Лекарство эпохи Сталина. Чем оказался полезен вещмешок красноармейца?
На модерации
Отложенный
В 30-х годах туберкулез и воспаление легких стали излечимыми, а гангрена перестала непременно заканчиваться ампутацией. Но врачи и фармацевты жарко спорили о том, какое антибактериальное средство эффективнее - антибиотики или бактериофаги.
Казалось, вопрос навсегда решился в пользу первых, так что сегодня не каждому известно, что такое бактериофаги. Это вирусы, безвредные для человека, но убивающие болезнетворных микробов. Массовая эйфория по поводу бактериофагов сменилась забвением, пишет ВВС.
Везде, кроме Советского Союза, где на родине Сталина, в Грузии, специальный медицинский институт продолжал соответствующие исследования.В результате родились противовоспалительные препараты, который широко использовались при самых разных диагнозах - от заражения крови до простуды. Больше всего их применяли в Красной Армии, но они использовались и в гражданской медицине, как в СССР, так и в некоторых странах Восточной Европы.
И антибиотики, и бактериофаги действуют непосредственно на микробы, только антибиотики губят не только патогенную, но и нормальную микрофлору, нарушая естественный баланс, в то время как бактериофаги действуют только на патогенные микроорганизмы. Такое выборочное действие обусловлено их природой. Бактериофаги - это вирусы бактерий.
Встречая чувствительную микробную клетку, фаг проникает внутрь нее, переключает механизм ее действия на воспроизводство себе подобных, которые, разрывая оболочку клетки, в десятикратном количестве атакуют другие микробы. Лизис приобретает спонтанный характер, и освобождение от нежелательных микробов происходит в считанные часы.
Фаголизис - разрушение бактерий фагами - естественный процесс, который происходит в пораженном бактериями органе при самопроизвольном выздоровлении. И если по какой-то причине самовыздоровления не происходит, организму можно помочь, вводя соответствующий бактериофаг, полученный в условиях производства. Фаг носит название того микроба, на который он действует.
До недавних пор использование бактериофагов считалось местной спецификой, если не признаком отсталости. Однако роман мировой медицины с антибиотиками начал подходить к концу по мере того, как микробы стали приобретать к ним устойчивость.
Чтобы создать новый сильнодействующий антибиотик, фармацевтические компании сегодня должны в среднем потратить 10 лет и 800 млн. долларов. Начались лихорадочные поиски принципиально новых методов лечения. Похоже, возвращение бактериофагов не за горами.
Привлекательность антибиотиков, помимо всего прочего, состоит и в том, что одно и то же лекарство способно уничтожать разные бактерии. В случае с бактериофагами надо вывести отдельный вирус для каждого инфекционного заболевания.
Вице-президент США Альберт Гор назвал фаги «новым оружием для борьбы с болезнетворными бактериями». В последние годы защищен ряд докторских диссертаций о практическом применении бактериофагов, например, в Финляндии - о включении последних в йогурты. Несколько американских фирм начали производить фаги, отмечает «Фармацевтический вестник».
1917: Феликс д'Эрель делает аналогичное открытие, вводит в научный оборот термин "бактериофаги"
1923: Профессор Георгий Элиава создает в Тбилиси Институт микробиологии и вирусологии
1925: Четыре пациента с диагнозом "бубонная чума" успешно вылечены
"Может быть, это и хорошо, - говорит доктор Рон Диксон, руководитель отдела биомедицинских исследований Университета Линкольна в графстве Ноттингемпшир. - Они подавляют не всю микрофлору организма, а только те бактерии, которые нужно". Попав в тело человека, бактериофаги начинают размножаться со скоростью 200 особей за 30 минут, и "присасываться" к бактериям, меняя структуру их ДНК. После уничтожения микробов вирусы гибнут, не оставляя следов в организме.
Правда, бактерии могут приобрести устойчивость к отдельным фагам, как они уже научились сопротивляться антибиотикам. В этом случае придется создавать новые разновидности вирусов. Скорее всего, чтобы повысить эффективность лечения, будут использоваться "коктейли" из нескольких фагов.
Лечение бактериофагами не дает побочных эффектов.
Правда, известно, что в 30-е и 40-е годы оно довольно часто не давало вовсе никакого эффекта, и пациенты умирали.
Однако современные энтузиасты "нового старого" метода терапии убеждены, что дело не в его недостатках как такового, а в несовершенстве технологий более чем полувековой давности и неправильных диагнозах. Пока в большинстве фармацевтических компаний к бактериофагам относятся осторожно.
Доктор Ник Хаусби из фирмы Novolytics Limited - одной из немногих, которые решили рискнуть - говорит, что все дело в правах на интеллектуальную собственность, которые в случае с бактериофагами трудно защитить, поскольку методика использовалась уже давно и во многих странах. Компании опасаются за будущие прибыли, говорит он. Novolytics сейчас работает над мазью для борьбы с инфекцией, известной под аббревиатурой MRSA (устойчивая к метициллину разновидность бактерии Staphylococcus aureus). Известная с 1961 года, она почему-то распространяется в основном в больницах и вызывает воспаления дыхательных путей, мочеполовой системы, открытых ран и мест введения венозных катетеров, осложняя лечение основного заболевания. В обиходе врачи и пациенты называет ее "супержучок" (superbug).
Предполагается, что мазь будет вводиться в ноздри для эффективной профилактики. Прежде чем появиться на рынке, препарат должен пройти еще две фазы клинических испытаний, на что потребуется около пяти лет. Ученые из Универститета Линкольна вступили в контакт с коллегами из Института имени Элиавы, которые самостоятельно ведут поиск средств для борьбы с "супержучком".
Между тем
Учёным удалось разработать новый метод уничтожения вирусов. Их обстреливают импульсами пурпурного лазера. От этого вирусы начинают взрываться. А обычные клетки не страдают, говорят разработчики. Возможно, открытие станет основой новой методики очистки крови от ВИЧ и вируса гепатита С, сообщает Gazeta.ru.
Американские ученые создали новую технологию уничтожения вирусов. Как выяснили специалисты из Университета штата Аризона, Медицинской школы Джонса Хопкинса и Военно-медицинского университета, вирусы, заразившие биологические образцы, можно уничтожать маломощными импульсами фемтосекундных лазеров видимого диапазона света (длина волны - 425 нм (пурпурный свет), длительность импульса - 100 фемтосекунд, то есть 10-15 секунд).
По словам разработчиков, импульс весьма низкой мощности (5 микроджоулей на квадратный сантиметр) разрушает белковую оболочку вирусов, оставляя здоровые клетки невредимыми. Практически технологию тоже отработали, для начала на бактериофаге М13. Результаты оказались обнадеживающими: однократная обработка вызывала в белковой оболочке бактериофага механические колебания высокой амплитуды, уничтожавшие вирус. Эффект основан на так называемом комбинационном рассеянии света (Рамановском рассеянии) - белковые молекулы рассеивают падающий на них свет, сильно изменяя свои внутренние колебательные и вращательные частоты.
Ученые отмечают, что новый метод намного безопаснее и эффективнее обработки образцов ультрафиолетовым и СВЧ-излучением.
Ультрафиолетовое излучение не сразу убивает вирусы. Если недостаточно долго облучать им помещение, то вирусы выживают. И за счёт мутаций, вызванных УФ-светом, часто приобретают ещё более патологические свойства. И устойчивость к ультрафиолету. С другой стороны, слишком долгое и сильное облучение ультрафиолетом вредит обычным клеткам организма, что делает методику неприменимой для очистки крови, например.
Также невозможно очистить кровь от вирусов и при помощи СВЧ-излучения. Вода в клетках слишком сильно поглощает волны микроволнового диапазона, что приводит к её разогреву и гибели клеток. В дальнейшем группа под руководством профессора Кон-Тон Сена с физического факультета Университета Аризоны попытается применить свой метод для уничтожения ВИЧ и вируса гепатита С. А также проверить, не вредит ли метод живым клеткам млекопитающих. Если клетки выдержат, впоследствии метод начнут использовать для очистки донорской крови, а также при гемолизе крови.
Комментарии