От чего зависит свобода передвижения? Положение мигрантов в России

На модерации Отложенный Почему сложилась большая разница во многих аспектах жизни между Россией и европейскими странами? Почему кому-то можно переехать из одного уголка земного шара в другой, оставаясь, при этом, уважаемым гражданином мира, а кто-то терпит массу лишений, испытывает всевозможные страдания, ощущая постоянное давление и унижение?

На пресс конференции, прошедшей в Москве, в Независимом пресс-центре, был представлен доклад «Мигранты в России». Это совместный доклад Международной федерации прав человека и Комитета «Гражданское содействие» - общественной благотворительной организации, занимающейся оказанием помощи вынужденным мигрантам.

Доклад, написанный по итогам международной исследовательской миссии, которая прошла в Москве в марте 2007 года, был подготовлен на французском языке и вышел в апреле 2007 года в момент прохождения в Лиссабоне посвященного миграции международного форума.

«В Европе акцент делается не столько на предоставление убежища, сколько на свободу передвижения, свободу приезжать в другую страну, достойно пребывать там и чувствовать себя достойным жителем, человеком уважаемым», - отметила член Совета Правозащитного центра «Мемориал», председатель Комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина. По ее словам, «Европе характерны некоторые тенденции, до которых в России еще не доросли. Даже передовая часть нашего общества далека от полного освобождения от границ и полного чувства единства мира».

Видимо, посткоммунистическое пространство России находится в стадии освобождения от гнета «злого призрака коммунизма», которым пронизана каждая корпускула воздуха, вредоносно воздействующая на наше сознание, поведение, мышление, образ жизни. И именно поэтому нам сложно быть по-настоящему открытыми, ощущать единение со всем живущим на нашей планете, тем более с людьми – такими же членами общества, какими являемся мы сами.

«Плюрализм в одной главе»

Одна из тем, поднимавшихся на пресс-конференции, - новые направления российской миграционной политики.

«С одной стороны, нам не хватает людей, мы объявляем программу приема соотечественников из-за рубежа, - говорит С. Ганнушкина, – с другой – мы хотим всем управлять, пустить в страну только того, кого хотим. Понимаем, что двери открыть надо, но, чуть приоткрыв их, скорее захлопываем».

С. Ганнушкина напомнила, что в январе, за неделю до вступления в силу уже подготовленной нормативной базы поправок, вступил новый Закон «Поправки к поправкам», и вновь ввелось квотирование рабочей силы и квотирование разрешения на временное проживание.

По ее словам, постановление о квотах на временное проживание было рассчитано на «настоящих иностранцев», а так же для граждан Туркмении, Грузии, Балтии – тех, кто приезжает по визе. Граждане же остальных девяти республик должны получать РВП без квот. А так как квотирование вернули, то получилось, что квот оказалось меньше, чем в прошлые годы, поэтому ситуация ухудшилась.

Как говорит С. Ганнушкина, представители Комитета «Гражданское содействие» обратились к премьер-министру России М.Е. Фрадкову с просьбой внести изменения в постановление правительства, чтобы адаптировать его к новым условиям, но получили отрицательный ответ, так как «в законе сказано, что квоты, по сравнению с принятыми в начале года, можно уменьшить, но нигде не сказано, что можно увеличить». «Законодательная догма оказалась сильнее, чем здравый смысл. Все, что касается прав людей – можно только уменьшить», - делает вывод председатель «Гражданского содействия».

«Ситуация с трудовой деятельностью сложилась по-другому, - отмечает С. Ганнушкина. - Отведенная квота в шесть миллионов для безвизовиков до сих пор не исчерпана – есть возможность получить разрешение на работу. Это касается и тех, кто приезжает в Россию по визе».

Дискриминация мигрантов

Как отмечаете в докладе, экономические мигранты, временно проживающие в России, составляют от 3 до 3,5 млн. человек в год, с учетом сезонных колебаний. Мигранты прибывают из стран Центральной Азии, Азербайджана, Украины, а так же из Китая.

По сведениям ФМС, 40% мигрантов работают в сфере строительства, 20% занимаются оптовой и розничной торговлей, остальные работают в других сферах промышленности и сельского хозяйства.

Многочисленные социологические исследования оценивают положение рабочих мигрантов как бесправное. Около 90% из них не имеет ни разрешения на пребывание, ни на работу. 80% мигрантов занимаются неквалифицированным трудом по 50-65 часов в неделю. Мигранты полностью зависят от работодателя, который располагает множеством средств, чтобы заставить их молчать, таких как конфискация документов, угроза выдачи властям или депортации, отмечается в докладе.

Поднимая тему программы по возвращению соотечественников, которая должна была начать действовать с 1 января, но не начала действовать до сих пор, С. Ганнушкина отметила ее дискриминационный характер. «Кого мы называем соотечественниками? – спрашивает она. - Людей титульной нации соотечественниками не считаем: армянин может приехать в Россию, а грузин не может. Присутствует дискриминационный характер программы, который демонстрирует позицию наших властей, склонную уважать наши националистические движения и их отношение к тому, что происходит у нас в стране».

Председатель Комитета «Гражданское содействие» подчеркнула, что проводимая осенью 2006 года антигрузинская кампания вылилась в массовые проверки и гонения в отношении грузин в Москве и других российских городах. Она привела к высылке сотен людей за пределы России и к смерти нескольких человек при невыясненных обстоятельствах.

Незаконное выдворение

Случаи выдворения достаточно часты, отмечается в докладе. Так, в 2003 г. административному выдворению подверглись 53 800 иностранцев, в 2004 г. – 104 тыс., в 2005 г. – 75 800 (из которых 16 500 были выдворены насильственно, остальные покинули страну добровольно), в 2006 г. – 55 800 человек. По словам С. Ганнушкиной, «Комитет ООН против пыток признает, что наши методы выдворения и депортации, которые происходят без судов, экстрадиция – не соответствуют международному праву, а методы, которыми все это осуществляется, - неприемлемы. Характерно полное отсутствие учета: в каком положении находится человек, есть ли у него семья, как он как он связан с Россией, есть ли ему вообще куда ехать, каково его положение…».

Напомним о двух последних случаях похищения последователей практики духовного и физического самосовершенствования Фалунь Дафа китайского происхождения, проживавших в Санкт-Петербурге длительный промежуток времени. Ма Хуэй с восьмилетней дочерью и Гао Чуньмань были похищены сотрудниками российских силовых структур вопреки установленным Законам РФ и отправлены в Китай, где им грозит опасность для жизни. Мировому сообществу известно, что в Китае из живых тел последователей этой практики извлекают органы для продажи. Наличие 36 подземных концлагерей, где пытают тех, кто верит в Истину, Доброту, Терпение, говорит о существовании в Китае зла, которое скрытно, лживо, безжалостно в массовом масштабе убивает людей.

К чему приводят подобные незаконные депортации? Как это отражается на престиже России? Куда мы идем? Чего ожидаем от будущего, когда никак не освободимся от страшного коммунистического прошлого и путаем добро со злом в настоящем? Мы говорим о единении с миром. Но как можно открыть сердце всему сущему на Земле, когда до сих пор не распознали самое страшное, витающее в пространстве Вселенной, зло – «призрак коммунизма», все уничтожающий и разлагающий на своем пути?

Мудрые люди говорят, что зло уничтожается тогда, когда оно обнародовано – все знают о его существовании и отвергают его в своей душе. Может быть, пришло время скинуть «шкуру тигра» и объединиться со всем миром, признающим права человека, и его достойное и равноценное существование в любой точке земного шара с отличным от других складом ума, привычками, характером, традициями. Но как бы ни было сложно, нужно всегда помнить, что в каждом из нас заложена крупица нравственности, поливая ростки которой можно освободиться от любых пут.