О сострадании и сожалении

На модерации Отложенный

Ницше был весьма не прав, когда восклицал: долой сострадание! Ведь вы же посмотрите только, что оно делает – оно умножает страдание на два! Ведь из-за сострадания, которое насаждают христиане, страдания в мире становится в два раза больше.

Ницше пишет об этом, как в своем Сверхчеловеке, так и в Антихристе.

Однако, Ницше ошибся, применив рассудок и арифметику там, где они не уместны. Христианское сострадание не умножает, а, наоборот, разделяет страдание. Симон Киринеянин часть пути на Голгофу нес крест Христа и, таким образом, РАЗДЕЛИЛ страдание Его. Страдание, разделенное, может стать нестраданием.

Вспоминается сверхчеловеческой силы молитва иеромонаха Романа: Иисусе, я вместо Тебя!..

Об этом Киринеянине (Киринея – Иринея, Ирия – главный ливийский[1] город во времена Христа) пахаре (шел с поля), отце Александра (который потом стал священномучеником за Христа, согласно преданию церкви) и Руфа (Руф, лат. – Рыжий, Русый), сообщают Евангелия от Луки, Марка, Матфея. Кем он был? Об этом сведений нет. Но ясно, кем – не был. Ни язычником, ни – тем более – иудеем. Об этом хорошо написал в семнадцатом веке библеист Иоганн Бенгель: «ибо ни иудей, ни римлянин не захотели бы нести тяжести креста»! Да, тогда еще и на Западе оставались образованные люди кое-что разумеющие…

Сострадание, которое разделяет и облегчает страдание исповедовал до Р.Х. Будда. Его знаменитый «крест сострадания ко всем живым существам, распространяющегося на все четыре стороны света». Так что, как всегда корни учения христианского уходят в учение ведическое. 

[Во время эпидемий за больными ухаживали как монахи, так и просто штатные санитары. Последние заражались, первые – нет. Почему? Удалось показать: всего 5 минут работы мозга на частоте искреннего сострадания повышают количество иммуноглобулинов у сострадающего в крови на 41%, и это держится 6 часов, т.е.

весь рабочий день. А вот 5 минут излучения гнева оборачивается для иммунной системы тем, что 6 часов ей приходится потом восстанавливаться]. 

Ницше ошибался, да. Но он, кстати, не был тупым, его ведь можно даже назвать поэтом. Некоторые места трактатов его напоминают скорей поэзию в прозе, нежели философию (например, про Великий Полдень). Однако, немецкий беднее русского, и потому есть возможность невольных оговорок. Одно дело сострадание, и другое весьма – сожаление.

Можно сожалеть об упущенных возможностях вместо того, чтобы сосредоточиться на том, чтобы не упустить имеющиеся вот ныне. Собственно, это разновидность саможаления. Очень и очень от него предостерегают русские монахи. Если гордыня – мать всех грехов, то саможаление вполне может быть их отцом. Все помнят анекдот про неудачно усевшегося ленивого кота, который – вместо того, чтобы просто встать – издает вопли саможаления, призывающие ему со-жалеть. Саможалеющий часто принуждает окружающих сожалеть, оказывая на них псевдоморальное давление, делая их как бы без вины виноватыми. 

[1] Африканское побережье Средиземного моря. Ливийцы были белыми и светловолосыми, согласно Вильгельму Зиглину. См. Пришельцы в Палестину с Русского Острова, Дмитрий Логинов, 2015. Марк не случайно говорит: «носитель еврейского имени Симеон» подчеркивая, что только имя-то и было еврейское (по тогдашней моде, насаждаемой «обходящими море и сушу» фарисеями).