Черные дыры российского бюджета
Доходы федеральной казны благодаря высоким ценам на нефть растут, но все эти деньги отправятся в регионы, которым все сложней платить по обязательствам. Абсолютный лидер по получению федеральной помощи — Чечня
Российские регионы продолжают беднеть. Если по итогам первого полугодия региональные бюджеты собрали налогов на 15% меньше, чем за тот же период прошлого года, то за январь – август, согласно недавно опубликованным данным, – уже на 18% меньше. Это при том, что летом прошлого года российская промышленность уже показывала неважные результаты и собираемость налогов начала ухудшаться уже тогда. То есть регионы не добирают налогов уже и по сравнению с кризисными временами. Причем, цифры падения доходов, приводимые Росстатом и Казначейством, даются в номинальном выражении, то есть без учета инфляции. Если же учесть рост цен, то в реальном выражении регионы обеднели почти на 30%.
О продолжающемся ухудшении ситуации свидетельствует и то, что в августе было собрано меньше налогов, чем в июне, хотя традиционно в прежние годы собираемость в последний месяц лета была лучше, чем в первый.
Главная причина, по которой казна пустеет, – это налог на прибыль, который традиционно является главным кормильцем регионов, обеспечивая около трети доходов. Теперь падает и прибыль организаций (на 37% за январь – август к тому же периоду прошлого года), и их желание платить налоги (собираемость налога на прибыль упала куда сильней самой прибыли – на 45,5%).
Регионов, чьи бюджеты бы «потолстели» по сравнению с июнем, оказалось крайне мало. Преимущественно это субъекты, в которых осуществляются крупные инфраструктурные проекты, вроде Сахалина или Чукотки (последней помогает и то, что она традиционно опирается на помощь федерального бюджета).
Ничего удивительного нет и в хорошем положении Приморского края – ведь там за тот же период объем инвестиций в основной капитал вырос в 2,7 раза благодаря подготовке к саммиту АТЭС. Хорошо и тем, кто «сидит на шее» у федерального центра, как, к примеру, Камчатка, чья казна более чем на две трети наполняется Москвой, или той же Чечне.
Единственным, пожалуй, регионом, где серьезный рост доходов достигнут за счет подъема местной промышленности, стал Красноярский край. Казалось бы, нефтеносные регионы должны крупно выиграть от ралли на нефтяном рынке, которое происходило летом.
Но их бюджетная обеспеченность только ухудшается, демонстрируя, что сами по себе нефтяные доходы кормят преимущественно федеральный бюджет.
Исключением является Ненецкий АО округ, где, по данным Независимого института социальной политики, идет развертывание новых месторождений.
Единственным спасителем для регионов, как и ожидалось, становится федеральный центр. Объем трансфертов из федерального бюджета растет весь год и достиг уже 153% от уровня января – августа прошлого года. Бюджеты некоторых республик Северного Кавказа, Тывы, Алтая примерно на 80% состоят из федеральных денег. В Чечне этот показатель – 92%, причем в рублях трансферты в Чечню выросли по сравнению с прошлым годом почти двукратно.
С результатом 41 млрд рублей Чечня стала абсолютным лидером по получению дотаций из центра (и, кстати, одним из лидеров по затратам на правительственный аппарат).
Бюджетные деньги уже стали поводом для конфликтов внутри регионов, как, например, в Волгоградской области, где мэрия Волгограда обиделась на областное руководство, которые выделило региональной столице лишь малую часть очередного федерального транша на 1,6 млрд рублей.
Несмотря на все это, в Москве на будущее смотрят с оптимизмом. В Минрегионразвития подготовили прогноз с указанием тех областей и республик, в которых недобор налогов будет наибольшим по итогам 2009 г.
На первом месте – Тюменская область (снижение доходов на 57%), далее Ханты-Мансийский АО, Челябинская и Вологодская области (недобор 30-36%). У остальных – снижение доходов по итогам 2009 г. примерно на 20% и менее.
На основе этих прогнозов строится планирование бюджета и трансфертов. А значит, это планирование никуда не годится, так как уже сейчас ситуация заметно хуже. Даже если бы ситуация улучшалась в оставшиеся месяцы, картина все равно не была бы такой радужной, как рассчитывают в ведомстве Виктора Басаргина. Ведь по опыту прежних лет на январь – август приходится три четверти налоговых поступлений: переломить ситуацию за оставшиеся месяцы не удастся.
Пока же становится только хуже. На помощь регионам (которым за первые восемь месяцев года и так уже выделили 1,1 трлн рублей против 0,7 трлн в прошлом году) потребуется гораздо больше денег, чем заложено в бюджете. Так что теперь понятно, куда пойдут дополнительные доходы федерального бюджета от более высоких цен на нефть.
Комментарии