Кого Андропов желал видеть своим преемником?

https://www.youtube.com/watch?t=2351&v=ZiZL948VzfI

Один из достаточно драматичных примеров смены преемника связан с Юрием Андроповым. Интересным в этом смысле является взгляд на политическую ситуацию того времени хорошо знавшего ее профессора Бориса Прозорова.
Горбачёв не был готов Андропов не успел подготовить преемника на пост главы партии и государства. Одни кремленологи полагали, что он хотел оставить преемником Горбачева и якобы отразил этот свой выбор в специальной записке, адресованной членам ЦК КПСС. Но как пишет известный британский историк Роберт Сервис, "сторонники Черненко изъяли записку, а Андропов умер 9 февраля 1984 года, до того, как успел повлиять на назначение Горбачева". Этой же версии придерживался и профессор Оксфордского университета Арчи Браун.

По его мнению, Горбачев не был психологически готов стать главой государства в момент избрания Черненко. Горбачев считал, что еще не располагает доверием большинства в Политбюро. Когда Черненко выбирали Генеральным секретарем, члены Политбюро знали о его проблемах со здоровьем, но, как вспоминает главный кремлевский врач Чазов, они были больше озабочены своими групповыми или личными интересами, чем медицинским диагнозом. Горбачев же не предпринял попытки стать преемником Андропова.
После того как Горбачева избрали секретарем ЦК, ему выделили государственную дачу по соседству с дачей Андропова. Думая продолжить те дружеские связи, которые завязались у них в Ставрополе, он пригласил Андропова с женой на ужин, но получил немедленный отказ. "Я должен ответить "нет"... Иначе уже завтра поползут слухи: Кто? Где? Почему? О чем они говорили? Я говорю это, Михаил, прежде всего для твоей же пользы".
Горбачев определенно был в лагере Андропова и втайне надеялся стать его преемником.

Андропов же, сохраняя определенное доверие к Горбачеву, вопреки распространенным легендам никакого "завещания" в его пользу не оставлял. Когда после смерти Андропова выбор пал на Черненко, пошли разговоры о сговоре между старой гвардией и реформаторами, в соответствии с которым победа Черненко обусловливалась тем, что Горбачев становился человеком номер два и его преемником.

Нейтрализация Романова Среди советологов обсуждались и другие варианты, в том числе две кандидатуры, участвовавшие в принятии решений и отличавшиеся сравнительной молодостью: 64-летний украинский партийный лидер В.В. Щербицкий и 59-летний ленинградский руководитель Г.В. Романов.Американский политолог Джерри Хаф полагал, что шансы Романова были более предпочтительными. Именно Андропов в 1983 году сделал Романова секретарем ЦК, ответственным за военно-промышленный комплекс. Возможно, это был просто шаг к тому, чтобы взять под контроль ленинградскую организацию и ввести в состав Политбюро другого члена со схожими полномочиями для уравновешивания влияния министра обороны Дмитрия Устинова.По свидетельству Горбачева, работники аппарата ЦК в те дни не говорили ни о чем другом, кроме как о кандидатуре преемника. Единственной надеждой остановить Горбачева мог быть союз Романова с Гришиным в поддержку Романова. Но по каким-то причинам этот союз не был оформлен.Американский советолог Роберт Даниелс также выделяет кандидатуру Романова как наиболее сильную. Он пишет: "Политбюро потребовалось немного больше времени для того, чтобы выбрать преемника из числа возможных кандидатов - Романова, Горбачева или Черненко. Черненко, которому было 72 года и который был болен, казался наименее вероятным кандидатом - он стал бы самым пожилым новым лидером, избранным после Революции.

Однако угроза, которую представлял Романов как для старой гвардии, так и для молодых реформаторов, спровоцировала их на объединение с целью не допустить его прихода к власти". Именно после нейтрализации Романова на первый план выдвинулся Черненко.

Расчёт на Рыжкова?Первостепенное значение имела позиция, занятая министром обороны Устиновым, за которым стояла армия: он наотрез отказался поддержать кандидатуру Горбачева.Один из научных консультантов Андропова по линии КГБ - Андрей Сидоренко - утверждает:"Хорошо знаю, что на свое место Юрий Владимирович рекомендовал избрать Романова Григория Васильевича. Об этом мне говорил В.М. Чебриков, причем в присутствии ныне здравствующих свидетелей.

Изучал он с этой точки зрения и Н.И. Рыжкова. Не случайно Рыжков был последним, кто навестил Юрия Владимировича и с кем он тепло, по-отечески попрощался.

Почему-то ведь именно его пожелал увидеть Юрий Владимирович перед кончиной. Он имел обыкновение подавать знаки. Подал он знак и в трагические минуты. Но поняли ли его? Или же не посчитались с его волей? Будучи совершенно переходным руководителем, Андропов тем не менее открыл дорогу к вершинам политической власти таким молодым и динамичным лидерам, как Горбачев, Лигачев, Воротников и Рыжков. После его смерти им пришлось управлять страной, считаясь с реформами, инициированными им.

На снимке (слева направо): М. Зимянин, Г.Романов, Ю. Андропов, М. Горбачёв, И. Капитонов, Н. Рыжков.

Точка зрения Редакция "ПГ" попросила прокомментировать этот материал председателя Комиссии Совета Федерации по естественным монополиям Николая РЫЖКОВА, который в описываемые годы являлся одним из руководителей СССР, занимая пост Председателя Совета Министров СССР, являясь членом Политбюро ЦК КПСС.- В целом концепция статьи, на мой взгляд, соответствует действительности 80-х годов прошлого века, - отметил Николай Иванович. В материале утверждается, что Д.Ф. Устинов был автором идеи, что К.У. Черненко становится Генеральным секретарем ЦК КПСС, а фактически руководителем номер два и преемником Черненко будет М.С. Горбачев. Я полагаю, что это ошибочная версия. "Старики" в Политбюро были в то время еще сильны и ревниво относились к более молодым членам Политбюро и секретарям ЦК. Это мнение подтверждает тот факт, что в бытность Черненко Генеральным секретарем так и не было принято решение, что в его отсутствие (болезнь, отпуск и т.д.) заседание Политбюро проводит Горбачев.

Он очень сильно переживал по этому обстоятельству.В момент смерти Ю.В. Андропова больше сил в Политбюро было не на стороне "молодого" крыла. В тот момент Горбачев не мог быть выдвинут на пост Генерального секретаря.

Баланс сил изменился в период руководства партией Черненко.Ю.В. Андропов прекрасно знал, что я никогда не был партийным функционером и вряд ли он думал о моей сугубо партийной карьере. Возможно, он тогда думал о дальнейшем использовании меня в Правительстве страны, но об этом он мне никогда не говорил.


Источник: http://www.pressmon.com/ru/a/ru/1385732/VYBOR-PREEMNIKA#ixzz3o85AzIax
Источник фото: http://www.kp.ru/photo/44637/798843/