Исход евреев из Египта (продолжение)

На модерации Отложенный

Зильберман Михаил Израйлевич

  Фрагменты из книги  "Исход евреев из Египта"

       (продолжение)

 

3. Учение Эхнатона и Ветхий Завет.

   "Эхнатон - первый... религиозный гений в истории".

   Академик Тураев

В конце XVI в. до н.э. фиванка Хатшепсут отказалась от прежней традиции фараонов именовать себя сынами бога Ра и объявила, что её отец - бог Амон. В эпоху XVIII династии бог Амон и приобретает статус главного национального божества Египта.

         Первоначально Амон ("сокрытый, потаённый") не являлся солярным божеством и был близок фиванскому богу войны Монту, считавшемуся при фараонах ХI династии одним из главных богов пантеона. Довольно часто Амон изображался в виде человека с головой барана, в короне с двумя высокими перьями и солнечным диском, заимствованными у Монту (49-1.с70). Основатель ХII династии, фиванец Аменемхет I, немало сделал для распространения культа нового государственного бога Амона, возможно, бога-покровителя рода этого фараона. Не исключено, что помимо политических соображений, взлёт культа бога Амона связан с окончанием эпохи Тельца и с наступлением эры Овна (в 2330 г. до н.э.).

           Для придания большей значимости новому богу, Амона отождествили с прежним государственным богом - Ра, который слился с Амоном в образе "Амон-Ра-Монту". Его идентифицировали и с другими великими богами Египта и объявили древнейшим из богов обеих земель. В соответствии с этим и Фивы, город Амона ("Амон-Ра... глава Фив"), приобрёл статус древнейшего из городов, а его воды и суша - первозданными. Центром почитания Амона-Ра сделался грандиозный храм в Карнаке (ок. 2000 г. до н.э.), позволивший Фивам считаться новым Гелиополем: "О Ра, которому мы молимся в Карнаке, великий в Доме обелисков, гелиополи- танец... царь и владыка всех богов, сокол, глава всех людей, прячущий (сокрывающий)... своё истинное имя в имени Амон" (69.с12). Сотни жрецов обслужива- ли храм (храмы в Луксоре и в Карнаке соединялись аллеей сфинксов).

         Согласно Фиванского сказания о сотворении мира, Амон - "искони первый по бытию, он существовал изначально... Не было бога до него. Он - бог... создавший себя сам", ибо "сам Ра соединён с телом его"; "он - Атум... будучи одним телом с ним"; "тело его - Птах"; "его называют Та-Таненом-Амоном ("сокрытым" по имени; вероятно, сокровенное имя "Небер-чер" сделалось запретным), вышедшим из (водного хаоса) Нун".

           Как отмечал известный египтолог начала ХХ века Уоллес Бадж: "С древнейших времён одна из сильнейших тенденций развития египетской религии была в направлении единобожия" (71.).

         "Я создал свои члены в своей славе... Начало существовать моё имя" (82.с31). Бог явился в облике прекрасного нильского гуся. И раздался среди безмолвия его голос, голос великого Гоготуна. И стал он дыханием жизни всего сущего. Ведь имя его - жизнь. Из уст его появились боги, а из глаз - люди.

           Для бога Амона все люди равны: он внимает каждому, "кто взывает к нему", он - "слушающий бедного, который в утеснении; избавляющий боязливого от надменного; рассуждающий убогого с богатым" (94.). Его называли: "Визирь для бедных" (49.). "Для любящего его - Нил (благодати)".

         Итак, мудрый, всеведущий бог Амон-Ра, готовый протянуть руку помощи каждому, кто верует в него, традиционен, близок и понятен простому народу Египта.

Учение фараона Аменхотепа IV Эхнатона (1375-1358 гг. до н.э.) запечатлелось в его речах и гимнах, а также в молитвах его близких и сановников.

             В эпоху Эхнатона бог Атон изображался как дневной солнечный диск ("бог живой" Ра-Горахте) с исходящими от него двенадцатью световыми лучами-руками (ипостась бога Шу), четыре из которых (небесное сакральное число) держали в ладонях анхи ("анх"- древнеегипетский крест,- символ божественного животворного дыхания, жизненной силы и возрождения).

             Условное древнеегипетское произношение термина "Атон" должно было звучать (2.с283) как "Итен", а в более глубокой древности - как "Йати, Йот". Этот термин, в буквальном переводе, означает "диск Солнца".

               Впервые Атон представлен в качестве "полного" бога Солнца в текстах эпохи Аменхотепа III (49-1.с122), отца Эхнатона, конфликтующего с Фиванским жречеством. Примечательно, что роскошная барка, в которой Аменхотеп III вместе с супругой Тийе совершал увеселительные прогулки, именовалась "Великолепие Атона (Сияние Йота)". В неизданных текстах гробницы Љ 46 в Фивах эпохи Аме- нхотепа III упоминается титул погребенного: "управляющий домом (дворцом) Йота" (96.c31.), т.е. при фараоне Аменхотепе III в Фивах функционировал храм бога Атона (Йота).

               Ранее же Атон - одна из древних гелиопольских форм существования богов Солнца: "Атум в своём Атоне (солнечном диске)", "тело Ра - Атон (диск Солн- ца)". Восприятие бога Атона египтянами в предамарнский период было обычным, общепринятым при обращении к богам (молитва художника при жертвоприноше- нии умершему, "Камень Васали" (48.с328)): "да явится душа твоя, да живёт тело твоё, да ступает нога твоя".

                   В эпоху Среднего Царства ("Тексты саркофагов") Атон мог являться и ипос- тасью верховного солнечного бога-демиурга (Хепри, Ра-Атума,): "Я, Атон, творец Старших богов, я дал жизнь Шу". Приведём весьма интересный диалог из "Книги Мёртвых" (Гл.175), в котором описывается, как убитый Сетхом Осирис, попав в безотрадную и угрюмую преисподнюю, оплакивает себя и взывает об участии к верховному богу (82.с32).

               Осирис. О Атон! Что за пустынное место, в которое я попал? В нём нет воды, в нём нет воздуха, его глубину не измерить; оно черно как самая чёрная ночь (здесь Аменти похоже на Кур или Шеол).

Атон. Живи с миром в сердце, я позаботился об освещении (воздухе, воде, хлебе и пиве для Осириса)... Я не позволю тебе страдать.

Осирис. Но все другие боги имеют своё место в "Лодке миллионов лет".

Атон. Твоё место теперь принадлежит твоему сыну Гору (Хору).

Осирис. Но как долго буду я жить?

       Атон. Ты будешь жить дольше миллионов лет... но в конце я уничтожу всё, что создал, земля снова станет частью изначального хаоса, как бездна вод в её ис- конном состоянии. Тогда я (Неб-ер-чер - Та-Танен) буду тем, кто останется.

"И после того, как всё исчезнет, Он один будет царствовать" (Из еврейской молитвы (46.с7)). "Ты (Господь), чьи годы во веки веков. Некогда основал Ты землю и небеса... Они сгинут... Ты переменишь их... А Ты - тот же, и годы Твои не окончатся" (Пс.101/102.26-29). Отметим, что в шумеро-аккадской мифологии по добные представления не обнаруживаются, хотя и изначальное состояние Вселенной - мрак и водный хаос (как и в Танахе).

         Синкретизирующая направленность религиозного мышления египтян обусловила слияние образа Ра с представлениями об иных небесных богах, и, в частности, с Хорахути (Горахте),- богом горизонтов запада и востока (со времён ХIII династии), богом утреннего, нарождающегося солнца (в первой половине II тыс. до н.э. Гор был объявлен "внуком Ра", "спутником Ра" и самим Ра, выросшим из Гора); а также и к слиянию с богом Шу ("пустота, воздух; ветер, животворное дыхание"), одной из форм бытия (ипостасью) которого считался солнечный свет. Шу (гелиопольский бог) отождествлялся (в обличье льва) и с одним из богов па- ры Рути, которым принадлежали утренняя и вечерняя солнечные ладьи.

           И все эти ипостаси "унаследовал" Атон, триединый бог, в образе которого сплавлены исходные божественные сущности: "Жив бог Ра-Горахте, ликующий на небосводе, в имени его имя Шу, он (Ра-Горахте-Шу) и есть Атон" (Из "Гимна богу Атону").

           Учение Эхнатона (эхнатонизм) по-видимому, не внесло никаких серьёзных корректив ни в восприятие загробного мира, ни в похоронную практику. Египтолог Вейнгаль по   этому поводу писал (The Life and Times of Ikhnaton.1923, p.121), что Эхнатон ничего не хотел знать о преисподней, против ужасов которой нужно было защищаться посредством бесчисленных магических заклинаний. Он многие годы болел, и, будучи суеверным, как все люди Древнего мира, боялся смерти и не хотел вспоминать о ней.

            Даже упоминания об Осирисе не обнаружено в каких-либо текстах, касающихся Эхнатона. Возможно, сам по себе образ Осириса удовлетворял царя-реформатора, так как "его таинства никто не может видеть, никто не может объяснить, ибо никто не знает его (Осириса) формы, образа" (48.с301). Однако, поскольку Атон есть Ра-Горахте-Шу - "бог живой", а Осирис же - "бог мёртвый", Эхнатон, как религиозный теоретик, быть может, испытывал затруднения с включением образа Осириса в своё учение. И Осирис, весьма популярный бог среди египтян, "функционировал по умолчанию", ибо люди умирали, а традиционная похоронная практика соблюдалась всегда. На то, что вера в загробную жизнь осталась без изме-нений, указывает последняя фраза посвятительной надписи Эхнатона на посмертной скульптуре Нефертити: "Пусть живёт вечно". В гробнице, подготовленной для Эхнатона, найдены куски статуэток "ушебти" (слуг, обслуживающих умершего в загробном мире); однако, и на них, вместо цитат из магической Гл.6 "Книги мёртвых", начертана обращённая к Атону заупокойная формула (94.с305).

   Однажды (14.с416), в одной из своих публичных проповедей, Эхнатон произнес: "Пусть будем все мы едины перед смертью, которая одинакова для всех", и запретил народу падать пред ним, фараоном, на колени. Помимо этого, вместо слова "бог" в титулатуре Эхнатона стали употреблять повсеместно "властитель" или "владыка обеих земель", "добрый властитель".

   "Падать ниц" или становиться на колени евреям позволительно лишь перед Богом, в остальных же случаях (в том числе и перед своим царём) - возбраняется (так, несмотря на угрозу смерти, Мордехай отказался стать на колени перед Аманом).

       Концепцию своего учения Эхнатон неоднократно излагал перед народным собранием в Фивах (14.с416): "Мужи Фив! Наш народ служил многим богам и молился владыке над богами - Амону... Отвернитесь от культа (многих) богов... Существует только один бог, который стоит над всеми и который властвует над нашей судьбой. Наш бог - Атон! Бог - Солнце, само Солнце, которое всё создало".

        Солнечный диск с лучами - единственное визуальное воплощение образности "истинного бога" Эхнатона, в принципе отрицаемое его учением, согласно которому истинный бог не имеет формы: Эхнатон запретил даже изображать каких- либо богов. "Твёрдо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа" (Втор.4.12-16). "Атон" - это не просто диск Солнца в прямом физическом смысле, но эмблема животворящей "силы, стоящей за ним", некой высшей субстанции, воплотившей в себя божественное бытиё и дееспособность. Солнечный диск с лучами-руками в представлении Эхнатона - "Атон живой... Владыка всего, что обе- гает диск Солнца... Ты сияешь, как солнечный диск" (Из гимна), т.е. это - мета- фора (дань традиции): Всевышний - "как солнечный диск" лишь по степени божественного сияния и сравнительным визуальным небесным размерам; но который (диск Солнца) и сам-то движется по воле "Владыки всего". Подобно предтече Небер-черу, не имеющему образа, Атон является невидимой всемогущей силой, заполняющей всё мировое пространство. Он постоянно присутствует в каждом эле- менте природы, в каждом предмете и живом существе (49-1.с122). Солнечный (и не только) бог Атон - "един, единственен" как Небер-чер, и также непознаваем.

И лишь ему, Эхнатону, единственному и любимому сыну своему, бог Атон дал возможность познать себя и постигнуть предначертания и мощь свою: "Нет никого, кто знает тебя, кроме твоего сына Эхнатона,- ты посвятил его в свои предначертания и в свою силу... Я (Эхнатон) - твой сын, угодный тебе, возносящий имя твоё... который явился прямо из твоего лимба... прямо от плоти твоей. Твоя сила и величие запечатлены в моём сердце". В панегирике Эхнатону один царе- дворец писал: "Ты принадлежишь вечности, как Атон; прекрасен, как Атон, кото- рый дал жизнь Неферкхеперуда (тронное имя Эхнатона) и человеческим поколениям".                          Надпись на саркофаге Эхнатона гласит (14.с420): "Властелин, единст-енный избранник Ра, царь... живущий в правде... Прекрасное дитя живого Атона ("Ты - живое воплощение Атона"), имя которого будет жить всегда и вечно".

"Он (Господь, "Шем") был (жил), и Он есть (жив), и Он будет (жить)..." (из еврейской молитвы (46.с7)).

         Дань традиции неистребима: каждый фараон - сын того или иного бога. В том, что фараон действительно сын бога и бог, египтяне усматривали истину, ко- торая постоянно подпитывалась различными предсказаниями, пророческими сна- ми и легендами. Так, текст и изображение в Луксоре повествуют о том, как бог Амон, приняв образ фараона Тутмоса1V, проник в покои царицы, его супруги, ко- торая возликовала при виде неописуемой красоты бога и родила ему сына, буду- щего царя Аменхотепа III. Обычно египтянин, поклоняясь своему фараону, называл его, помимо "Пер-ао", также и "Неб-Нутер" - "Господин бог".

Стержневой в учении Эхнатона была идея о "жизни по Маат" (жизнь по правде),- и не только в условиях божественно мудро упорядоченного устройства мира, но и при обязательном соблюдении людьми социальной справедливости и право- порядка. "Владыка (Атон)... предписывающий... обязанности (сыну) своему, возлюбленному (Эхнатону), сердце которого удовлетворяется правдой и для которого мерзость - неправда" (текст из гробницы Эйе, царедворца Эхнатона (94. с304)).

           Тот же подход наблюдается в Ветхом Завете, (Исх.8.13,19,23; Втор.25.16; Пс. 10;50; 88): "Мерзок пред Господом Богом... всякий, делающий неправду", или "Я Господь, изрекающий правду, открывающий истину", или "Правосудие и правота - основание престола Твоего; милость и истина предходят пред лицом твоим"; и в Молитвеннике (46.с 5), например: "И обручу тебя Мне в правду и в правосудие".

Почти в полной сохранности дошёл до нашего времени "Большой гимн богу солнца Атону", найденный при раскопках Ахет-Атона (Телль-Эль-Амарна). Гимн носит общечеловеческий характер (94.): в нём нет ничего специфически египетского, и даже при перечислении стран, созданных богом, Египет поставлен на последнее место. Согласно гимну, иноземцы - не люди низшего сорта (согласно египетской традиции), но такие же дети общего, единого, вселенского бога, несходные с египтянами лишь языком и цветом кожи по его воле. Приведём отрывки из этого гимна (8.с68).

"Прославляем бога по имени его... Да живёт он во веки веков... Владыка неба и Владыка земли... Ты сияешь на склоне (горизонте) неба, диск живой, начало жизни!.. Ты прекрасен, велик, светозарен!.. Лучи твои объемлют все страны до пределов того, что создано тобою... Ты - Ра, ты достигаешь пределов... Ты далёк, но лучи твои на земле... Ты сияешь, как солнечный диск... Обе Земли (Верхний и Нижний Египет) просыпаются, ликуя... Ты разбудил их... (Радуется всё живое)... Ты сотворяешь семя в мужчине, ты даёшь жизнь сыну во чреве матери... ты пита- ешь его... ты даруешь дыхание тому, что сотворил... бог единственный, нет другого, кроме тебя! Ты был один - и сотворил землю по желанию сердца твоего, землю с людьми, скотом и всем живым... Чужеземные страны, Сирия, Куш, Египет - каждому человеку отведено тобою место его... Языки людей различаются меж со- бою, не схожи и образы их, и цвет кожи их, ибо отличил ты одну страну от другой... Ты даровал им (людям) жизнь, сотворив их для себя, о всеобщий Владыка, утомлённый трудами своими... Владыка всех земель (стран), восходящий ради них, диск Солнца дневного ("живого"), великий, почитаемый! Все чужеземные, далёкие страны созданы тобою и живут милостью твоею... Ты даровал небесам их Нил, чтобы падал он наземь (в виде дождя, который) напоит поле каждого в местности его... Лучи твои кормят все пашни... Как прекрасны предначертания твои, Владыка вечности!.. Ты установил ход времени, чтобы вновь и вновь рождалось сотворённое тобою... Ты единственный, ты восходишь в образе своём, Атон живой, сияющий... далёкий и близкий! Из себя единого творишь ты миллионы образов своих".

При изучении "Гимна Атону" обнаруживаются близкие эмоциональные и текстуальные совпадения некоторых его стихов с рядом Псалмов. Многие учёные предполагают, что этот гимн послужил им прототипом.

"Истомилась душа моя... сердце моё и плоть моя восторгаются к Богу живому... Господь Бог есть солнце (и щит)" (Пс.83). "Элоhим!.. у тебя источник жизни, в свете Твоём мы видим свет. Устреми же милость Твою к знающим Тебя (по- добно Эхнатону каждый иудей - истинный сын своего Господа) и правду Твою к тем, кто правдив сердцем" (из молитвы (46.с4)). Выражение "Бог живой" ("Элоhим חי" - "Жив Элоhим") встречается в Ветхом Завете и Молитвеннике ("царь живой"(46.)) множество раз, например, в (Иис.Н.3.10): "среди вас есть Бог живой". Господь Бог также поименован как "Владыка вечности" (49-1.с507)

Гимн Атону. Ты заходишь и земля во мраке... Лев выходит из своего логова... Озаряется земля, когда ты восходишь... обе земли просыпаются, поднимаются на ноги... И трудятся они, выполняя свои работы... О сколь многочисленно творимое тобою... Скот радуется на лугах своих, деревья и травы зеленеют... Все животные... всё крылатое... все оживают, когда озаришь ты их сиянием своим. Корабли плывут... все пути открыты, когда ты сияешь. Рыбы в реке резвятся... Ты создаёшь всё, что потребно им. У каждого своя пища, и каждому отмерено время жизни его.

Псалом Господу. Ты простираешь тьму, и наступает ночь, бродят тогда все звери лесные. Львы рычат о добыче... Взойдёт солнце - выходит человек для тру-да своего и для работы своей,- до вечера. Как многочисленны дела Твои, Гос- поди! Ты полна, земля, созданиями Твоими. Вот море - великое и обширное, там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые и большие; там корабли плывут, левиафан... резвится в нём. Все они на тебя надеются, что дашь им пищу во время своё (Пс.103/104).

         Псалом Господу. Да веселятся небеса, и да торжествует земля; да шумит море.. Да радуется поле и всё, что на нём; и да ликуют все дерева дубравные пред лицом Господа... О имени твоём радуются весь день (Пс.88.17).

       Приведём отрывок (49.с331) из молитвы царицы Нефертити, главной жены фараона Аменхотепа IV Эхнатона: "О Атон, о ты, живой бог! Нет другого, кроме тебя!.. Восходишь ты... чтобы изливать жизнь всему, что ты сотворил: людям, четвероногим, птицам и всем (пресмыкающимся) на земле, где они живут".

Псалом Господу. Господи! милость Твоя до небес, истина Твоя до облаков! Правда Твоя, как горы Божии, и судьбы Твои - бездна великая! Человеков и ско- тов хранишь Ты, Господи! Как драгоценна милость Твоя, Боже! Сыны человече- ские в тени крыл Твоих покойны: насыщаются от тука дома Твоего, и из потока сладостей Твоих Ты напояешь их, ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет. Продли милость Твою к знающим Тебя (Пс.35.6-11).

         Как писал священник Александр Мень (65.с43): "И всё же Эхнатон не может не быть нам дорог как человек... ощутивший живое дыхание Единого".

Итак, Всевышний (Атон, представляющий собой синкретический сплав богов Ра, Горахте и Шу в единый образ триединого бога) учения Эхнатона являет собой следующий образ "живого" божества:

1. "Бог единый, единственный... нет другого, кроме тебя".

2. Бог "далёкий и близкий". Вездесущ; образа не имеет (хотя Атон и сопоставлялся (сравнивался) с диском Солнца с руками-лучами).

3. Владыка вечности; существовал изначально.

4. Бог-демиург, творил словом "по желанию своему".

5. Творец Вселенной, богов, земли и неба, установивший ход времён.

6. Устроитель миропорядка во Вселенной и на земле (в том числе социальных законов для всех народов и стран, "что обегает диск солнца").

7. Творец и благодетель всего живого, "дарует дыхание тому, что сотворил", заботится о продолжении рода всех и каждого (творит жизнь непрерывно и постоянно), отмеряет время жизни.

8. Всеобщий Владыка (и царь), носитель высшей справедливости и правопорядка.

9. Милосерден и милостив, воплощение доброты (не суров, но строг).

10. Отправление культа разработано хорошо.

Черты единого, вселенского, вневременного и абстрактного космического божества, каким являлся Небер-чер до его превращения в Хепри, и которые лишь проступали в догматике Ра-Горахте или Амона, были, практически, реставрирова- ны Эхнатоном и вновь достигли полного выражения в культе нового синкрети- ческого бога Атона.

Сопоставление приведённого перечня с "Тринадцатью основами веры" ("Иг- даль") евреев (46.с6) выявляет общность воззрений эхнатонизма и доиудаистичес- кого ветхозаветного монотеизма (мозаизма) по многим концептуальным позициям.

Яркий свет на истоки и сущность некоторых аспектов учения пророка Мои- сея (мозаизма) проливает сравнение "Гимна богу Атону" с фрагментом текста отлучения Баруха Спинозы (1547 год, Венеция), проклинающего его (Спинозу) "именем Сандальфона, слившегося с творцом Вселенной... именем таинственного Шем hа-Мефореша ("Его светлое (ясное) имя", ивр.), начертанного на скрижалях; именем божьей колесницы, святых зверей" (29.с29). Имя "Шем-Га-мфорогп" (Шем-ha-М(е)фор(огп)), как имя Божие, приведено (произнесено) и в древнееврейском мифе о падшем ангеле Шемхазее.

При сопоставлении текстов выявляется почти дословное совпадение в той части формулировок, где упоминается о Божьем имени.

Гимн богу Атону. "В имени его имя Шу", где "имя Шу", егип., буквально означает - "имя - свет".

   Текст отлучения. "Имя таинственного... Шем hа-Мефореш", где "Шем", ивр.- "имя", а "Мефореш"- может означать "свет".

И тогда Шем hа-Мефореш ("Имя - свет")- бог света, животворного дыхания, воздуха и ветра, крылатый бог Шу (Господь Бог "и понёсся на крыльях ветра" (Пс.17.11) или "делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра (Пс.103.3)).

        С точки зрения учения Эхнатона, творец Вселенной - бог Ра. Бог Сандальфон (Сандальтон,- имя (словосочетание) явно египетское), "слившийся с творцом Вселенной" богом Ра (в единое имя Ра-Горахте)- бог Гор.

Совершенно очевидно, что в монотеистическом (иудейском) тексте отлучения Спинозы определённо говорится о триедином боге (имя которого начертано на скрижалях), но не о трёх различных именах Бога. На это указывает "Сефер Ецира" ("Книга Создания", приписываемая праотцу Аврааму.

В "Книге Создания" повествуется: и "избрал (сам Бог Цаваот; ч.1,миш.1) три простые буквы тайной... Алеф, Мем, Шин. Утвердил их в Его великом имени" (ч1,миш.13). Таким образом, великое имя Всевышнего, начертанное на скрижа- лях, сокрыто (зашифровано) буквами: "א-ש-מ" ("Три праматери: "Мем" молча- щая, "Шин" свистящая, "Алеф"- воздух, дух, (а также закон; ч.10, миш.2), скло- няющийся между ними").

Очевидно, что имени - "Творец Вселенной" (первоначально бог Ра) вполне может быть поставлена в соответствие буква "Алеф" (телец), отвечающая цифре 1 (первый), как символизирующая имя "Йаhуе" Всевышнего (об этом имени за- шифрованно говорится далее по тексту той же мишны; "יהו"- часть этого наименования). И если букве "Мем" отвечает имя "Мефореш" (бог Шу); то букве "Шин, син", - имя "Сандальфон" (бог Горахте).

        "Божья колесница" это, видимо,- солнечная ладья бога Ра, а "святые звери"- боги-охранители Ра - Сетх в обличье осла; и Шу в ипостаси бога-воителя Инхара и в обличье льва, спутники Ра (керубы Ковчега завета; см. ниже).

       По мнению некоторых историков, и в частности, У.Олбрайта, можно проследить влияние религиозно-культовых тенденций времён Эхнатона на монотеистические идеи Моисея (70-3.с69). Возможно, З.Фрейд (85.с933) был первым, кто высказал гипотезу о "зависимости еврейского монотеизма от монотеистического эпизода египетской истории". И действительно, при сравнении Ветхого Завета с эзотерическими египетскими текстами, обнаруживается не просто знакомство, но глубокое знание не только учения Эхнатона, но и многих других египетских религиозных концепций и воззрений.

Отправление культа в Египте, как и везде на Древнем Востоке, состояло из жертвоприношений, молитв, жертвенных трапез и религиозных процессий. И в египетском храме само здание, его двор и ограда, окружающая здание, имели священное значение. Однако у египтян в храме никогда не проводилось общественного богослужения, а в его дворе никогда не собирался народ для молитвы и процессий. В храм (дом бога) не допускался никто, кроме жрецов и царей с их свитой (47.с42).

       Богослужение у ханаанеев проводилось внутри храма (в переднем отделении), которое, могло вмещать до 50 тысяч человек, тогда как служение у израильтян проходило вне храма.

При строительстве египетских храмов, по большей части, преобладала прямоугольная планировка. Так, главная ось храма бога Амона-Ра в Карнаке, повторяя движение солнца, была направлена с востока на запад, перпендикулярная ей ось - с юга на север. Отметим, что и Иерусалимский храм был в плане прямоугольным и тоже сориентирован по сторонам света: с востока на запад он имел большую длину, чем с севера на юг.

О характере жертвоприношений в Египте существует достаточно достовер ных древних свидетельств. Так, надпись царя Ханну (ХI династия) рассказывает: "И я совершил великое жертвоприношение быков, коров и коз". Во времена Х1Х династии в Мемфисе, в храме Птаха, были принесены в жертву тельцы (быки) и "запах тука их доходит до неба". Фараон Пианки (ХХ династия), прежде, чем войти самому в храм бога Ра в Гелиополе, "принёс великое жертвоприношение пред лицом восходящего утреннего солнца (Атум-Ра); и жертва состояла из белых быков, молока, бальзама, ладана и других благоухающих деревьев" (48.с135,143, 402). Геродот (2.41,42) писал: "Чистых быков и телят египтяне приносят в жертву повсюду"; а в Фиванском номе, например, "не едят баранины (символ Амона), но приносят в жертву коз... Напротив, египтяне, принадлежащие к храмовому округу Мендеса, не употребляют в пищу козьего мяса, но приносят в жертву овец". В жертву Осирису и Исиде приносились свиньи. Практиковались и хлебные жертвы. Жертвоприношения могли заканчиваться жертвенными трапезами.

Однако сохранились и примеры жертвоприношений совершенно иного рода. Так, Фараон Тутмос IV, на холме (высоте) близ храма Сокара, принёс в жертву богу Хормаху (Гор в световом круге,- солнце, стоящее в зените) цветочные семена (48.с312). На одной из картин на храмовой стене изображён царь, совершающий жертвоприношение, которое состояло из плодов, цветов и разных предметов (и эмблем), (48.с43).

Концепция Эхнатона в вопросе жертвоприношений изложена им в одной из его проповедей (14.с416): "Мужи Фив!.. Я объясню вам, что не существует бога, который хотел бы, чтобы его прославляли кровью и жертвами (животных). Отве-рнитесь от культа (таких) богов". Этот догмат веры проиллюстрирован Ветхим Заветом (Иер.7.22): "отцам вашим Я... не давал заповеди в тот день, в который Я вывел их (из Египта)... о всесожжении (жертвенного животного) и жертве (избранных частей животных и их крови)".

В храме Атона в Ахет-Атоне, на его открытых дворах, высились огневые жертвенники (столбы пламени) в честь бога Солнца. Громадные алтари и сосуды для жертвоприношений Атону заполнялись лишь цветами и фруктами (14.).

       Эхнатон, в нарушение всяких традиций, издал указ, разрешающий женщинам быть жрицами. Жрицами стали Нефертити (есть свидетельства, что Нефертити руководила вечерней службой в храме Атона в Ахет-Атоне) и, видимо, Мерита-Атон (Мери-Атон (48.)), старшая дочь фараона. Эхнатон сам ездил по всему Египту на золотой, солнечной, колеснице и проповедовал своё учение.

Существует мнение (например, (71.)), что Эхнатон жил до воцарения какое-то время у своих хурритских родственников в Митанни, где и познакомился с культурой и обычаями митаннийцев.

Как известно, дед Эхнатона Тутмос IV был женат на митаннийской принцес- се, дочери Артадамы I. Одной из жён отца Эхнатона - Аменхотепа III, была хур- ритка Гилухена, дочь царя Митанни Сатарны (27.с64; 94.с289). В свою очередь, Тушратта, сын Сатарны, отдал свою дочь Эхнатону.

Установлено (2.с186;54.с384), что многие цари Митанни носили индоарийс- кие имена наряду со вторыми, хурритскими, и поклонялись в числе прочих таким ведическим богам, как Индра или Варуна.

Уоллес Бадж, сравнивая гимны Эхнатона с Ведами, пришёл к выводу о связи происхождения образа Атона, - Солнца с руками-лучами, со сходной идеей в изо- бражении ведического бога Солнца Савитара (Сурьи) с длинными золотыми рука- ми. "Золотой" Савитар - "широкорукий", он "простирает руки и даёт свет" (49-2. с395;100.). В "Махабхарате" и "Пуранах" Савитар изображён одноруким. Индий- ская традиция рассматривает Савитара как образ бога восходящего и заходящего солнца (аналогия с Атум-Хепри). В "Ригведе" Савитару посвящено одиннадцать гимнов, сопоставление которых с гимнами Эхнатона выявляет дополнительный ряд элементов сходства образов божеств.  


4. Религиозная реформа Эхнатона

Фараон Аменхотеп IV Эхнатон в течение всего периода своего правления (17 лет) упорно и последовательно проводил в жизнь широко задуманную им религиозную реформу.

Отменяя традиционные, привычные, устоявшиеся божественные законы и миропорядок, эта реформа, так же, как и во времена смены лунного культа на солярный, разрушала мир прежних верований и представлений.

        Создавая новый культ, царь Эхнатон объявил всех прежних богов ложными и незаконными, провозгласив единственным и истинным богом солнечного бога Атона. Он запретил даже изображать каких-либо богов, ибо, по его мнению, истинный Бог не имеет формы.

"Да не будет у тебя других богов перед лицем Моим... Не поклоняйся им и не служи им" (Исх.20.3,5).

        Стремясь стереть даже саму память об именах прежних богов, Аменхотеп IV Эхнатон приказал повсеместно их уничтожить. Особенно тщательно стиралось и соскабливалось имя Амона, жрецов которого более всего ненавидел царь; причём, он не пощадил даже имени своего отца, в состав которого входило имя бога Амона. По приказу фараона Эхнатона соскабливались со стен храмов и памятни- ков не только имена прежних богов, но и даже само слово "боги".

"Имени других богов не упоминайте" (Исх.23.13),- требует Господь Бог.

Египтолог Девис отмечал, что с годами Эхнатон становился всё более и более нетерпимым к любому упоминанию о низложенных богах.

Изображения отвергнутого Амона и других богов повсеместно уничтожались, дабы, согласно представлений того времени, избавится от их невидимого присутствия. В Фивах были закрыты восемь огромных храмов Амона, а духовенство было выселено из города и лишено прежней щедрой государственной поддержки. Объявив жрецов лживыми учителями, не почитающими истинного бога Атона, Эхнатон закрыл все жреческие школы. И ему, практически, удалось почти полностью вытеснить древние пережитки культа животных и многобожия (63. с292).

Есть факты, указывающие на столкновения между верховным жрецом Амона в Фифах и Аменхотепом IV ещё на первом году его правления (Ю.Перепёлкин).

Уже через год после воцарения Аменхотеп IV добавил к своему тронному имени наименование Неферхепрура ("Единственный для Ра"). Он провозглашает бога Ра единственным источником истинной веры ("Ра-отец, пришедший как Атон") и объявляет себя самого проводником его откровений. Молодой фараон принял титул "Великого ясновидца", который носил и верховный жрец бога Ра в Гелиополе.

Не позднее второго года местопребывание царского двора в Фивах получило название "Замок ликования на небосклоне". Новое божество не могло обходиться без святилища и Аменхотеп IV строит храм Атона в Фивах, в саду Амона между Луксором и Карнаком - величественное здание "Сияние Атона Великого". Однако никаких видимых признаков отрицания старых богов ещё незаметно, и в конце третьего года правления Аменхотепа IV Солнце (Атон) изображалось всё еще в виде человека с головой сокола, увенчанной солнечным кругом - как Ра-Горахте Гелиополя.

На четвёртом году своего правления Аменхотеп IV посылает сообщение верховному жрецу бога Амона: "Фараон приказывает возвести новый храм в честь "малого бога" (Атона), более великий, нежели чем уже построенные где-либо в Египте, на 400 жертвенных алтарей".

В конце четвертого года правления отношение царя к Солнцу и старым богам резко изменилось. Солнечное имя стали писать в двух картушах, как и имя царя. Вслед за "воцарением" диска Солнца (прежде "царствовал" Амон) резко видоиз- менилось и его изображение: теперь это круг с уреем (священной змеей) спереди и устремленными вниз лучами с кистями человеческих рук на концах,- образ зримого Солнца - Атона. Перед словом "Атон" ставится знак жизни "анх", означающий "да живет". При богослужении, проводимом, под открытым небом, обращаются непосредственно к Солнцу.

       Амон утратил своё положения государственного бога вскоре после воцарения Солнца. И это, как отмечает Перепелкин Ю.Я., проявилось в "изменении правовой клятвы". Так, в сделке от "года царствования три" клянутся: "(Как) благосостоит Амон, как благосостоит властитель (фараон)". В приговоре от "года царствования четыре, месяца 2 половодья, числа 7" клянутся иначе: "(Как) [благосостоит] властитель, (как) [благосостоит] властитель".

Следовательно, в конце четвёртого года правления Аменхотепа IV уже не клянутся богом Амоном, предпочитая подразумевать его под "властителем", хотя не клянутся и богом Атоном. Позднее клятва примет вид: "(Как) благосостоит Атон (Йот), (как) благосостоит властитель" (Перепелкин Ю.Я. Кэйе и Семнех-ке-рэ. М.1979 c.39-41).

Кардинально изменилось и изображение самого царя. Если раньше фараоны представали в образе бога с мощным телом, с торжественной осанкой, с идеализированными портретными чертами, то колоссальные статуи Аменхотепа IV (их было около ста, они когда-то обрамляли двор храма Атона) демонстрируют явный разрыв с тысячелетними канонами. Фараон здесь изображен необычно, традиционны лишь одеяние, головной убор, да скрещенные руки на груди с атрибутами власти - плетью и жезлом. Царь показан болезненным человеком с исхудавшим лицом, длинной тощей шеей, одутловатым животом. Тонкая талия резко контрастирует с пухлыми бедрами. Большой нос, полузакрытые веками глаза, крупный рот с отвислой нижней губой и слегка выступающей верхней - все это, несомненно, воспроизводило подлинные черты Аменхотепа IV, но было передано с явно подчеркнутой заостренностью, заключало в себе элементы шаржа. ("Череп у царя выдавался назад, лицо было узким, с большими раскосыми глазами, мягко очерченным тонким носом, пухлыми губами и острым, отвислым подбородком... Груди выступали, а грудная клетка была впалой. У невысокого ростом фараона был вздутый живот, бедра толстыми, руки и ноги тонкие" (Ю.А.Перепёлкин. Солнцепоклоннический переворот. История древнего Востока, т.2.М.1988)).

Несомненно, что требование именно такого решения образа, предельно близ- кого к натуре, беспощадного в стремлении к искренности, исходило от самого Аменхотепа IV Эхнатона, "живущего правдой" - излюбленный эпитет к его имени. Ваятель Бек (Бакт) в своей надписи подтверждает, что он был лишь "подручным", которого обучил сам фараон.

Рельефы стен храма Атона в Карнаке тоже производили впечатление злой карикатуры - та же болезненная фигура с хилыми руками и ногами, раздутым живо- том, исхудалой шеей, то же вытянутое лицо с характерным профилем.

По мнению ряда специалистов-искусствоведов (М.Э.Матье и др.) введение нового стиля фараоном-реформатором было закономерным шагом на пути разрушения закостеневшего набора догм в религии и искусстве, как одной из форм выражения религиозных идей.

Важно отметить, что в изображениях Эхнатона, Нефертити и приближенных фараона обязательно подчеркиваются милосердие и благость, мягкая красота и открытость души миру эмоций. Впервые в истории египетского искусства появилось изображение фараона в кругу семьи.

На шестом же году царствования Аменхотеп IV ("Амон доволен") изменяет своё имя на "Эхнатон" ("Полезный Атону"; условное египетское произношение "Их-не-Итен"), входящее в полное (пятичленное) тронное имя фараона "Нефер-Хе-пер-Ра Уа-ен-ра-у Эхн-Атон". Новые личные имена получают члены его семьи и сановники (2.с284), если в состав их имён входило имя Амона или некоторых других богов (имена богов Луны не репрессировались, например, имя сына Эхна- тона - "Тутанхамон"- "Тот-анх-Амон", ибо Луна - глаз бога Ра, а конкретно бог Тот - "сердце" бога Ра).

В том же году фараон Эхнатон окончательно порывает со старым жречеством, в законодательном порядке запрещает поклонение другим богам и объявляет Атона единым государственным богом Египта.

В надписи из Телль-Амарны говорится, что на шестом году правления произошло нечто еще худшее по сравнению с услышанным на первом и четвертом годах. Что же такое "услышал" фараон, что побудило его оставить Фивы и пойти на крайние меры? Существует мнение, что объяснение религиозного переворота Эхнатона лишь социально-политическими факторами не может исчерпывающим об- разом охарактеризовать весь драматизм ситуации. Некоторые учёные полагают, что египтяне должны были пережить какую-то глобальную природную катастрофу, чтобы не противиться религиозной революции, начатой "сверху" (последствия извержений на Санторине).

В конце концов, Эхнатон вместе со своим двором покидает ненавистные и враждебные ему Фивы и переезжает в выстроенную им в невероятно короткий срок новую столицу царства - "Ахет-Атон (Ай-Йот)" ("Горизонт, небосвод, небо- склон Атона"), расположенный на полпути между Фивами и Мемфисом на Ниле.

"Сотворю я Ахет-Атон Атону, моему отцу, (в) этом месте... что возжелал он для себя сам, коим удовлетворился он... на вечность". Примечательно, что на плитах, отмечающих границы Ахет-Атона, упоминается ряд египетских божеств во главе с Амоном.

         Ахет-Атон был большим, красивым и величественным городом ("великий очарованием, приятный красотой для глаз") с садами, царскими дворцами и огромным храмом Атона, основное святилище которого находилось под открытым не- бом (рассчитано, что район храма располагался на площади 730 х275 м). Ахет-Ат- он прославлялся (надпись в гробнице) как "могущественный город лучезарного Атона, великий в своём очаровании... полный богатств, с (огромным) жертвен- ником Атона в центре него". "Он (Атон) опьяняет мой взгляд... его свет заливает землю... Всё оживает, когда он восходит в храме Атона в Ахет-Атоне".

        На одной из реставрированных стен города (длиной 3 м) был изображён восход Атона и пробуждение животного мира (иллюстрации к "Гимну").

Длина главного дворца Эхнатона была около километра. У входа в него высилось сооружение, называвшееся "Восходит Солнце для Эхнатона". В результате раскопок (14.) обнаружены широкие главные улицы с домами для знати и узкие переулки с лачугами солдат и ремесленников в кварталах для бедноты, огромные продовольственные склады. В домах имелись кирпичные очаги, уборные и помещения для скота; и всё это было необычайно прогрессивно для того времени. Дома-дворцы "солнечного" жречества, занимавшие значительную часть территории города, были украшены роскошными порталами. В этом районе, примыкавшем к храмовому комплексу, с сотнями жертвенных алтарей под открытым небом, находились специальные "дороги процессий", молельни с колоннадой, ску льптурами, рельефами и символами веры в вечного Атона.

В близлежащих горах найдены 24 каменные усыпальницы с прекрасными рельефами, фресками и надписями; многие из них остались недостроенными. Барельефы и гробницы украшены в необычном (реалистичном), не традиционном для египтян стиле, на что и обратил внимание глава прусской экспедиции Ричард Лепсиус, в 1842 году путешествовавший в долине Нила.

       Новый общегосударственный бог Атон, культ которого тщательно продуман и декларирован с высоты царского престола, был объявлен богом не только Египта, но также и соседних стран (Куш, Ханаан, Сирия).

         В мифологии Египта известен прецедент: бог Осирис, воцарившись, тотчас отвратил египтян от скудного и звероподобного образа жизни, показал им плоды земли и научил чтить богов. Далее, Осирис, проповедуя, понёс свет истины и про- сведения жителям других стран (легенда в изложении Плутарха (72.с306)). Оси- рис никогда не навязывал свои законы варварам, предпочитая убеждение.

       Содержание культа единого бога Солнца было, как полагал выдающийся религиозный мыслитель Эхнатон, логично, просто и в достаточной степени образно, и поэтому понятно и доступно разноязычным и разноплемённым массам. Фараон не только построил храмы богу Солнца во всех крупнейших городах Египта, но внедрил его культ и в Эфиопии (Куш, Нубия), и кое-где в Ханаане (город Тунип). Сохранился барельеф (94.) с изображением сцены, в которой все народы мира слились в порыве религиозного экстаза, взывая в молении к лучезарному богу Атону, причём, службу совершает сам Эхнатон.

          "Как блажен воспринявший твоё учение жизни... Да услышу я твой сладост- ный голос в храме, где ты совершаешь угодные обряды твоему отцу, Атону живому" (надпись в гробнице (94.с305)). По-видимому, Эхнатон лично занимался постановкой обрядности отправления культа Атона, но в дальнейшем передал функции верховного жреца храма в Ахет-Атоне, главного жреца государства, своему самому восприимчивому ученику и сподвижнику Мери-Ра ("Любимец Ра"), который в этом качестве получил должность "Верховный созерцатель солнечного диска (Атона) в храме Солнца города Ахет-Атона", гелиопольский жреческий сан (48.;94.) По этому поводу сохранилось напутствие Эхнатона: "Да будешь ты таковым согласно желанию твоему, ибо ты был слугой моим, который был послушен учению (моему) во всём, что было говорено... Никто кроме тебя сего не сделал. Поэтому даю тебе это высокое звание" (48.с 330).

         На девятом году царствования Эхнатона начинается энергичное уничтожение из надписей наименования "Амон".

На двенадцатом году царствования Эхнатон вообще запретил не только термин "боги", но даже и "бог". И бог Атон был объявлен "владыкой", богом-фара- оном (при декларировании небытия иных богов). Таким образом, произошло логически неизбежное: великая гордыня страдающего от неизлечимой болезни религиозного фанатика-фараона нашла выход, проявилась, в его учении в виде положения о том, что он не просто сын Солнца, не просто заместитель бога Атона на земле, "плоть" и от плоти его, и от разума, как это утверждалось им ранее, но сам бог Атон; а фараон бог Атон - это и есть он, фараон Эхнатон. Образы бога-отца и бога-сына слились.

         По этому поводу Ю.Я.Перепелкин (Переворот Аменхотепа IV. М.1967-1984) писал: "как царь, так и само Солнце перестали считаться богами. Отныне оба они строго последовательно назывались только царями. Себя и свое Солнце Эхнатон противопоставил старым "богам" как царей.

Эхнатон в образе Сфинкса преподносит дары Атону

Авторство: Hans Ollermann. https://www.flickr.com/photos/menesje/2212492438/, CC BY 2.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=5120676


Таким образом, старых богов отверг- ли полностью, вплоть до отказа от слова "бог" и от знаков письма, зрительно или мысленно представлявших их. Одновременно получило завершение представление о Солнце как о фараоне. В своем окончательном виде Солнце в образе царя представляло необыкновенное, очень своеобразное, единственное в своем роде явление среди всех прочих видов почитания природы. Неслыханное новшество, впрочем, никак не затрагивало ни представлений о Солнце (Атоне) как создателе и покровителе мира, ни храмовой службы. Какими они были в предшествующие годы, такими и остались".

По-видимому, такое новшество не слишком понравилось сторонникам Эхнатона, и они восприняли его чисто символически. В Танахе гордыня многократно порицается, например (Иер. 50.31,32): "Я - на тебя, гордыня, говорит Господь Бог Цаваот... и споткнётся гордыня, и упадёт, и никто не поднимет его (её)".

        Могущество старинного фиванского жречества Амона-Ра ("жрец" - "раб бога", егип.), тесно связанного родственными отношениями со старой потомственной знатью и со жречеством местных, провинциальных культов, было огромным. Считается (2.с282), что видимая сторона борьбы между фиванским жречеством и фараоном, принявшая в тогдашних условиях неизбежную религиозную окраску, и проявилась в реформе Эхнатона.

Законное царское наследственное право в Древнем Египте, по обычаю, осуществлялось по женской линии (так наз. "утробное право"). Если законный фараон не был женат на старшей дочери царствовавшего до него фараона, принцессе, то дети от этого брака были урезаны в правах наследования престола (48.с107). Отец Эхнатона фараон Аменхотеп III, сорокалетнее правление которого было "весьма счастливым периодом Египта" (48.с323), был женат, видимо, по любви на девушке жреческого звания Тийе (главная жена, царица), ставшей матерью Эхнатона и трёх дочерей (всего же Аменхотеп III имел шестнадцать дочерей и несколько сыновей). Фараон Аменхотеп III счел целесообразным подтвердить права своей главной жены, поставив ее имя рядом со своим на некоторых надписях.

          В Долине царей найдена гробница отца (Иуйя) и матери (Туйя) царицы Тийе. Иуйя был жрецом храма бога Мина в городке Ахмиме и стал придворным лишь тогда, когда его дочь сделалась супругой Аменхотепа III. Родителей Тийе пог- ребли с беспрецедентной роскошью и похоронили в царском некрополе (в разное время). Мумия Иуйя прекрасно сохранилась, лучше, чем любая другая из тех, что были найдены в Долине царей. Черты лица не искажены, сильное и величественное лицо пожилого мужчины поражает своей невероятной жизненностью.

По-видимому, фиванское жречество, ревниво следившее за соблюдением "ут- робного права", с самого начала оспаривало законность престолонаследия будущим Аменхотепом IV Эхнатоном, сыном Тийе; и по этой причине Эхнатон, возможно, внук хурритки, провёл юность в Митанни. Существует достаточно свиде- тельств, говорящих о том, что в конце жизни Аменхотеп III отошёл от дел прав- ления, а делами государства заправляла его жена Тийе. Она-то, видимо, погасив сопротивление оппозиционного фиванского жречества, ослабленного религиоз-ной политикой, проводимой Аменхотепом III (брат Тийе был верховным жрецом Атум-Ра в Гелиополе ещё при её муже (94.с303)), и посадила на трон своего сына. На это указывает обожествление Эхнатоном своей матери ещё при её жизни: она носила под громоздким париком царицы головной убор богини (см. скульптуру Тийе). Бытует мнение, основанное на письмах царя Митанни Тушратты и царя хеттов Суппилулиумы I (Амарнский архив (86.с449)), что Эхнатон взошёл на престол только после смерти своего отца, без обычного периода соправления (Суппи- лулиумас поздравил Эхнатона с взошествием на престол).

Известно, что в начале своего царствования Эхнатон стремился наладить хорошие отношения с фиванским жречеством, однако, все его постройки в честь великого Амона в Фивах не смогли устранить сильную неприязнь "святых отцов" и всех их приверженцев. Как и его отец, Эхнатон, в нарушение вековой традиции, также женился не на старшей дочери предшествовавшего фараона. Таким образом, молодой царь был вынужден противостоять фиванскому жречеству: необходимо было вначале ослабить, а затем и уничтожить влияние старой, потомственной, служилой знати. И фараон окружил себя своими "выдвиженцами", новой служилой знатью из числа простых, незнатных, людей. Новая знать с готовнос- тью принимала учение Эхнатона и всячески поддерживала религиозную реформу. "Я поведаю вам о благодеяниях, оказанных мне государем... Я был простолюдин и по отцу, и по матери... человеком без имущества... Он возвеличил и моих бра- тьев... И когда я сделался господином города, он присоединил меня к князьям и (своим) друзьям, хотя я и занимал (ранее) последнее место... и просил хлеба... Он- бог, подающий жизнь" (надпись из гробницы вельможи, "носителя опахала" (94. с305)).

B социальной структуре египетского общества появилась прослойка людей незнатного происхождения, называвших себя "немху" - "сироты", которые получали от государственной администрации небольшое имущество, в том числе и рабов. Выходцы из "немху" занимали в аппарате фараона низшие и средние должности, а наиболее одаренные и замеченные царём взлетали на вершину пирамиды власти и занимали высшие посты в столице. В окружении Эхнатона выявлено много выходцев из "немху", вознесенных царем и осыпанных благодеяниями: это и военачальник Маи, и казначей Панехси, и стольник Переннефер, и вельможа Туту - все они оставили подобострастные надписи в своих гробницах. Приведём пример одной из таких надписей (Перепелкин Ю.Я. "Переворот Аменхотепа IV").

"[Слу]шайте, что я скажу, всякое око (т. е. все, кто прочтет надпись), большие, как и малые! Я расскажу вам о благодеяниях, оказанных мне властителем, и вы скажете: "Как велико сотворенное этому сироте!", и [в]ы пожела[ете] ему (т. е. царю) вековечность в тридцатилетних празднованиях, вечно (быть) владыкою обеих земель (т.е. Верхнего и Нижнего Египта), и он сделает вам [подобное] сделанному мне богом, дающим жизнь. Я - сирота об отце (и) матери. Создал меня властитель. Он дал стать (?) мне (кем-то), (после того как) обо[гатил] меня своим питанием, (а) я был неимущим. Он дал стать для меня моим людям... (чем-то). Он дал умножиться моим братьям. Он велел заботиться (?) обо мне всем моим людям, (когда) я стал владыкою селения. Он дал смешаться мне с сановниками (и) друзьями (царя, т. е. придворными), (а) я был тем, кто позади".

         В Египте право на гробницу получали только чиновники, особо приближённые к фараону и получившие титул "имахи", что являлось венцом карьеры. Этот титул указывал (94.с204) на особые отношения между царедворцем и царём, та- кие, например, как между сыном и отцом или жрецом ("рабом бога") и его богом.

Отступников среди пригретых им "немху" Эхнатон карал жестоко. Так, царский гнев обрушился на двух видных сановников - стольника Переннефера и царского писца, военачальника Маи: имена их изглажены, жизнеописания в гробницах замазаны. Надпись в гробнице вельможи Туту говорит о гибели таких ослушников на плахе и сожжении их тел (лишение загробной жизни - ужасная кара для египтянина) - ""творит он (фараон) силу против не знающего (по)учения его, жалованье его знающему его; противник всякий царя (обречен) мраку... он подпадает под меч, огонь поедает его плоть".

Однако подчеркнем, что рассмотрение реформы Эхнатона лишь в качестве орудия борьбы с Фиванским жречеством, это (96.с31) - "вульгарная социологизация истории". В настоящее время такая точка зрения, как правило, не рассматривается.

По-видимому, при всём своём благородстве, кажущейся простоте и прогрессивности, эхнатонизм не смог снискать одобрения или поддержки ни у кого, кроме выдвинутой фараоном новой служилой знати и их людей. "Нет ничего удивительного в том (82.с34), что столь созерцательная и интеллектуальная доктрина оказалась непонятной простому народу, который либо игнорировал, либо ненавидел её". Сыграло свою негативную роль и низведение бога-творца до уровня фараона, и двойственное отношение эхнатонизма к учению о загробной жизни (96.): "Верующий в загробную жизнь египтянин оказался дезориентированным, а их (таких) было большинство, и все они были в лагере противников Атона (Йота)".

Некоторые жители даже Ахет-Атона тайно продолжали поклоняться привычным и близким, охватывающим все стороны жизни, старым богам: в городе найдена статуэтка (урна) бога Бэса, божества, охраняющего человека от бедствий. Бог Атон не смог заменить египтянам сонм великих и малых богов, всевозможных духов, "общение" с которыми было насущной, повседневной потребностью.

Различные виды магии при фараоне Эхнатоне, вероятно, также были запрещены и преследовались. Так, "доктором считался лишь тот, кто мог оперировать, принимать тяжелые роды или лечить лекарствами" (Черносвитова М. В царстве пламенного Ра (статья). www.kemet.ru).

        Египет не сохранил учения Эхнатона о едином солнечном боге Атоне. Монотеизм в чистом виде оказался чуждым и неприемлемым для египтян, хотя и оказал сильное влияние на дальнейшее развитие образа бога Амона, в представление о котором, как о едином боге, воплотились все боги Эннеады и Огдоады ("Я- один, ставший двумя; я - два, ставший четырьмя; я - четыре, ставший восемью; и всё-таки один" (94.с352), Гимны).

Жрецы полагали, что страна переживала болезнь (её царь-бог постоянно болел) и была этим осквернена. Поэтому "боги отвернулись от этой (нечистой) страны, и когда (египтяне) возносили моления богам, чтобы получить предзнаменование, то боги молчали" (надпись из Карнака (14.с424)). "Страна была больна и боги повернулись спинами к этой земле... если человек хотел о чём-нибудь попросить бога, бог вообще не появлялся" (Надпись на обелиске Тутанхамона в Фиванском храме (63.с255; 86.с510).). "Если посылались войска в Азию расширить границы Египта, не было успеха у них никакого... Неудачи этих военных походов были знаком гнева богов" (54.с211).

Достоверно известно, что царь-еретик был проклят фиванским жречеством сразу же после своей смерти (либо отречения от престола по состоянию здоровья: Эхнатон, как считается, страдал прогрессирующей липодистрофией с 25 лет, а к концу своего правления ослеп). Солнечный город, прекрасный, светлый Ахет-Атон, был объявлен обиталищем демонов, покинут его жителями, специально разрушен и в последствии использовался только как каменоломня.

Как известно, одной из главных причин возникновения липодистрофии являются сильные или длительные стрессы, что в свою очередь указывает на то, что борьба с фиванским жречеством, введение новой религиозной доктрины, не легко давались тонко чувствующему, миролюбивому, доброму по натуре Эхнатону, и стоили ему больших переживаний и нервов, в результате чего он сделался воинствующим фанатиком.

   Эхнатон – биография, фото, личная жизнь, реформы - 24СМИ

Месть притесняемых фараоном Аменхотепом IV Эхнатоном жрецов Амона "обрушилась на память о нём" (З.Фрейд (85.)). Даже имя его было запрещено произносить. В пространном списке фараонов в храме Абидоса, составленном два века спустя, имя АменхотепаIV уже не значилось. И если в каких-либо документах он всё же упоминался, то непременно как "враг Эхнатон" (земельные документы эпохи Рамсеса II (94.с344)) либо "отступник (или враг) из Ахет-Атона" ((94.с308) Х1Х династия). Известно также (14.), что даже мумия матери Эхнатона (царица Тийе умерла в возрасте 50 лет) была выброшена из саркофага, а гранитный саркофаг второй дочери фараона-еретика был варварски разбит. Имя супруги Эхнатона, царицы Нефертити, активно участвовавшей в религиозных реформах мужа, жрицы бога Атона, принявшей имя "Нефернеферуатон", было тщательно выскоблено на всех памятниках, а её статуи разрушены. Могила Нефертити до сих пор не найдена.

                   Любовная страсть, предательство и месть по-египетски: Фараон Эхнатон и  царица Нефертити

У исследователей не вызывает сомнений тот факт, что Нефертити была близ- кой родственницей Эхнатона, но она не дочь Аменхотепа III и Тийе. Облик мужа и жены говорит об их близком сходстве - у обоих утонченные худощавые лица с тяжелыми веками и нежно очерченными носами, длинные тонкие шеи, черепа с выступающими затылками. Считается, что Нефертити - египтянка, ее имя, широко распространенное в стране, означало "Прекрасная пришла".

       Оказалось, что прекрасная царица тоже пережила муки ревности отвергнутой супруги. Последние годы жизни, начиная с тринадцатого года правления Эхнатона, Нефертити, мать шести дочерей (она так и не смогла родить наследника), провела вдали от мужа, будучи в опале. Она умерла своей смертью (по предположению египтолога Искендера, в возрасте 35 лет) и погребена в Ахет-Атоне с почестями, как царица, но не как изгнанница. Об этом свидетельствует надпись на её посмертной скульптуре: "Великой царице, заслужившей восхищение Эхнатона, супруге властелина, Нефертити. Пусть живёт вечно".

       В 1922 г. раскопками Ахет-Атона руководил английский ученый Л.Вулли. На южной окраине города он обнаружил великолепную усадьбу с садами и прудами, с небольшими сооружениями. Вначале эта усадьба принадлежала Нефертити и ее старшей дочери Мери-та-Атон. Но в поздние годы царствования Эхнатона владелица усадьбы сменилась: ею стала побочная жены царя - "шапсе" (честная) Кие (Мери-Кие, дочь хурритки Гилухены, третьей жены Аменхотепа III). По сведениям Л. Гарднера (91.с275), архивы указывают на то, что в конце правления Эхнатона Нефертити была вытеснена Мери-Кией, которая стала главной царицей под именем Мери-Атон. (У Эхнатона, как и у Мери-Кие, были большие, слегка рас- косые глаза, что может указывать на примесь хурритской крови в его жилах).

        И настал час, когда "шапсе" вознеслась выше Нефертити: Мери-Кие стала венценосным сотоварищем Эхнатона, главной царицей под именем Мери-Атон; ей он отдал свой синий венец, царский скипетр и царское облачение (изображения и надписи с именем "Кие переделали на "Мери-Атон"). Страстная натура Мери-Кие живет в ее молитве, обращенной к своему царственному возлюбленному: "Буду обонять я дыхание сладостное, выходящее из уст твоих. Буду видеть я красоту твою постоянно, мое желание. Буду слышать я голос твой сладостнее северного ветра. Будет молодеть плоть моя в жизни от любви твоей. Будешь давать ты мне руки твои с питанием твоим, буду принимать я его, живущий прав- дою. Будешь взывать ты во имя мое вековечно, не надо будет искать его. В устах твоих, мой владыка, будешь ты со мною вековечно".

       В последние годы правления Эхнатона его сын (или младший брат) Семнех-Ка-Ра (перевод имени "Приносит благодеяния душе (Ка) Ра"), после женитьбы (на тринадцатом году царствования Эхнатона) на своей сестре Мери-та-Атон, старшей дочери, официально был объявлен соправителем фараона. После Эхнатона Семнех-Ка-Ра процарствовал всего два года и умер (либо был убит), а его жена была вынуждена, как и прочие дети фараона-еретика, переменить своё прежнее имя на другое - "Мерит-Амон", угодное Фивам.

Согласно интерпретации некоторых изображений, найденных в гробнице Тутанхамона, Эхнатон все же пережил Семнех-Ка-Ра и сам успел назначить себе нового преемника.

Следующим фараоном, царствовавшим десять лет, стал в девятилетнем возрасте Тутанхамон (ранее - Тутанхатон), младший сын Эхнатона (выявлено, что отец и сын страдали одним и тем же редким заболеванием) женатый на Анхесен- паатон ("Живет она Атоном"), третьей его дочери, также принужденной изменить своё имя. Анхесенпаамон (была старше своего мужа на два года) и Тутанхамон ("Живое подобие Амона") были очень любящей парой. Они были сводными братом и сестрой и знали друг друга с детства.

По-видимому, некоторое время культы обоих богов (Атона и Амона) сосуществовали. На стеле, хранящейся ныне в Берлинском музее, Тутанхатон приносит моления Амону, хотя называет себя по-прежнему. В Ахет-Атоне при раскопках обнаружены два кольца с надписями, где фараон уже именует себя Тутанхамоном. В гробнице Тутанхамона найдено изображение царя и его жены Анхесенпаамон, сидящих в одном из залов дворца (возможно, еще Ахет-Атона). Падающие сверху лучи солнца озаряют супругов. При этом солнечный диск изображен так, как его изображали при Эхнатоне: отходящие от диска лучи переходят в челове- ческие ладони, но имя Атона уничтожено и заменено именем Амона. Такая же замена имён произведена и на обнаруженном в гробнице ковчежце с барельефом, передающим различные эпизоды семейного быта Тутанхамона. На кресле, полу- чившем название "жреческий трон", упоминаются оба наименования фараона: Тутанхатон и Тутанхамон.

Примечателен запас вин, обнаруженный в гробнице Тутанхамона. Надписи на амфорах позволяют установить, где находились виноградники фараона, кто снабжал его вином, и как долго оно выдерживалось. Большая часть партии вин из гробницы была доставлена из виноградников бога Атона, и обозначена урожаями от 3-го до 21-го года его правления.

Отсюда сделан важный вывод: почитание этого бога длилось не менее 21-го года, т.е. и после смерти Эхнатона. Существует мнение, основанное на артефактах, что законспирированные секты Атона просуществовали вплоть до XIII в. до н.э.

После трёх лет царствования, Тутанхамон оставил Ахет-Атон и вернулся в Фивы, старую столицу. При фараоне Тутанхамоне культ бога Атона перестал быть государственным, заброшенные храмы иных богов ("их молельни развалились, священных ларей не было, а двор, где они когда-то стояли, стал (площадью) для прогулок") от Элефантины на юге и до Дельты на севере начали восста- навливаться, а египтяне вернулись к прежней религии (24.с438). Тутанхамон наз- начал в эти храмы жрецов из местной потомственной знати (54.с211). Жрецам бога Амона Тутанхамон вернул все их права и достояние. Роскошь, с которой был похоронен внезапно умерший Тутанхамон, "воск" в руках жрецов, была выражением благодарности фиванского жречества богу Амону за окончательный триумф древней религиозной традиции. В настоящее время доказано, что фараон Тутанхамон не был убит. Череп ему случайно повредили при вскрытии саркофага. Причиной же его ранней смерти в 19 лет стала инфекция, занесенная в организм после перелома ноги (Тутанхамон был ещё продолжавшим расти юношей неспортивного типа, ростом 168 см).

Далее царствовали сановники Эхнатона, отрёкшиеся от своих прежних официальных религиозных убеждений: Эйе (Айя) - четыре года, и Хоремхеб (тронное имя Сер-Хепри-Ра Ми-Амон), первый фараон XIX династии, - более тридцати лет.

Когда фараон умирал, его, готовя к загробной жизни, отождествляли с богом Осирисом. Для этого совершались сложные церемонии, среди которых одной из важнейших был обряд "отверзания уст". Данное магическое действо должен был осуществить ближайший наследник фараона - его старший сын. Но Тутанхамон умер бездетным. Поэтому "отверзание уст" вынужден был совершить наиболее влиятельный, первый вельможа государства (Эйе (Айя) фактически правил державой при Тутанхамоне: он стал "главным военачальником" и "главным домоправителем", водил войска в походы), который по возрасту годился ему в деды. Сцена эта изображена на одной из фресок в погребальном покое Тутанхамона.

Заметим, что бесспорные права на трон имела лишь вдовствующая царица, юная Анхесенпаамон, и только брак с нею мог легитимизировать нового царя.

Айя (Эйе), захватив престол, показал себя достойным и вполне полезным для страны монархом (48.с336). Эйе нигде, ни одним словом, не упоминает о "новом учении", напротив, он приносит жертвы Амону и другим божествам, делает богатые приношения храмам, воздавая должное старым традициям. Считается, что при нем имя бога Атона гонениям не подвергалось. Примечательно, что именно в усыпальнице, приготовленной для Эйе в Ахет-Атоне, и был обнаружен выгравированный на стене "Большой гимн богу солнца Атону".

         Когда фараон Эйе умер, вероятно, от чумы (гробница в Баб-эль-Молуке, на западе от Фив), на некоторое время страну охватила анархия и "Фивы стали добычей разбойничьих банд, которые устремились к царским могилам". Для подавления бунта черни фиванское жречество, по-видимому, обратилось к князю Хорем- хебу, в это время (48.с337) приватно жившему в своём городе Ха-Сутене (война с хеттами из-за чумы прекратилась), как к наиболее опытному военачальнику. Пос- ле того, как Хоремхеб жестоко расправился с бунтовщиками и восстановил порядок, жрецы, от имени бога Амона, видимо, предложили ему, представителю старой номовой аристократии, зарекомендовавшему себя как "человек хорошей репутации" ещё при Аменхотепе III, занять пустующий престол. Чтобы узаконить свой приход к власти, Хоремхеб женился на Мутнеджнет (Нотем-Мут), младшей сестре Нефертити, принцессе царской линии (либо был женат на ней ранее). В по следствии лишь Хоремхеб официально признавался первым законным фараоном после Аменхотепа III. И, тем не менее, кое-какие противоречия между царской властью и жречеством не были улажены: фараон Хоремхеб не остался в Фивах, а через два месяца отплыл на север в Мемфис.

Став царём, Хоремхеб проявил себя (94.с318) как проницательный, мудрый и гуманный правитель, борец со злоупотреблениями чиновничества. Он учредил в каждом городе судебные палаты из жрецов и знати. По отношению к эхнатоновским чиновникам репрессии и акты произвола запрещались специальным его указом. Более того, Хоремхеб, по сути, продолжил политику Эхнатона по выдвижению на государственную службу многих представителей средних слоев. Подобно Эхнатону "Его величество (Хоремхеб) советовался со своим сердцем... чтобы прогнать зло и уничтожить неправду" (из указа, начертанного на южной стороне Карнака). Основные усилия Хоремхеб направлял на внутреннюю консолидацию страны (2.с287), при нём началось военно-политическое возрождение Египта. Хоремхеб ежегодно лично объезжал страну.

Жестоким преследованиям подверглись исключительно идейные сторонники учения Эхнатона, бывшие служители культа Атона, которым пришлось скрываться либо бежать из страны (таким, как жрец Мери-Ра). Выполняя волю фиван- ского жречества, Хоремхеб завершил ликвидацию реформы Эхнатона. Он приказал восстановить все разрушенные при Эхнатоне "дома богов", изваять все их изображения, какими они были прежде, и поставить на прежние места в храмах: "Он восстановил храмы от болот Дельты до вод Нубии". По приказу Хоремхеба был разрушен Ахет-Атон. При нём были снесены все храмы Атона, а материал их употреблён на реставрацию святилищ других богов. Хоремхеб безжалостно уничтожил не только все, что было связано с Эхнатоном и с культом Атона, но и со своими двумя непосредственными предшественниками - Тутанхамоном и Эйе. Он присвоил все их сооружения и статуи, стерев прежние имена и поставив взамен свое.

   В одной из надписей того времени говорится (63.с258): "Горе тому, кто нападёт на тебя, (Амон)! Твой город (Фивы) существует, а напавший на тебя низверг- нут. Проклятие на того, кто грешит против тебя, где бы то ни было... Святилище того, кто напал на тебя, лежит разрушенным во мраке".

Следовательно, с точки зрения ортодоксального фиванского жречества, еретик царь Эхнатон был болен и лишился власти по воле бога Амона, будучи проклят им за вероотступничество. Проклятие Амона, величайшего египетского бога того времени, лишало человека ритуальной чистоты в глазах его окружения; общение же с таким человеком оскверняло и вызывало "божьи кары". Отсюда и ассоциативное отождествление (Манефоном и Апионом) духовной "нечистоты" последователей учения Эхнатона с телесной, физической "нечистотой" больных различными кожными заболеваниями (Мойсей и Осарсиф).