Когда Президент это даже не Личность.

Американский фантаст, Айзек Азимов в ряде своих произведений, придумал такую науку – психоисторию. По его замыслу, эта наука могла описать движение человеческого общества и спрогнозировать его развитие на целые эпохи вперед.
Ключевым моментом и одновременно ахиллесовой пятой этой науки было то что, прогнозируя развитие социума во всем его многообразии, она была не застрахована от выходок отдельных личностей, которые своими уникальными и решительными действиями, могли неожиданно повлиять на развитие событий и тем самым изменить ход истории.
К счастью, Президент Украины Петр Порошенко, такой уникальной и решительной личностью не является, а значит, вполне доступен для прогнозирования.
Не сложно видеть, что Порошенко руководствуется в своих решениях достаточно простыми мотивами. Жажда власти и тщеславие сыграли с ним злую шутку, и взобравшись на вершину украинского политического Олимпа он, как в известной фразе, оказался над пропастью. Причем, единожды пролив кровь на пути к ней, кровью же обагряет весь срок пребывания в президентском кресле.
Предположу, что максимум мечтаний Петра Порошенко изначально, - быть Януковичем 2.0, в полной мере наслаждаться всей полнотой власти и традиционно стараться усидеть на двух стульях, то и дело "доя" как Россию, так и "западных партнеров".
Но жизнь оказалась несколько сложнее.
Однако, сама логика Порошенко достаточно проста и просчитываемая. Что позволяет, после некоторой ретроспективы, заняться прогнозированием его действий.
Итак, придя к власти по итогу президентских выборов 25 мая 2014 года Порошенко столкнулся со следующими фактами:
Крым уже утрачен.
Майдан все еще существует.
АТО уже объявлено.
На востоке медленно разгорается восстание, однако силы восставших все еще очень слабы.
Армия, проведя мобилизацию и сосредоточение, постепенно привыкает к ведению боевых действий.
Радикалы правого сектора и бойцы самообороны Майдана вооружились и создали боеспособные подразделения. И по-прежнему практически никому не подчиняются.
Угроза введения войск Россией уже маловероятна, но такая опасность все еще сохраняется.
Исходя из известного постулата: "мир в результате войны должен быть лучше довоенного, хотя бы с вашей точки зрения" мы, глазами Порошенко, можем легко понять те шаги, которые он предпринял.
А значит и предугадать те, которые предпримет в будущем.
Итак, в мае 2014 года, Порошенко, заняв президентское кресло получил первый козырь, причем со стороны России – признание его законно избранным Президентом страны, а значит определенные гарантии соблюдения правового политеса. Период юридического безвластия в стране, под шумок которого был утерян Крым, оказался позади.
Соответственно дальнейшей целью Порошенко, как и любого относительно адекватного правителя, стало укрепить свою власть и приобрести, ничего, по возможности, не потеряв.
Война – в такой ситуации лишь крайнее средство, которое сравни игре в «русскую рулетку» - опытный игрок никогда не будет играть, если не уверен, что единственный патрон – холостой.
Но к войне подталкивали его те, кто чувствовал себя обделенным при разделе политического пирога, и надеялся в результате конфликта вновь пересдать карты. Это и практически выпавший из политической «обоймы» сегодня Тягнибок, и наиболее умный и деятельный из «партии войны» Турчинов, и рвущийся к власти Яценюк. К тому же, донельзя радикализированный актив майдана был достаточно значительной силой, которая вполне могла взорвать ситуацию в любой момент.
Желали войны и те, кто рассчитывал создать Большую Новороссию и спровоцировать ввод российских войск.
Неспроста, бойня в донецком аэропорту 26го мая 2014 года, случилась в аккурат на следующий день после президентских выборов, как бы подталкивая Порошенко к решительным действиям. В тот момент ситуацию удалось удержать, хотя бы потому, что до инаугурации, президент все еще не мог в полной мере использовать свои полномочия.
В сложившейся ситуации, Порошенко требовалось продемонстрировать успехи по замирению Юго-Востока, причем не так, чтобы это с одной стороны не переросло в большую войну, а с другой, не стало поводом обвинять его в «зраде».
Как известно, любую крепость может взять осел груженный золотом, на Донбассе эта максима актуально как никогда.
Падение Мариуполя 13 июня 2014 года, в результате практически бескровного штурма, сразу сократило на треть территорию восстания и стало солидным аргументом в торге с «партией войны». В результате, было заключено первое в последующей череде перемирий, и работа по налаживанию контактов с неформальными лидерами восстания продолжилась с удвоенной силой. В то же время шла активная работа по роспуску Майдана, вытягивании из него самого активного элемента и отправке его на Восток.
Можно считать, что до конца июня, Порошенко удавалось относительно чисто выигрывать, расширяя пространство контролируемых территорий и ставя на место сторонников войны в Киеве.
К первым числам июля ситуация на Донбассе становилась для Порошенко все понятней и все более управляемой. В Луганске и Донецке сохранялись украинские органы власти и силовые структуры, хотя бы и впавшие во временный «анабиоз». Большинство полевых командиров и лидеров ополченцев оказалась вполне договороспособна, а Россия, как ему казалось, продемонстрировала, что не будет вмешиваться в конфликт поскольку проигнорировала практически все кровопролитные провокации ранее.
Особняком стоял лишь не желавший договариваться Стрелков в Славянске. Впрочем, к концу июня, Славянск был практически изолирован и казалось, что угроза распространения активной формы восстания практически нейтрализована.
Внезапный выход ополченцев из Славянска и занятие Донецка спутал все карты на столе, и дал в руки Стрелкову, потенциально неограниченные финансовые и людские ресурсы.
В тщетной попытке поймать вырвавшегося джина из бутылки Петр Порошенко вынужден был санкционировать полномасштабную войсковую операцию. Военная победа так же играла ему на руку, тем более, что своим уходом из Славянска ополчение оставляло обширные территории, и казалось, победа принесет ему лавры триумфатора.
Внезапное дуновение «северного ветра» поставило украинскую армию на грань катастрофы, а самого президента на волосок от гибели. Теперь уже он, выпустив всех демонов войны на свободу, вряд ли смог бы удержать их в повиновении. Угроза скорой расправы стояла над ним в полный рост.
Минские соглашения буквально вынули голову Петра Алексеевича из петли. Порошенко, вместе с новыми руководителям Республик ЛНД и ДНР – были главными их бенефициарами.
Первый – дипломатическими методами остановил наступление ополчения, сохранил за собой занятые недавно территории, и приструнил своих «радикалов» наглядно продемонстрировав им самим чего стоят их попытки решать все силой.
Руководители же ЛДНР стали полноправными суверенами на подконтрольной им территории. На них пролился «золотой дождь» российской помощи, советников и славословия в СМИ. Впрочем, речь не о них.
Порошенко – больше других заинтересован в сохранении мира, и реализации минских соглашений (пускай и в своей трактовке). Ведь они обеспечивают ему мир, позволяют удерживать власть в стране балансируя между различными полюсами силы, то и дело сталкивая их между собой и постепенно увеличивая свой вес и властные возможности. А также, постепенно возвращают ему контроль за мятежными регионами.
В дельнейшем, мы видим все затухающие колебания маятника, или так называемые «украинские качели» так резко раскачанные летом 2014 года.
Зимой, неспособность украинского президента обуздать своих силовиков, допустивших резкое обострение обстановки, вылилось в показательную и унизительную «порку» которой его подвергли ВСН отняв ДАП и вытеснив украинскую армию из Дебальцево. Примечательно, что обострение ситуации на Донбассе зимой 2015 года можно связать с отъездом Порошенко в Париж, что на некоторое время привело к ослаблению контроля за военными.
Минск-2 стал новым этапом, для реализации которого стороны договорились на этот раз жестко ставить на место неподконтрольных командиров и придерживаться буквы и духа соглашений.
Все последующие обострения ситуации, были лишь свидетельством все затухающих колебаний маятника, где на любое действие, направленное на расширение конфликта действовали троекратно превосходящие силы, направленные на его затухание.
Порошенко оказался устойчив. Он выгоден Западу, легитимизуя и маскируя профашистский антироссийский режим. Он выгоден тем силам в России, которые стараются замять конфликт, как фигура пригодная для переговоров и согласная на минские соглашения.
Можно прогнозировать, что в случае окончательного «замирения» Новороссии позиции таких личностей в правительстве Украины как Яценюк и Турчинов будут значительно поколеблены, и не исключена даже отставка первого с поста премьер-министра.
Что же может сорвать поступательную реализацию Минских договоренностей и вновь вынудить Порошенко санкционировать военную операцию?
Обжегшись единожды на молоке, дважды дуют на воду. Несмотря на то, что материально-техническое оснащение украинской армии значительно улучшилось, численность обеспечивает пятикратное превосходство над ВСН, а Генштаб Украины давно уже разработал и утвердил план наступления, отдать роковой приказ Порошенко решится только после того как будет уверен в своей победе или же его к этому вынудят.
Как и летом 2014 года, ему нужна железная уверенность, что Россия не вмешается и не остановит победное шествие украинской армии, превратив его в лебединую песню его правления. Причем теперь, в оценке возможностей Армии России он будет исходить не из неких неформальных договоренностей, а из оценки ее фактической численности и наличия боеспособных подразделений. На текущий момент, сил для отпора вполне достаточно, однако развертывание воинского контингента в Сирии, резкое обострение ситуации в Нагорном Карабахе, а также успехи талибов в Афганистане, заставляют военное руководство РФ реагировать на новые угрозы перераспределяя силы.
Так же, его может спровоцировать явная перспектива того, что реализация Минских соглашений все же пойдет не в украинской трактовке. А именно, вопросы местных выборов, паспортизации населения или же назначения на руководящие посты в ЛДНР одиозных фигур из прошлого, кто заведомо не намерен даже формально передавать Республики Киеву. Резкое обострение внутриполитической борьбы в Украине, так же может спровоцировать виток обострения военного противостояния вокруг Новороссии, как очередную попытку переключить внимание общества с внутренних проблем на внешние. Не исключено, что радикальная украинская оппозиция попытается сыграть ва-банк вновь, сделав ставку на войну.
Однако, пока Порошенко угоден США и Западу, те оперативно стараются «разруливать» его внутренние проблемы. Куда более опасным кажется для него утеря поддержки США и показной уход американцев из Украины, что может случится после президентских выборов в Америке или же в результате неких договоренностей между Россией и Штатами. Тогда судьба Порошенко незавидна, и его могут сместить или же существенно ограничить его власть, как это было с Саакашвили в Грузии. (последнему дали формально досидеть до конца президентского срока)
В случае же, если Порошенко сумеет усидеть на троне и получить (пускай и формально) Донбасс обратно, он попытается примерить себе лавры миротворца, но вряд ли продержится дольше одного срока.
Процессы, запущенные в Украине с неизбежностью, приведут в скором времени начала Майдана-3 и окончательным превращением Украины в копье, заточенное и закаленное для войны против России.

Комментарии
Главарь хунты - "обречён"!