В Венеции открылся 64-й кинофестиваль
На модерации
Отложенный
Венецианский кинофестиваль когда-то давно, в 1932 году, основали при непосредственном участии Бенито Муссолини, поэтому во время Второй мировой войны кинофорум на острове Лидо временно не собирался. И все же через девять лет идею решили реанимировать, и вот сегодня этот кинофестиваль – старейший в мире и один из самых уважаемых. Одно время он считался иконой арт-хауса, но с приходом к власти нынешнего директора Марко Мюллера все больше дрейфует в сторону под условным названием «а чем мы хуже».
Марко Мюллер у власти четыре года, за это время фильмы, премьеры которых были в Венеции, вслед за этим получили 51 номинацию на «Оскар». Хорошо это или плохо – вопрос спорный. Но такие демократические настроения привлекают сюда самых ярких звезд мейнстрима. Вот и на юбилейный фестиваль собралось сразу несколько dream team из разных стран.
Прежде всего это англоязычная команда, которая должна бы делиться на американцев и англичан. Но делится она очень условно: из 22 конкурсных фильмов 11 сняты на английском языке, среди них есть совместные англо-американские, а есть голливудские с британскими режиссерами. Так что лучше и не пытаться разбивать эту команду на составляющие. Открыла фестиваль картина «Искупление», главную роль в которой исполнила Кира Найтли, казалось бы, совсем недавно просто хорошенькая девушка из «Пиратов Карибского моря», а сегодня – модная венецианская звезда. Два американских фильма посвящены войне в Ираке. Фильм «В долине Аллаха» режиссера Пола Хаггиса рассказывает историю солдата, вернувшегося из Ирака, а «Отредактировано» Брайана Де Пальмы повествует об отряде американских солдат, преследующих иракскую семью.
«Майкл Клейтон» с Джорджем Клуни – фильм Тони Гилроя о сотруднике безопасности крупной банковской компании, который постоянно решает геоэкономические проблемы своих боссов. Среди других англо-американских фильмов - «Убийство Джесси Джеймса» с Брэдом Питтом и «Меня там нет», в котором шесть актеров будут играть Боба Дилана, и, что особенно занятно, один из них - прекрасная Кейт Бланшетт. Будут показаны также фильм пожилого, но все еще скандального Кена Лоуча «Это свободный мир», комедия «Дарджилинг лимитед» Уэса Андерсена с пытавшимся недавно покончить с собой комедиантом Оуэном Уилсоном, «Сыщик» Кеннета Брана с нестареющим Майклом Кейном и с Джудом Ло. Наконец в конкурсе есть и совместный американо-польско-канадско-голландский фильм «Ночной дозор» Питера Гринуэя - о Рембрандте, не о вампирах. Есть и еще одна частично американская картина, но о ней – позже. Кроме того, во внеконкурсной программе будет и премьера нового фильма Вуди Аллена «Мечты Кассандры».
Понятно, что американское присутствие этим не ограничивается. Голливудские звезды явились на фестиваль не только на пленке, но и непосредственно – среди них Джордж Клуни, Шарлиз Терон, Бред Питт, Скарлет Йоханссон и многие другие. Венецианского льва за кинокарьеру увезет тоже американец – Тим Бартон, который получит его из рук другого американца – Джонни Деппа. Марко Мюллера критиковали за его любовь к Голливуду и примыкающей к нему Британии. Но он решительно заявил журналистам, что многие самые сильные фильмы мирового кинематографа вышли из англоязычного мира, а нынешнее американское и британское кино еще и демонстрирует «высокую степень свободы».
Отдельная история – азиатские картины, к которым г-н Мюллер питает особую слабость. Начнем с того, что председатель жюри – китаец Чжан Имоу (в 2002 году жюри, кстати, возглавляла китайская актриса Гонг Ли, которая неоднократно снималась в фильмах нынешнего председателя).
В прошлом году главного Венецианского льва выиграл китайский фильм «Натюрморт», фильм-сюрприз, включенный в программу в последний момент, уже во время фестиваля. В этом году фильм-сюрприз также приедет из Азии. Пока известно только, что на этот раз Китай в Венеции представит Цзян Вэн с фильмом «И восходит солнце» (кстати, ему долгое время было запрещено работать в Китае), но будет также фильм совместного производства США, Китая и Тайваня «Вожделение-осторожность» - та самая лишь частично американская картина. Ее режиссер - Энг Ли, недавно завоевавший мир со своей «Горбатой горой». В его новом фильме действие происходит в Шанхае. Именно это, а также фамилия режиссера и позволяют включить «Вожделение» не в англо-саксонскую, а в китайскую группу. Есть еще один фильм – «Помоги мне, Эрос» Канн-Шен Ли, обозначенный в конкурсной программе как «сделано в Тайване», что уже вызвало официальные протесты Китая, считающего Тайвань своей островной территорией. А закроет фестиваль лента «Кровные братья» китайца Алекси Тана.
Еще одна команда имеет шансы – русская. В основном конкурсе эта команда, правда, представлена всего одним игроком, зато он из категории тяжеловесов. Никита Михалков привез в Венецию свой новый фильм «12» - ремейк классической ленты «Двенадцать разгневанных мужчин» - о нелегком труде в суде присяжных заседателей. Пикантность михалковскому варианту придает следующая сюжетная особенность: присяжным предстоит решать судьбу чеченского подростка, обвиняемого в убийстве своего приемного русского отца. Михалков в Венеции как дома, Михалкова в Венеции любят, он уже побеждал здесь в 1991 году с фильмом «Урга – территория любви». Но дело не только в той победе – в Венеции традиционно хорошо относятся к русскому кино. Достаточно вспомнить хотя бы Андрея Звягинцева. На этот раз в параллельной программе «Венецианские дни» покажут «Груз 200» Алексея Балабанова – российский фильм откроет эту секцию. А режиссерский дебют сценариста Александра Миндадзе «Отрыв» будет участвовать в конкурсе «Неделя критики».
Между прочим, фильмы Миндадзе в Венеции тоже знают - когда-то в конкурсе здесь участвовали картины по его сценариям «Парад планет» и «Плюмбум, или опасная игра». А в конкурсе короткого метра участвует комедия «Люди из камня» Леонида Рыбакова. Однако русских в Венеции решено отметить призом еще до конкурса. «За вклад в кино, за внимание к духовным исканиям человека и неустанный поиск вечного» - с такой формулировкой будет награжден премией им. Роберта Брессона Александр Сокуров. Эта награда присуждается Епископальной ассамблеей Италии совместно с советом Ватикана.
Впрочем, зрителей могут ждать и сюрпризы - три французских, два итальянских и по одному фильму из Испании, Японии и Египта будут также участвовать в конкурсе. К итальянскому кино на нынешнем фестивале тоже особенное внимание – специальный приз, учрежденный по случаю юбилея, присудили Бернардо Бертолуччи. Кроме того, подготовлена специальная программа «Тайная история итальянского кино» о спагетти-вестернах, которую будет вести большой поклонник этого жанра Квентин Тарантино. Ну а французское кино – оно и есть французское кино, способное преподнести сюрприз в любой момент. Какая из команд мечты лучшая – ответ на этот вопрос можно будет узнать ровно через неделю. Победителя юбилейного Венецианского кинофестиваля торжественно назовут в последний праздничный вечер, 8 сентября.
Комментарии