«Против священников нужны не доводы, а тюрьмы»: лекция об «Антихристе» Ницше
На модерации
Отложенный
Преподаватель РГГУ, историк философии Дмитрий Хаустов прочитал серию лекций в Гуманитарном центре «Пунктум», посвященных Фридриху Ницше. Что общего у Сократа с европейским нигилизмом, чем отличается учение Христа от христианства, как сильные превращаются в слабых и зачем жрецам злопамятность — проект «Под взглядом теории» публикует расшифровку второй лекции из цикла — «Ницше и Антихрист».
В прошлый раз мы говорили о сократическом типе человека в древнегреческой культуре, после которого все типы смешались. Это хорошо видно на примере Платона. До него, по мысли Ницше, философы представляли собой яркие типы: Сократ, Гераклит, Парменид, Пифагор. А когда образование типов завершилось, началось господство массы. Так увядает и погибает великая греческая культура. Сократ здесь символизирует вырождение. Он декадент и нигилист, который начинает изобретать «задние миры», идеи, с помощью которых он пытается осудить реальность. Реальность виновата в том, что она недостаточно хороша, она не дотягивает до уровня «идеи».
«Ницше не ругает Христа. Он пытается понять, что это был за человек. И приходит к выводу, что это был тип чистой невинности. Он даже называет его — не пугайтесь — идиотом».
У Платона в знаменитом «мифе о пещере», реальность — это тени на стене пещеры, и не более того. Не говоря уже об искусстве, потому что искусство — это копии копий. Искусство копирует реальность, которая сама по себе является копией. Осуждая реальность, мы тем более осуждаем искусство. Поэтому с поэтами, сколь бы прекрасными они ни были, Платону не по пути. В прекрасном государстве философов поэтов не будет, они там никому не нужны. Они все лжецы. У Ницше выходит наоборот: Платон — это лжец, а главный лжец — это его учитель, Сократ. Мало того, что лжец, еще и низший тип, вырожденец, чернь. Кто такой Сократ? Это сын каменотеса и повивальной бабки. Мягко говоря, не аристократ, и именно с таких позиций Ницше осуждает Сократа.
Это важные мотивы, и они нам сегодня тоже понадобятся. Мы будем говорить о христианстве, о христианской морали и о морали в целом. В центре внимания у нас будут две поздние работы Ницше — «К генеалогии морали» 1887 года и «Антихрист» 1888 года. Я озаглавил этот разговор «Ницше — Антихрист». Казалось бы, громко сказано. Однако ничего удивительного в этом нет. И произведение называется «Антихрист», и некоторые письма Ницше подписывал Антихристом, наряду с Дионисом и Распятым (то есть Христом). Как любопытно: он и Распятый, и Антихрист. Как так?
В немецком языке эта интенция даже усилена. В подписях Ницще стоит определенный артикль, и значит, речь идет именно о конкретном Антихристе. Кто он? Сам Ницше. Но в переводе на русский язык есть два варианта: Антихрист и Антихристианин (вариант Михайлова). Очевидно, это не одно и то же. Антихрист — это противник непосредственно Христа. Антихристианин — это противник христианства как такового. И Ницше это специально оговаривает: он разделяет Христа-человека и Христа-идею, Христа-учение. Ницше не ругает Христа. Он пытается понять, что это был за человек. И приходит к выводу, что это был тип чистой невинности. Он даже называет его — не пугайтесь — идиотом. Но не в смысле ругательства. Ницше прекрасно знал Достоевского, по которому идиот — это не какой-то дурачок, а святая невинность. Этот человек не знал никакой корысти, не знал страдания, не знал вины и не знал греха. Христос не учил о некотором «заднем мире». Он учил, что царство Божие — не где-то там, на небесах, а в сердцах. Это и есть реальный мир вокруг нас, и нам не нужен другой, с позиций которого мы будем осуждать этот.
«Порочна всякого рода противоестественность. Самый порочный человек — священник. Он учит противоестественному. Против священников нужны не доводы, а тюрьмы. Эта очень деликатная тема, и кому-то она не понравится. Но ничего страшного, имеет смысл потерпеть и задуматься, о чем именно говорит Ницше».
Однако позже такого Христа начинают интерпретировать и превращать в догмат. Этим занимается не кто иной, как апостол Павел. И тут у Ницше появляется важная мысль — истинный создатель христианства и христианской морали вовсе не Иисус Христос, а апостол Павел. Христос выступал против ритуалов, жрецов и против церкви, а Павел превращает самого Христа в эти ритуалы, жрецов и церковь. Дело в том, что сам он — жрец, и ему нужны институты и догмы, а самое главное — «задний мир». Ему потребовалось сделать человека виновным и греховным. А реальность при этом оказывается поруганной с позиций этого «заднего мира». Теперь реальность «нечиста». Теперь человек обречен жить в надежде на мир вне него, который никто не видел и никто не знает кроме жреца Павла. И все, что мы видим и знаем, — все это осуждается. Очевидно, что какой-нибудь досократический грек презрительно усмехнулся бы такой ситуации.
Ницше высказывает агрессивную отповедь именно христианству, а не Христу. И в свете этого он сочиняет «Закон против христианства» — небольшой листок в дополнение к «Антихристу», похожий на те, что вешают на столбах в поисках преступника. Христианство здесь и есть этот преступник. Ницше пишет: «Издан в день спасения, первый день первого года». Он порывает с христианским летоисчислением, объявляет его ложным и продолжает: «Порочна всякого рода противоестественность. Самый порочный человек — священник. Он учит противоестественному. Против священников нужны не доводы, а тюрьмы». Эта очень деликатная тему, и кому-то она не понравится. Но ничего страшного, имеет смысл потерпеть и задуматься, о чем именно говорит Ницше.
Конечно, Ницше — не первый, кто обличал христианство, религию и мораль.
К примеру, до него были младогегельянцы. Был Фейербах, у которого в работе «Сущность христианства» также можно найти агрессивную критику религии. Его основная мысль, если немного огрубить, состоит в том, что боги — это выдумка человека. Идея не новая и имевшая место еще в Античности. Ксенофан Колофонский говорил что-то очень похожее, утверждая что, все народы изобретают себе своих богов, поэтому у эфиопов боги чернокожие, а у северных народов это будут рыжие или белокурые боги. Фейербах также пишет, что мир богов абсолютно антропоморфен. Боги создаются по образу и подобию человека, а не наоборот. Можно не ходить далеко и вспомнить дедушку с бородой и на облаке. Человек пытается выразить в себе некие черты, будь то надежды или страхи — это и есть боги. Получается так, что то, что в народе было определяющей силой — воплощалось в образах богов. Посмотрите на античный пантеон: сила, стать, утверждение — и сравните это со страдающим богом. Здесь мы уже способны различать те инстинкты, которые были инвестированы в богов: сила это или слабость.
У Ницше были и другие предшественники в этом вопросе: Бруно Бауэр и Макс Штирнер. И, как мы убедились, есть предшественники куда более дальние — греки. Мы можем вспомнить софистов. У нас слово «софист» понимается негативно, но так было не всегда. Такое восприятие софиста оформляется только после Платона и означает ничего не знающего болтуна, которого старик-Сократ легко заткнет за пояс. Но до Платона софисты ценились, напротив, очень высоко, потому что совершили подлинную революцию в философии. До них в философии правили натуралисты, досократики, которые занимались космологией и природой. А софистика — это антропологическая революция. Человек становится центром философского рассмотрения. И Сократ — пример того же движения.
Самый знаменитый софист Протагор говорил о человеке как мере всех вещей. Раз так, то мера богов — тоже человек. Другой пример — Продик. Он занимался проблемами языка, изучал синонимию и пришел к выводу, что нет никаких абсолютных смыслов, но лишь огромное количество различных оттенков смыслов. Это очень близко к Ницше. Говоря о какой-нибудь вещи, мы можем в то же время говорить нечто совершенно разное. Это сильный тезис против идентичности вещей, против абсолютизации смыслов, против сущностей. У Ницше это превратится в перспективизм. Еще пример — софист Трасимах. Он говорил, что истина — это всегда выгода победителя. Более сильный — именно в силу того, что он более сильный — насаждает свою истину. Действительно, кто нам дает наши истины? Они всегда спускаются откуда-то сверху победившей культуры и победившего мировоззрения, в котором мы себя находим. Истина оказывается относительной, она зависит от силы.
Взгляд Ницше, как я уже сказал, перспективный. Что это значит? Смотреть можно с разных точек зрения и только так. Может быть только точка зрения, а не абсолютная истина. Мы смотрим на вещь определенным образом, и в силу этого инвестируем в нее свою истину, присваивая эту вещь. Истина — это зафиксированные человеком в мире соотношения сил. И он волен такое состояние назвать истиной. В слово «истина» всегда включен какой-то абсолют. Человек всегда ищет что-то безусловное, но ничего безусловного нет. Такова мысль Ницше, и, конечно, далеко не только Ницше.
Софист Критий говорил, что боги насаждаются государством. Власть имущие — это и есть те самые сильные, те победители, которые кормят нас богами и истинами. Нужно помнить, что Ницше — прекрасный знаток античной мысли. Все мотивы, которые мы указали, он прекрасно знал и продуктивно с ними работает. Как?
Я назвал такой метод: перспективизм — это наиболее общая установка Ницше. Нет такой точки зрения, с которой открывался бы какой-то абсолют. Это предрассудок, но предрассудок очень живучий. На нем, к примеру, была взращена вся европейская культура Нового времени. Есть такой термин у Мераба Мамардашвили — классическая рациональность. Она оформляется в Новое время — Декарт, Лейбниц, Кант и так далее. Она базируется на совершенно недоказуемых допущениях. Абсолютная истина, абсолютная точка зрения — все это корреляты. Речь идет о постулировании такой точки зрения, которая обеспечивает абсолютный взгляд, паноптикум. Все эти предпосылки уходят вместе с самой классической рациональностью — рубеж XIX и ХХ веков. И Ницше здесь — одна из важнейших переходных вех. И в этом смысле именно Ницше — отец постмодерна. Знаменитые неклассические философы — Фуко, Делез, Деррида — все они начинали с внимательного освоения Ницше.
``` quote «Ницше рассматривает историю как свободную случайность событий. Событие освобождается от ига идентичности и раскрывается в своей единичности, в случайности. Генеалогия рассматривает событие в его развитии не потому, что жаждет сущности, но напротив — потому, что утверждает его (события) случайность и особость».
MARKDOWN ERROR: Пожалуйста, убедитесь что вы не допустили ошибок в разметки страницы
Жрец властвует именно потому, что обладает привилегией на интерпретацию и c ее помощью увеличивает свою власть. Ницше говорит, что нет никаких фактов, есть только интерпретации. Все вещи вокруг нас уже как-то нами (или не нами, что чаще всего) проинтерпретированы. Смысл не дан человеку, человек сам создает этот смысл. Или за него смысл создает другой человек. К примеру, жрец. Ведь власть — это прежде всего власть над смыслами, это привилегия установления смыслов. Владеет тот, кто придал своему владению (вещи) какой-то смысл.
Жрецы придумали механизм, посредством которого злопамятности придается некое направление. Формула злопамятности звучит так: «Кто-то виноват». Это поиск виновного вовне. Злопамятный человек страдает, и в этом должен быть кто-то виноват. Кто у нас сейчас виноват? Гомосексуалисты, атеисты. Вот они, враги, которых мы обрели на уровне государственной идеологии. Но тут жрецы идут на хитрость, на рокировку, которая и оформляет христианство как идеологию. Жрец говорит: «Ты сам во всем виноват». Это и есть нечистая совесть. Человек считает виновным во всем самого себя. Так возникает эта страшная концепция греха. Человек становится грешным, виновным. Энергия человека направляется на него самого, против него самого.
Комментарии
«Что есть счастье? — Чувство растущей власти, чувство преодолеваемого противодействия.
Не удовлетворённость, но стремление к власти, не мир вообще, но война, не добродетель, но полнота способностей (добродетель в стиле Ренессанс, virtu, добродетель, свободная от моралина).
Слабые и неудачники должны погибнуть: первое положение нашей любви к человеку. И им должно ещё помочь в этом.
Что вреднее всякого порока? — Деятельное сострадание ко всем неудачникам и слабым — христианство.»
//////////////////////
Ницше ошибся: греческая часть слова "анти", обозначает противоположность, а не противостояние.
При его ошибочной интерпретации, сущности антихриста, как и Христа, - не понять.