Борис Березовский: Не позволяйте Путину вас обманывать: спасите Россию
На модерации
Отложенный
О Путине и путинской России широко говорят на Западе. Мнения разделились: одни говорят, что дружественные отношения предпочтительнее, другие настаивают на том, что жесткий курс более уместен.
Несмотря на распад Советского Союза, Россия все еще играет ключевую роль в мировой политике. Раздоры между Россией Владимира Путина и Западом заметны во всех сферах: энергоресурсы и их траспортировка, военная безопасность, Косово, Восточная Европа, Украина, Кавказ, Центральная Азия, Ближний Восток... не осталось практически ни одной области, где бы интересы путинской России совпадали с интересами Запада.
С последним мифом – мифом о сотрудничестве в борьбе против международного терроризма – было покончено 1 ноября 2006 года, когда Лондон стал объектом радиационного террористического акта с использованием полония-210. За этим нападением впрямую стоял Кремль.
Режим Путина неизбежно падет. СССР распался, так как централизованная система политического управления и плановая экономика были неконкурентоспособны. Заставляя Россию вернуться к системе власти, при которой решения спускаются сверху, Путин обрекает ее на страдания от тех же последствий, от которых пострадал и Советский Союз. Однако, если распад СССР означал освобождение народов Украины, стран Балтии, Кавказа, Центральной Азии и других, распад России будет означать гибель уникальной цивилизации, которая является неотъемлемой частью цивилизации общемировой. Падет ли режим Путина в результате кризиса России или найдутся внутриполитические силы, способные победить режим и остановить процесс распада? Третьего не дано.
Режим Путина – это авторитарный режим. При нынешней системе свободные выборы невозможны. Только путем давления на Кремль будет возможным восстановление конституционной формы правления. Английский философ Джон Локк сказал: "Если правительство нарушает закон, свержение его является не просто правом, но обязанностью ответственных членов общества". Я призываю к оказанию целенаправленного нажима с целью восстановления формы правления, которая будет соответствовать букве и духу конституции Российской Федерации, где сказано: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства". Отречение от прав и свобод граждан сделало незаконным сам режим Путина. Всеобщая Декларация Прав Человека ООН, которую подписала и Россия, гласит: "Необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать в качестве последнего средства к восстанию против тирании и угнетения".
Каждый боится революционного кровопролития. Однако бескровные революции конца XX – начала XXI веков в Восточной Европе и бывшем Советском Союзе преподают нам иной урок.
Для начала Западу следует признать, что правление Путина неконституционно. Основания для этого дают события в России и убийство Александра Литвиненко. Затем оказать целенаправленное давление на институты власти.
Оно должно принимать много разных форм, в том числе в качестве крайнего средства – восстание. Есть одно основополагающее ограничение: при подобном давлении надо свести к минимуму провоцирование силовых действий государства, которые повлекут за собой жертвы. Примеры Украины и Грузии доказывают, что такое достижимо. Только народ может быть законной силой, которая сместит незаконное правительство, так как демократия – основа конституционной политики России.
За последние 20 лет наш народ продемонстрировал огромную "гибкость" в своих политических склонностях. Наш народ доверяет не конкретному лицу, а должности. Вместо того чтобы придавать значение высокому рейтингу популярности Путина, надо задать простой вопрос: кто добровольно рискнет жизнью, чтобы выйти на улицы в защиту Путина? Я отвечу так: таких людей будет гораздо меньше, чем тех, кто добровольно рискнет жизнью, чтобы выйти на улицы и ему противостоять.
Проблема Путина в том, что до сих пор его реальной опорой была коррумпированная прокремлевская элита.
Он заключил с этими людьми сделку: они дают ему власть, "любовь" народа и личное благополучие, а он взамен легализует их капиталы и бизнес в России и на Западе. Но эта элита держит свои капиталы в западных, а не российских банках, поэтому, если что-то случится, Путину не так-то просто будет их у нее отобрать.
Когда Запад осознал, что за убийством Литвиненко стоял Кремль, Путин утратил способность гарантировать защиту интересов этой элиты на Западе. Более того, близость к Путину стала для ее представителей опасной.
Теперь о третьем президентском сроке. Поскольку неуверенность – стержень менталитета Путина, обман дается ему легко. Кремль выдумал историю о его третьем сроке. Замысел обманной уловки прост: марионеточный преемник, конституционное собрание, внесение поправки в конституцию (о том, что президентские полномочия действуют в течение двух семилетних сроков), затем преемник подает в отставку, и Путин возвращается. До убийства Литвиненко этот план, возможно, можно было осуществить. Теперь он не сработает. Элита не хочет, чтобы Путин возглавлял вертикаль власти, подозреваемой в совершении преступлений на территории собственной страны и в международном терроризме; и любой преемник, покрывающий преступления правительства Путина, сам станет сообщником. В свою очередь, будучи сообщником, он не сможет удержаться на посту достаточно долго, чтобы Путин вернулся. так что Путин не может передать власть никому, даже марионетке.
Очевидно, что Россия все еще ковыляла бы в составе коммунистически-кагэбэшного СССР, столь любимого Путиным, если бы не Запад и его решительные лидеры, прежде всего Рональд Рейган и Маргарет Тэтчер.
Нет ничего постыдного в использовании Западом рычагов, которые помогут вернуть Россию на путь демократических реформ.
Необходимая предпосылка успеха заключается в том, чтобы Запад выступил единым фронтом. Путинская Россия зависит от Запада в несравненно большей степени, чем зависел от него Советский Союз. Все российские элиты пуповиной соединены с Западом. Западу следует направить свои усилия на противодействие тем, кто является опорой путинского режима, – коррумпированной элите.
Первым шагом должна стать всеобъемлющая аудиторская проверка банковских счетов этой элиты, начиная с лиц, которые наиболее близки к Кремлю.
Западные лидеры располагают всеми необходимыми инструментами для проведения такой аудиторской проверки, включая соглашение о борьбе с коррупцией на высоком должностном уровне, подписанное в 2006 году лидерами "большой восьмерки" на саммите в Санкт-Петербурге. Я уверен, что большинство из этих лиц не выдержит проверки.
Монополия России на энергоресурсы Евразии сама по себе еще недостаточна для того, чтобы быть инструментом политического давления, так как требуется еще и сеть транспортировки для доставки энергоносителей потребителям.
Непонимание "Старой Европой" резкой реакции Польши, Чехии, Эстонии и других государств на агрессивные действия Путина проистекает из глубокой интеллектуальной деградации политических элит Запада, которая начинается с его лидера – Соединенных Штатов. Из-за этой деградации Запад медлит с интеграцией Украины, Молдавии и Грузии в Европу, а также отстраняет от себя Белоруссию. Запад должен предложить поддержку этим странам, находящимся на передовой линии сопротивления ползучей агрессии путинской России.
Неучастие Запада в процессе демократических реформ, начатом Борисом Ельциным, и его открытое поощрение преступного режима Путина вернули мир назад, в прошлое.
Ядерный шантаж со стороны Ирана, провальная война в Ираке, кризис в Палестине и на Ближнем Востоке в целом – все это прямое следствие неправильного понимания роли России в современном мире. Возвращение России в демократическое сообщество реально – более того, это основная задача ответственных западных политиков.
Комментарии