Колонка гурмана: под чужим именем

Колонка гурмана: под чужим именем
http://www.vm.ru/news/2015/10/01/pod-chuzhim-imenem-298953.html


Хочется поддержать своим скромным рублем честного производителя, который не прячется за чужим именем, а по праву гордится своим
Фото: PHOTOXPRESS

В разных странах люди гордятся типичными для своих мест продуктами и напитками. Коньяк — во Франции, пармезан — в Италии, херес и хамон — в Испании. И в России есть чем традиционным угостить, теми же пельменями.
Но наш здоровый гастрономический патриотизм иногда приобретает странные формы. Особенно наглядно это проявилось в последнее время, когда интерес к отечественным продуктам резко возрос.

Оказалось, что наши сыровары тоже производят пармезан и моцареллу. Тут недавно на выставке текущих достижений импортозамещения стоял отечественный отварной окорок с табличкой «хамон». То ли смеяться по этому поводу, то ли плакать: на своей исторической родине настоящий хамон — сыровяленая ветчина, заместить его в наших палестинах не получится по объективным природно-климатическим причинам.

Есть в этой тяге к чужой славе какое-то самоуничижение, а вот гордости за результат своего труда нет. Получается, что самостоятельно произвести из собственного сырья качественное вино или, допустим, сыр мы не можем, пытаемся прикрыться чужой этикеткой.

Вот, например, имеется у нас Союз производителей коньяка. Это вовсе не профессиональная ассоциация французов в изгнании, как вы, возможно, уже подумали. Это наши люди, они делают крепкий алкогольный напиток большей частью из отечественного сырья.

Многие его образцы очень хороши и даже отличны по всем параметрам. Кроме одного — название чужое.

Даже во Франции коньяком может называться далеко не всякий крепкий напиток из виноградного сырья, а только тот, что произведен в окрестностях одноименного города с соблюдением множества строгих правил и ограничений. Нам французские обычаи не указ, как хотим, так и называем. У нас ведь не только свой коньяк в наличии, но и херес с портвейном, и мадера.

Вот ведь виноделы испанской Каталонии не стали называть свои игристые вина шампанскими, втихаря пристраиваясь к французской славе, а дали свое наименование — кава (cava). И теперь каталонская кава известна по всему миру, многие ее образцы по качеству не уступают знаменитым маркам из Шампани, а по цене гораздо привлекательнее.

Наши сыровары, простодушно сообщающие на этикетке, что мы смотрим на российский пармезан, на самом деле оказывают себе медвежью услугу. Назови они его как-нибудь по-нашему, условно говоря, Вологодский пионер, глядишь, и успех не замедлил бы появиться — если, конечно, этот конкретный сыр того заслуживает.

А пока что их произведение ничем не напоминает прославленный итальянский оригинал — ни видом, ни ароматом, ни вкусом. Потребителям от этого как-то неловко и даже обидно.

Почему-то хочется поддержать своим скромным рублем честного производителя, который не прячется за чужим именем, а по праву гордится своим.

Анатолий Гендин, гастрономический журналист и писатель, автор серии гастрономических путеводителей "Атлас Гурмана"