Космодром Восточный – тоже, можно сказать, импортозамещение космической важности

  В среду Владимир Путин прибыл с инспекцией на самый большой и затратный российский долгострой – космодром Восточный. Космическая держава не может обойтись без современного космодрома на собственной территории. А при нынешней взрывоопасной международной ситуации такой стратегический объект России просто необходим. Его строительство, можно сказать, импортозамещение космической важности. Однако, как и со всеми прочими его видами, с Восточным возникли грандиозные проблемы. 

 
Строительство Восточного началось еще в 2012 году, недалеко от поселка Углегорск в Амурской области. Первый запуск ракеты «Союз-2» планировали осуществить в декабре нынешнего года. Но еще несколько месяцев назад стало ясно – этого не произойдет. Теперь это признано официально, на президентском уровне. «Если сделаете к Дню космонавтики следующего года – это хорошо. Но штурмовщины не нужно. Спокойно выходите на тот срок, который будет просчитан. Только скажите мне, когда. Не нужно нам никаких реляций победных, нам нужен качественный результат», – с такими словами президент Путин обратился к вице-премьеру Рогозину.
Рогозин клятвенно уверял, что в апреле-де все будет готово, да и вообще дела пошли на лад. Но до победных реляций дело так и не дошло. Какие уж тут победы и полеты, если на космодроме не налажены электроснабжение, водоснабжение и водоотведение! В целом же строители отстают от намеченных сроков на 4 месяца.
Впрочем, это еще хорошо! Ведь совсем недавно отставание составляло 8 месяцев. Однако Дмитрий Рогозин нашел и чем погордиться: мол, порядок наводим, зарплату рабочим не только платим, но даже повысили до 36 тысяч.
Что ж, если так, это действительно достижение по нынешним временам. Ведь в апреле отчаявшиеся из-за многомесячных долгов по зарплатам строители вынуждены были бастовать и голодать. Чтобы власти обратили внимание на критическое состояние стратегического объекта, рабочие писали призыв к президенту о помощи прямо на крышах недостроенных зданий. После этого состоялся памятный разговор Владимира Путина и строителя Антона Тюришева. «Мы с вами, Антон Иванович, возьмем это под двойной контроль: вы – на месте, а я – здесь, из Москвы», – пообещал тогда глава государства.
Но, судя по всему, «двойного контроля» издалека не получилось. Путин еще раз подчеркнул, что деньги-де из бюджета на строительство выделяются «в полном объеме», но почему-то до космодрома доходят далеко не все. Куда эти государственные миллиарды деваются, разбираются правоохранительные органы. По фактам хищений в особо крупных размерах уже возбуждено несколько уголовных дел. И здесь размах был колоссальный, что неудивительно: не существовало даже утвержденных смет строительства, на которое государство выделило более 170 млрд рублей. 
Известно об этом было еще в самом начале работ, но спохватились в Кремле лишь сейчас. Такая «нерасторопность» слишком дорого обходится нашей стране и ее гражданам. 
Между тем Дмитрий Рогозин оправдывает срыв сроков строительства тоже… «процессом импортозамещения». Мол, пришлось переходить на отечественное оборудование, вот и застопорились. Такова логика власти, декларации и реальные дела которой расходятся коренным образом.