Ученые и дизайнеры совместно создали \"живую\" стену
На модерации
Отложенный
Гиперповерхность - это поверхность в пространстве, где измерений может быть сколько угодно - так учит математика. Но что такое "Гипоповерхность"? Это поверхность из пластинок на оживающих штырях, которая ещё и шевелится.
В 1991 году доцент Массачусетского технологического института Марк Гаулторп создал студию dECOi. Эта студия - своего рода площадка для теоретических и практических изысканий в области искусства и дизайна. Надо сказать, что это на редкость удачный проект, что подтверждают многочисленные победы на всяких художественных конкурсах.
Одной из особенно "прибыльных" в этом отношении оказалась "Гипоповерхность" - масштабная инсталляция, которая создавалась с 1999-го по 2001 год. Для неё Гаулторп собрал целую кучу специалистов в самых разных науках: архитекторов, инженеров, математиков, программистов и прочих. Делали они её по заказу британского театра Birmingham Hippodrome - для фойе - уж очень руководству хотелось поставить там какую-нибудь такую громадину.
HypoSurface не имеет ничего общего ни с какими сущностями из многомерного пространства и тому подобными математическими чудищами. Она, однако, от этого не становится чем-то менее интересным. "Гипоповерхность" - первый в мире дисплей, который показывает движение. Именно самое настоящее движение, а не его картинку. Более того - объёмную картинку.
HypoSurface может занять плоскость какого угодно размера и показывать что угодно, например, рекламу. Поэтому стена с "Гипоплоскостью" оказывается намного более выгодной задумкой, чем стена крутящаяся.
"Гипоплоскость" состоит из множества матовых металлических пластин, не жёстко соединённых между собой - этакое треугольное море.
Тут простор для фантазии просто огромный: пластины можно покрасить в любой цвет, нанести на них какое-нибудь изображение, поменять их отражательную способность, или - что смотрится особенно эффектно - поиграть с подсветкой.
Неизвестный немецкий рэппер на ходу сочиняет песню "Хулиганская стена", а она, стена, изображает звуковые колебания его голоса, совсем не обижаясь на такое определение.
Дело происходит на выставке CeBIT в 2003 году.
Положение пластин управляется с помощью пневматических поршней, к которым они прикреплены. Движение поршней регулируется подводимым к ним током. В зависимости от того, какие поршни и насколько выдвинуты, и формируется картинка.
Каждый из этих треугольников можно в некотором приближении сравнить с пикселем. Однако в отличие от прочих "некомпьютерных" пикселей (типа тех, которые могут появляться на лбу, на фасаде или в чашках Петри), эти позволяют получать менее грубые контуры.
Благодаря этому удобно на стене HypoSurface с не очень большим разрешением вполне чётко можно показывать, например, звуковые колебания.
Можно использовать готовые данные, которые после обработки компьютером передаются поршням. А можно и обрабатывать входящий сигнал в режиме реального времени - программное обеспечение, созданное специально для "Гипоплоскости", позволяет это сделать.
Эта громадная вещь, по словам её создателей, показывает "переход от аутопластического (определённого) к аллопластическому (неопределённому) пространству". Круто сказано! Но мы, пожалуй, не будем более вас перегружать этой "философией гипоповерхности", ибо сам Гаулторп со своими бесчисленными коллегами не очень по поводу неё распространяется. Ну и ладно.
Зато эти ребята с большой радостью рассказывают о многих наградах и призах, полученных за эту работу. Одна из них оказалась особенно символичной: в 2004 году на фестивале Ars Electronica HypoSurface была признана победительницей, но не вся, а всего один её модуль, основанный на 56 поршнях.
Каждая новая версия HypoSurface отличается от предыдущей. В частности, постоянно увеличивается её разрешение (то есть уменьшается размер пластинки). А следующий вариант (это будет HypoSurface VII), как обещают, будет снабжён и светодиодами, что сделает инсталляцию ещё более зрелищной.
Комментарии