Военные судьи: новые правила

На модерации Отложенный

Владимир Плигин, председатель Комитета Госдумы РФ по конституционному законодательству:

В течение последнего времени произошло ряд изменений с порядком формирования военных судов Российской Федерации. Ранее, как всем хорошо известно, те лица, которые исполняли должности судей – это были военнообязанные лица. Ими присваивались воинские звания и соответственно со всеми вытекающими отсюда особенностями. Такого рода практика существует в целом ряде государств, когда военное судопроизводство осуществляется военными судьями, в то же время в рамках реформ. Неоднократно предлагалось то, что лица, которые являются, которые будут в военных судах, это должны быть гражданские лица. Один из таких серьезных действительно доводов заключается в том, что лица, осуществляющие военное судопроизводство не должны быть привязаны к той соподчиненности, которая естественно существует в армии. И для того чтобы убрать эту соподчиненность, для того, чтобы предоставить дополнительный уровень свободы в случае осуществления правосудия, считается, что такого рода правосудие более адекватно будут осуществлять лица, не имеющие воинских званий.

При этом я хочу сказать, что практика работы военных судов Российской Федерации в предыдущий период времени, конечно, уже не ставится под сомнение. В данной ситуации мы говорим о расширении демократических институтов в этой связи. И действительно, логика такого рода расширений демократических институтов под собой имеет место. Законопроекты обсуждались достаточно предметно, они обсуждались самими военными судьями и они обсуждались с руководством судов общей юрисдикции, они обсуждались с военнослужащими, военными, те, которые, в основном, в разного рода ситуациях попадают в военные суды. И есть, таким образом, общее понимание того, что переход на иную форму формирования сработает, даст положительные результаты.

Президентом РФ, с учетом специфики деятельности военных судов, внесены некие корректировки в процедуру назначения судей военных судов. Это связано с тем, что военные суды достаточно часто занимаются проблемами как бы внесистемными, не лежащими в регионах. Проблемами, которые касаются, допустим, российской армии целиком, проблемами, которые касаются различного рода федеральных служб, действующих по военной системе: федеральная служба безопасности, внутренние войска РФ. Т.е. это не должно учитывать такую региональную специфику и очень часто, к сожалению, на это тоже надо обратить внимание, очень часто важно, чтобы уровень независимости военного судьи от местных обстоятельств также точно подчеркивался: от местных обстоятельств, местных предпочтений.

Его выведенность, из-за возникающих конфликтов, когда допустим рождаются предпочтения, связанные либо с привязкой к каким-то национальным особенностям, с привязкой к субъектовым особенностям. Поэтому по предложению президента РФ Государственной Думой будут рассматриваться законопроекты, которые предполагают включенность в оценку кандидата на назначение военным судьей высшей квалификационной коллегии судей РФ. Таким образом, после прохождения или одобрения получения положительного мнения высшей квалификационной коллегии, лицо может быть назначено в систему военных судов, для работы судьей. Я думаю, что вот эта вот комплексность решения вопросов, с одной стороны действительно я понимаю всю содержательность термина. С одной стороны происходят элементы вычленения, демократизации этого института, а с другой стороны продолжают гарантироваться, не привязываясь к конкретным регионам, к конкретным конфликтам, сохраняется высокий статус военных судей РФ.

Реакция была разная. Достаточно часто говорили о том, что военные судьи работают специфически в жестких регионах, в определенных сложных климатических условиях, т.е. там, где происходит служба. И поэтому в том случае, когда они будут не военнообязанными, может быть возникнут проблемы с комплектованием штата военных судов. Но, тем не менее, такого рода проблемы понимаются законодателем. И мы, точно также изучив эти обстоятельства и дополнительно поговорив с профессионалами, пришли к выводу, что сложностей с комплектованием не возникнет, и эти вопросы могут быть решены. При этом я бы хотел еще раз подчеркнуть, что это не некий волюнтаристский шаг, который не обсуждался с профессиональным сообществом. Профессиональное сообщество считает, что вопросы защиты интересов личности, государства военными судами, продолжат эффективно решаться в независимости от того, что их судьи не будут военнослужащими.