Светлана Алексиевич: «Мы перепутали добро со злом»

 

Все хотят добра. Не отдавайте его.
Станислав Ежи Лец

Путаница между добром и злом действительно есть. Многие добром считают бедность, а злом – богатство.

По Сети гуляет стишок (автор не указан):

Добро и Зло с далёких пор
Ведут свой древний, давний спор:
Кто наяву, а не во сне
Сильней и крепче на земле?
"Сильнее Я, – сказало Зло. –
Кто служит мне, тем повезло.
Я щедро отблагодарю:
Земные блага подарю –
Машины, деньги, мощь и власть.
Пусть насладятся жизнью всласть!"
Добро сказало: "Может быть.
Но только я могу любить.
Хоть за душою ни гроша
Для всех людей важна душа.
Я виллы, яхты не дарю,
Зато я душу сохраню,
Друзей, родных, детей и дом,
И много счастья в доме том".
Не знаю, что ещё сказать…
Остаться с кем – самим решать.
Добро и Зло с далёких пор
Не оставляют этот спор.

Всем комментаторам стишок нравится, хотя в нём не всё в порядке со знаками препинания (жена не удержалась – исправила). Его предлагают даже школьникам 4-го класса на уроках ОРКСЭ (основы религиозной культуры и светской этики). Стишок нравится, потому что возвеличивает бедность. Земные блага: машины, виллы, яхты, деньги, мощь и власть – признак Зла. А нищета, когда «за душою ни гроша» – признак Добра.

Вот и Светлана Алексиевич возмущается известной московской журналисткой, которая написала: «Мужчина с деньгами — это особый мужчина, это особый запах, особое всё». Алексиевич полагает, что если бы эта журналистка опубликовала подобное в европейском издании, то её бы завтра не было на работе, никто бы руки ей не подал.

Традиция увязывать нищету с добром, а богатство со злом, повелась с давних пор, ещё со времён Христа.

Почему эта традиция столь живуча? Во-первых, говорить о том, что нищета – это добро, приятно бедным. А их, бедных, много. Очень много! Во-вторых, «теории» о зле богатства оправдывают грабёж богатых. И наоборот, разговоры о том, что богатство это добро, а бедность – зло, обижает бедных и делает богатых менее податливыми, когда нищие и грабители говорят им, что делиться надо.

Люди – ханжи и путаники. На самом деле все любят богатство, но большинство современников притворяется, что не любит, чтобы льстить себе и другим бедным и не разрушать бизнес по раскулачиванию богатых, к которым это большинство испытывает острую зависть. Зависть – чувство стыдное, поэтому его скрывают. На самом деле богатство – это добро. Ведь даже одно из названий богатства – добро.

Путаница между добром и злом в том, что есть не одно добро, а два: добро и ДОБРО. И не одно зло, а два: зло и ЗЛО. И мало кто это видит. Не всегда видит это и Алексиевич. Она, например, считает, что главные грабители народа во время приватизации – партийная и комсомольская верхушка. Но то, что приватизировалось, никогда не принадлежало народу. Оно когда-то принадлежало ограбленным во время революции, и эксплуатировалось грабителями более 70 лет. Народ лишь в утешение считался хозяином награбленного, а по сути был лишь наёмным работником. Справедливо было бы найти этих ограбленных или их наследников и вернуть им награбленное. Но об этом и речи не было. Поэтому, когда верхушка присвоила себе львиную долю государственного добра, она ограбила не народ, она всего лишь легализовала свой давний революционный грабёж.

Добро – это богатство. Зло – бедность.

ДОБРО – это справедливость, согласие, договор и насилие только к тем, кто нарушает согласие. ЗЛО – преступление, когда действуют против согласия: принуждением или обманом.

Добро и зло трудно спутать. Добро – это деньги, здоровье, любимые и любящие тебя люди. Зло – когда всего этого у тебя нет.

А вот отличить ДОБРО-справедливость от ЗЛА-преступления получается гораздо хуже. Особенно, когда богатство-добро выдают за преступление, за ЗЛО, а бедность-зло выдают за справедливость, за ДОБРО.