Сообщают, что Пригожин пошел в наступление на губернатора Санкт-Петербурга Беглова

На модерации Отложенный

Анатолий Несмиян

Сообщают, что Пригожин пошел в наступление на губернатора Санкт-Петербурга Беглова, причем речь здесь уже не об обычной аппаратной грызне, а о реальной войне. На фоне скоординированной атаки на армейских со стороны тандема Кадыров-Пригожин активность на новом направлении выглядит с одной стороны логичной - успех нужно развивать. С другой - когда люди второго эшелона начинают представлять угрозу для интересов высшего эшелона, а Беглов - не сам по себе, он ставленник, поэтому лично он в этой истории - косвенная цель, то это может запустить уже полноценную войну в правящей касте.

Ничего удивительного между тем нет. Когда говорят о том, что социальных лифтов в нынешней России нет, это произносят применительно к молодым кадрам. Но социальные лифты обрезаны и для системных людей. Они все находятся на потолке своих возможностей, хотя желают большего. И все революции и перевороты в качестве движущей силы имеют тех, кто упёрся в свой потолок, и дальнейшее социальное продвижение связывают со сносом предыдущей системы.

Распад Союза оказался выгодным для «высшего среднего класса» СССР, который тоже находился в тупике, выше которого не мог подняться - либо в силу морально-деловых качеств, либо в силу происхождения. Тот же Гайдар и вся группа «младореформаторов» ни при каких обстоятельствах не имела шансов подняться выше своих позиций (и в первую очередь по деловым качествам - в чем мы впоследствии убедились, когда они эти качества продемонстрировали), тот же Путин при Союзе прозябал бы на уровне района и не выше, да вся нынешняя камарилья - никчемные во всех отношениях людишки. Но распад дал им шанс, а в хаосе именно их человеческие качества - полная беспринципность, отсутствие моральных границ и готовность на любые преступления - оказались «ко двору». Хаос вообще любит такую публику.

Так что сейчас ситуация точно такая же. Люди, не имеющие шансов на продвижение, но имеющие амбиции, готовы на всё, чтобы получить свой шанс. А отсутствие моральных ограничений они рассматривают как свое конкурентное преимущество перед тюфяками и рохлями, зачистившими политическое пространство до стерильности и потеряв при этом хватку.

Другой вопрос, что революционеры к нормальной жизни мало пригодны, они хорошо умеют только разрушать. И если их после революции не удалить, то либо хаос начинает воспроизводить сам себя, либо новые победители вынуждены цементировать уже свой режим, охраняя его от других революционеров. Запуская новый цикл стагнации.

Вырваться из такого круга крайне сложно. Он может длиться без конца.