На время олимпийского строительства Сочи может стать малопригодным для отдыха

На модерации Отложенный Не прошло и двух месяцев со дня объявления российского города Сочи столицей зимних Олимпийских игр 2014 года, а настроение жителей курорта начало меняться: если 5 июля, сразу после голосования на сессии Международного олимпийского комитета в Гватемале, сочинцы испытывали неописуемый восторг, то теперь эта эйфория начинает вытесняться тревогами.

Нет никакой определенности прежде всего для тех жителей курорта, чьи дома стоят на землях, отведенных под объекты Олимпиады. В начале августа мэр Сочи Виктор Колодяжный заявил, что в Имеретинской низменности, на берегу моря, где должен быть возведен Олимпийский парк (в его пределах разместятся шесть ледовых стадионов, Олимпийская деревня и пресс-центр), сносить вообще ничего не будут. По словам мэра, было найдено некое технической решение, которое позволит сделать Олимпийский парк компактнее. Но 24 августа, во время встречи мэра Сочи Виктора Колодяжного и губернатора Краснодарского края Александра Ткачева с Владимиром Путиным в резиденции «Бочаров Ручей», говорилось, что сносить дома все-таки придется. И мэр о каком-то новом техническом решении уже не вспоминал.

Владимир Путин, сообщая о начинающемся в Сочи беспрецедентном по масштабам строительстве, призвал мэра и губернатора «при этой масштабной работе никогда не забывать об интересах тех людей, которые здесь живут». Все законные требования граждан должны быть удовлетворены, подытожил президент. Вопрос -- будут ли и как?

Жители Имеретинской низменности, пользуясь тем, что находятся на окраине курорта, в сельской местности, фактически на болоте, до которого руки властей никогда раньше не доходили, без каких-либо разрешений строили и перестраивали собственные дома. А теперь, когда болото вдруг стало поистине золотым, людей охватила паника, потому что они не смогут доказать законность своих построек.

Мало кто верит, что в Имеретинской низменности останется "частный сектор". Просто невозможно представить, как будут сочетаться Олимпийский парк с его ультрасовременными зданиями с этим ужасающего вида «шанхаем». Оставить его в неприкосновенности, как обещал мэр Сочи, значит, дать повод писать и говорить, что Сочи -- это "город контрастов", где роскошь соседствует с нищетой.

Чтобы успокоить сочинцев, которым пока никто не объясняет, что и как будет происходить на курорте в связи с подготовкой к Олимпийским играм, в городе объявлено о создании двух общественных организаций, которые поставили перед собой цель информировать горожан. Сначала о создании такого подразделения сообщила Общественная палата при главе Сочи, затем депутатами городского собрания был сформирован комитет «Олимпиада для Сочи».

О результатах их деятельности пока говорить трудно. «Мы сами находимся в полном неведении, -- сетует председатель городской Общественной палаты Надежда Козлова. -- И пока не представляем, где найти информацию, которая хоть что-нибудь разъяснила бы».

Похоже, что такой информации пока нет вовсе. Вместо нее появляются совершенно противоречивые сведения, которые заставляют тревожиться не только тех, кто непосредственно подпадает под олимпийскую застройку, но остальных жителей города.


На днях в Сочи снова побывал министр транспорта России Игорь Левитин (недавно он вместе с министром экономического развития и торговли Германом Грефом проводил здесь совещание по логистическому обеспечению подготовки курорта к Олимпиаде, о котором писала газета "Время новостей"). После обсуждения ряда вопросов с мэром и сотрудниками городской администрации министр сообщил, что принято окончательное решение о строительстве второго яруса главной сочинской магистрали -- Курортного проспекта. Реализовывать проект придется ударными темпами, за четыре года.

Новость о срочной реконструкции Курортного проспекта ввергла жителей Сочи в шок. Дело в том, что Курортный проспект не просто главная улица города, протянувшаяся на 10 км. На эту магистраль «смотрит» большинство сочинских санаториев. Курортный проспект проходит по их территориям, разделяя парки здравниц на две части, и все это давно, еще с тридцатых годов прошлого столетия, сложившийся ансамбль. В Сочи все были уверены, что проблема пробок на Курортном проспекте будет решаться другим способом -- строительством альтернативной дороги. Но во время совещания г-на Левитина с работниками сочинской мэрии выяснилось, что на курорте не осталось свободных земель, по которым можно было бы проложить эту параллельную проспекту улицу, -- все распродано инвесторам.

Впрочем, опасения сочинцев вызваны не тем, что облик города будет кардинально изменен, а перспективой остаться на время строительства без работы. Жители курорта существуют в основном за счет отдыхающих, в Сочи нет производств, не связанных с обеспечением курорта. Но если и в центре города, а не на одних окраинах в Адлерском районе (где пройдет Олимпиада), развернется грандиозное строительство, кто тогда захочет здесь отдыхать?

По всей видимости, у сочинцев впереди действительно непростые времена. Мэр курорта Виктор Колодяжный уже сообщил о грядущей необходимости резкого ограничения движения индивидуального транспорта. Со следующего года для въезда частных машин будет закрыт поселок Красная Поляна, где начнется строительство горных олимпийских объектов. Также в связи со стройками будет перекрыт подъезд к некоторым другим районам. Специалисты курортной отрасли предрекают сокращение числа отдыхающих уже в следующем году (удобным местом для гостей останется только Лазаревский район Сочи).

Строительство, с сопутствующими ему шумом и пылью, уже аукнулось городу сокращением числа гостей. Правда, официальная статистика на сей счет пока молчит. Но, например, данные Северокавказской железной дороги за август показали уменьшение потока пассажиров в сторону Сочи на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. О том, что отдыхающих в Сочи стало меньше, говорят местные таксисты и рестораторы, владельцы частных гостиниц и директора крупных здравниц.

А ведь олимпийская стройка в городе еще не началась. В Сочи пока возводятся только здания по многочисленным инвестиционным проектам, в основном элитное жилье, формально не имеющее к предстоящим зимним Олимпийским играм никакого отношения.