Да — независимости Сирии!
На модерации
Отложенный
О практическом осуществлении лозунга независимости в современной ситуации
Независимость Сирии, как и независимость любой большой или маленькой страны, в современной ситуации законченного империализма невозможна. Этим нам и попеняли люди марксистской традиции принадлежащие к ее разным толкам. Естественно, почитывая Маркса и Ленина, и пописывая теоретические тексты, эти люди прекрасно понимают законченный смысл лозунга независимости. И как раз этот смысл ими отвергается. Как же может быть иначе? Они годами отстаивали тезис о том, что революция в наши дни лишена своей опоры — т. е. дальнейшего развития буржуазного общества, рабочего класса, которое и должно довести до конца противоречие между производительными силами и способом производства [1], а теперь возьмут и откажутся от своих краеугольных точек, от своей собственной теории?
Другими словами, Ихлов и Исайчиков, напавшие на Заявление ВКП(б) в рассылке экономических персоналистов, считают, что в настоящий момент условия для социалистической революции еще не созрели, причем, они [условия] не созрели нигде в мире. Стало быть, как минимум, как-бы-товарищ Ихлов прекрасно понимает, что независимость в современном мире могла бы обеспечить социалистическая революция, которая выросла бы из империалистической войны. К статье, опубликованной в начале года на хазинском сайте, [2] в рассылке добавлено несколько слов и в наш адрес.
Вот совершенно ясно выраженное кредо:
«Можно узнать, где те Босфор и Дарданеллы, где кусок Турции, за которые сегодня Россия воюет? Нет таковых. Где сегодня вообще мировая война? Нет ее. Где революционный класс в России, США, Германии. Сирии, чтобы перевести то, чего нет, т.е. империалистическую войну в войну гражданскую против своих правительств? Нет такового». [2]
Между 1914 и 1918 годом бывший марксист Плеханов по самым что ни на есть марксистским мотивам занял оборонческую позицию. Его тезис был прост. Россия стоит на пороге буржуазной революции. Крестьянство не может быть революционным классом. После буржуазной революции оно начнет раскалываться на рабочий класс и буржуазию. Следовательно, рабочий класс для совершения буржуазной революции должен заключить союз с буржуазией. А заключая союз с буржуазией, пролетариат должен поддержать ее и в войне до полной победы.
Недоверие к победе рабочего класса в социалистической революции подкреплялось у Плеханова устаревшим представлением о России, основанном на времени его пребывания на родине. Россия по его мнению не была еще империалистической страной, следовательно, не могла и участвовать в войне как империалистическая держава. Т.е. империалистическая Германия напала на Россию, захватила более 16 губерний и может поглотить всю страну. А под властью немецкого императора ни русская буржуазия, ни русский пролетариат уже не смогут организоваться и это будет обозначать ухудшение условий для революции, а после Февраля контрреволюцию. На утверждение же, что при революции в России следует ожидать революции и в Германии, Плеханов восклицал: где же вы видите революционный рабочий класс в Германии, пока он полностью поддался империалистической риторике своих империалистов, мы не видим возможности для революции в Германии и поэтому должны ожидать худшего. [3]
Действительно, ведь это все знакомые мысли и про завоевание, и про исключительное положение России, которое надо сохранить для революции, и про ухудшение положения пролетариата в случае завоевания. Только место Германии в современной риторике заняли США.
Я бы хотел еще заметить маленький пустячок, маленькую подмену, которая совершена в тексте Ихлова. «Где сегодня вообще мировая война. Нет ее. чтобы перевести то, чего нет, т. е. империалистическую войну в войну гражданскую против своих правительств».
Невинный пустячок, перерастающий в большой обман на современной русской почве. Ведь люди привыкли считать империалистической, только мировую войну, забывая про англо-бурскую, русско-японскую, балканские войны. А теперь ведь еще есть и пример Фолклендской войны. Но между империалистической и мировой войной нельзя поставить знак равенства. Вторая мировая война с 1941 года перестала быть империалистической. И, наоборот, есть масса мелких конфликтов между империалистами, где присутствует только интерес передела мира, влияния в нем.
Не буду обвинять Ихлова в преднамеренном обмане, хочу надеяться, что это самообман, но нам-то не след ходить за журналистами впадающими в почти обывательский самообман…
Однако, есть ведь в его тексте и такое, кажущееся здравым, несмотря на резкость, заявление:
«Откуда проистекает данная позиция леваков? Об этом говорилось уже много раз, да все бестолку – из идиотского отождествления ситуации 1917 года с ситуацией в 2015-м, из эклектического, или, как говорит Шахин, догматического перенесения лозунга революционного пораженчества из одной исторической эпохи в другую». [2]
И вторит Ихлову в переписке Исайчиков:
«ВКП(б) ничему не научилась, живет мерками прошлого века и других обстоятельств В России уже большая часть экономики находится в руках иностранных монополий — больше, чем в царской России. Неужели прочая мелочь пузатая может определять в стране политику?» [4]
В данном разъяснении мы пока не будем рассматривать природу современного империализма, которую слегка затрагивает Исайчиков, указанием на иностранное происхождение российских капиталов и колониальное положение РФ. Здесь только заметим вскользь, что небрежно отмахнувшись от «пузатой мелочи», наш оппонент отмахивается от 50 — 60% акций в руках государства во всех крупнейших сырьевых и финансовых обществах. Ничего себе мелочь — государственный капитализм. Ну и хватит об этом, о современном империализме готовится отдельная статья.
Вот уж не знаю почему наши критики проигнорировали возможную помощь Ленина и Энгельса. Достаточно же поднять из собраний сочинений «Социализм в Германии» [5] и «О брошюре Юниуса» [6] и найти аккуратные цитаты доказывающие как дважды два, что парни из ЦК ВКП(б) ничего не понимают в марксизме.
У Энгельса взять ситуацию, когда Германии придется воевать с демократической Францией, имеющей союз с русским царем. Реакция России способна была задушить революционную Германию и самую передовую социал-демократическую партию Европы. Правда ведь, что союз с американским империализмом превращает любой режим в душителя коммунистического движения, а война с таким режимом рисуется справедливой, освободительной.
У Ленина — утверждение о том, что диалектики должны принимать возможность не только прогрессивного движения истории, но и ее движения вспять. Что возможно представить ситуацию, когда в Европе произойдут завоевания в духе наполеоновских и тогда европейская война превратится из империалистической в освободительную.
Следовательно, спорить надо не с крикливыми, но пустотелыми заявлениям Исайчикова и Ихлова, а с теми, действительно, марксистскими возражениями, которые могли бы быть, но не пока не состоялись.
Действительно в 90-е годы был скачок назад, действительно после этого скачка Россия и другие части СССР превратились в полуколонии. Но завоеваний в духе наполеоновских не произошло. И преградой к таким завоеваниям было мощное левое движение, которое не затухало вплоть до начала нулевых. А когда оно затухло у завоевателей не осталось никаких шансов. После умиротворения Чечни в Россию вернулся империализм.
Объективно восстановление независимости России и некоторых наиболее развитых частей Советского Союза могло пройти только двумя путями — либо победа на контрреволюцией и возрождение социализма, либо укрепление буржуазии и завоевание места среди империалистических держав. Произошло второе. Не потому произошло, что «Россия может быть только великой державой, либо не быть», как любят настаивать современные шовинисты, а потому, что наследство СССР как в экономике, так и в международных связях было великим.
После 15 лет потрясений, гражданской войны, пролетариат принял стабильность новой эпохи, как благо. И вместе с империализмом в страну пришла реакция, поддержанная и теми против кого она фактически направлена.
Вместе с рабочим классом начали блуждать в поисках правильного политического курса и коммунисты.
Политическая и экономическая ситуация все эти годы располагала к тому, чтобы воспринимать действия политического руководства страны как благо, как то, что способствует возрождению рабочего класса, и уже впоследствии рабочего движения. Буржуазия побеждает сопротивление чеченского сепаратизма и усмиряет терроризм. Коммунисты на стороне правительства. Русская армия останавливает бойню в Цхинвале, Россия признает независимость Южной Осетии и Абхазии. Коммунисты снова на стороне правительства. Путин останавливает «революцию норковых шуб» разгоняет оранжевые митинги, предотвращает проамериканский переворот в России и коммунисты снова оказываются на стороне Путина.
Наконец, после уступленной Ливии нарастают события на Украине и в Сирии. Эти события реально усиливают фашизм на Украине и способствуют возникновению реакционных террористических армий на Ближнем Востоке. И ситуация вновь «вынуждает» коммунистов поддерживать свое правительство против фашистов и террористов, против стоящего за этими явлениями империализма США.
Казалось бы все правильно. А что еще должны делать коммунисты против фашистов, террористов и самого реакционного полицейского империалистического режима в мире. Сослаться на Энгельса, успокоиться Лениным и довериться путинскому режиму и русской армии. Этим мы и заняты последние 15 лет…
А между тем, связи с украинским, грузинским, европейским и американским пролетариатом — подорваны. Представительские коммунистические партии Грузии и Украины, «потешный» интернационал господина Зюганова, откровенно превращаются в пророссийские партии, в партии одной империалистической силы против другой империалистической силы. И этим они окончательно рвут и с рабочим движением, и с интернационализмом, и с революцией. Проблема перерастает в перетягивание каната крупнейшими мировыми державами, но с помощью внутренних сил пострадавших стран, с помощью череды гражданских войн, которые непременно приводят к черному расколу по национальному и религиозному принципу, к радикализации правых, к возникновению частных армий, к голоду, нищете — политическому тупику.
Новое тысячелетие принесло новые «замороженные» конфликты. Южная Осетия, Абхазия, Крым и Новороссия. Ни шовинизм в Грузии, ни фашизм на Украине — не побеждены. Везде осталась проблема, которая положила начало войне. Можно радоваться только тому, что на границах с Россией стреляют поменьше, но это совершенно не обозначает победу над войной. Только ее отсрочку. Прекрасно видны, как жаркие языки военного пламени просто кочуют по евразийскому материку вспыхивая над черными, но по прежнему горячими углями, под которыми временно тлеет глобальный кризис империализма.
Верхи уже действительно не могут управлять по старому, они все чаще превращают внутренние проблемы во внешние, разрушая собственные основы торгового либерализма, системы безопасности, международных договоров и ООН.
Между тем, противостоять набегающей волне апокалипсиса некому. Пролетариат как во внутренней политике, так и во внешней, превратился в разобщенную группу противоборствующих партий. И это тоже связано с самообманом, будто возникшие проблемы мирового уровня может решить маленькая победоносная война.
И теперь Сирия!
ИГИЛ и другие террористические отряды как будто не оставляют возможности для выбора. Благоразумие требует — террористы должны быть разбиты и разоружены. И это иллюзия. В рамках сложившейся империалистической системы решения проблемы не существует. Мы можем думать, что Россия прогонит террористов из Сирии и тем установит мир и единство арабской республики. Но это иллюзия.
В жилах этой войны бьется нефть, это конкуренция корпораций переросшая в непримиримое столкновение за голову Асада и за влияние на Ближнем Востоке. Уже не Путин, уже не Обама управляют ситуацией, а та экономическая сила, которая стоит над ними обоими.
Эта сила вышвырнула на улицу и люмпинизировала миллионы рабочих и крестьян в Средней Азии, в Африке и на Ближнем Востоке. Она подготовила их к тому, чтобы стать наемным пушечным мясом в руках толстосумов. Она превратила частные армии и отряды в самостоятельные вышедшие из под контроля предприятия, дающие более 200 процентов прибыли. И они не остановятся!.. Они только перейдут в другое место, разжигая пожар мировой войны.
К нашему счастью — эта черная сила слепа. К нашему счастью — она не организована и совершенно не имеет ясной программы. К нашему счастью — эта сила есть разнонаправленная война за доминирование, и только временно находит она подкрепление в народной массе. Эта сила — есть кризис, есть его очищающий пожар. И ей можно противостоять, восстановив единство, научные подходы и международную армию пролетариата. Проблему независимости Сирии решает социалистическая революция, где бы она не приобрела реальную возможность. А реальную возможность социалистическая революция приобретает не только через объективные факторы мировой революционной ситуации, которые сегодня все на лицо, но и через субъективный фактор возрождения боевой коммунистической партии рабочего класса, такой партии, которая восстановит международные связи, опутает сетями все производство, завоюет доверие трудящихся крестьян, мелких собственников и интеллектуалов и заявит о себе мощным нарастающим движением. Уже одно это движение отрезвит многих приспешников империализма.
Таким образом, мы не можем из России укрепить сирийских коммунистов, мы не можем поднять на борьбу украинский, европейский, грузинский, американский рабочий класс. Но мы можем прекратить ожидание победы Путина над внешними врагами, мы можем прекратить петь осанну русскому правительству, мы обязаны в эти дни начать собирать под свои знамена здоровые силы русского общества. И вот тогда Интернационал станет реальной возможностью.
Наша борьба с международным фашизмом и международным терроризмом должна начаться как активная борьба против капитализма в России. И, кстати, эту нашу мысль подтвердила реакция людей, на заявление ЦК, количество сторонников партии начало расти. Значит мы встаем на верную дорогу…
Э.Нигмати
Примечания:
1. См.: Сочнев А. «Россия больше не слабое звено империализма». Интервью с Б.Ихловым // Русская планета. — Электронный источник. Точка доступа <http://rusplt.ru/policy/rossiya-bolshe-ne-slaboe-zveno-imperializma-12686.html
2. Ихлов Б. Путин нашел // Мировой кризис — хроника и комментарии. — Электронный источник. Точка доступа: <http://worldcrisis.ru/crisis/2090362
3. См.: Плеханов Г.В. Год на Родине. — Paris, J.Povolozky & C°, 1922. — 2 т.
Мы экономим место не выделяя цитату или конкретную статью, предлагая ознакомиться с самим сборником. Во всяком случае его электронная версия доступна в сети за небольшие деньги. И для полного понимания мотивов Плеханова и группы «Единство» желательно рассмотреть его позднюю публицистику целиком. По необходимости желающие могут обратиться за электронной копией к автору (nigmati@mail.ru).
4. К сожалению, эксредактор «Просвещения» в последние годы пробавляется только репликами. Поэтому и сослаться мы можем лишь на письмо отправленное 25 лицам.
<16.10.2015 19:43, Виктор Исайчиков пишет>.
5. См.: Энгельс Ф. Социализм в Германии // Маркс К, Энгельс Ф. Соч. — М.: Госполитиздат, 1962. — Т.22., С.258 — 259.
6. См.: Ленин В.И. О брошюре Юниуса // ПСС. — М.: Политиздат, 1973. — Т. 30, С.6.
Комментарии
Вообще рассуждение в терминах полярности найдено господином Путиным и на мой вкус не имеет никакого отношения к его действительным планам. А его действительные планы не имеют никакого отношения к его личным пристрастиям.
Скажем так. Долго ли просидел бы Путин в Кремле, если бы не откусил Крым? Думаю, что не слишком долго. Так с Новороссией, так и с Сирией... Так и у Обамы не слишком большой выбор. Хвост крутит головой... И пора от навязанных нам геополитических вопросов переходить к вопросу отсечения хвоста...
Вовк, и фашизм с нацизмом и буржуазная демократия- только формы капитализма. Демократия, она тоже штука классовая, она не для всех, а только для правящего класса. Была демократия пролетарская, рабочая, теперь вот их... демократия...
Вспомните кто входил в состав антифашистского сопротивления в первой половине 20го века, разве только коммунисты?
Для борьбы с фашизмом, повторяю, самой опасной формой капитализма, вполне можно войти в союз и с демократически настроенной буржуазией, использовать ее для уничтожения фашизма, а там, глядишь, и часть буржуазии "покраснеет" в совместной борьбе.
Заметьте, я не говорил об антигитлеровской коалиции, там мотивы были несколько другие...
Нацизм на Украине окончательно окрепнуть пока не успел, продолжается передел собственности, продолжается углубление и обострение противоречий между финансовыми кланами. Что же снимать с повестки?!