политический фактор становится не столь значимым, и на первый план выходят именно экономические показатели, поэтому идея 43 критериев логична с точки зрения перехода к большей значимости экономических факторов.

Последуют ли за анализом критериев кадровые выводы? Как полагает Виноградов, на этот раз в ход пойдут скорее финансовые рычаги — например, пересмотр порядка распределения субсидий и в принципе финансовой помощи из центра. А это для регионов может оказаться куда болезненнее громкой, но быстро забывающейся отставки губернатора.

\"