В. И. Ленин О ГОСУДАРСТВЕННОМ КАПИТАЛИЗМЕ.
На модерации
Отложенный
«…По вопросу о государственном капитализме вообще наша пресса и вообще наша партия делают ту ошибку, что мы впадаем в интеллигентщину, в либерализм, мудрим насчет того, как понимать государственный капитализм, и заглядываем в старые книги. А там написано совершенно не про то: там написано про тот государственный капитализм, который бывает при капитализме, но нет ни одной книги, в которой было бы написано про государственный капитализм, который бывает при коммунизме. Даже Маркс не догадался написать ни одного слова по этому поводу и умер, не оставив ни одной точной цитаты и неопровержимых указаний. Поэтому нам сейчас приходится выкарабкиваться самим. И если обозреть в уме нашу прессу по вопросу о государственном капитализме одним общим взглядом, как я пытался это сделать, готовясь к настоящему докладу, то получается убеждение, что там стреляют совсем мимо, глядят совершенно в другую сторону.
Государственный капитализм, по всей литературе экономической, - это тот капитализм, который бывает при капиталистическом строе, когда государственная власть прямо подчиняет себе те или иные капиталистические предприятия. А у нас государство пролетарское, на пролетариат опирается, пролетариату дает все политические преимущества и через пролетариат привлекает к себе крестьянство с низов (вы помните, что мы начали эту работу с комбедов). Поэтому-то государственный капитализм сбивает очень и очень многих с толку. Чтобы этого не было, надо помнить основное, что государственный капитализм в таком виде, какой мы имеем у себя, ни в какой теории, ни в какой литературе не разбирается по той простой причине, что все обычные понятия, связанные с этими словами, приурочены к буржуазной власти в капиталистическом обществе. А у нас общественность, которая с рельсов капиталистических соскочила, а на новые рельсы еще не вошла, но руководит этим государством не буржуазия, а пролетариат.
Мы не хотим понять, что когда мы говорим «государство», то государство это - мы, это - пролетариат, это - авангард рабочего класса. Государственный капитализм, это - тот капитализм, который мы сумеем ограничить, пределы которого мы сумеем установить, этот государственный капитализм связан с государством, а государство это - рабочие, это - передовая часть рабочих, это - авангард, ЭТО – МЫ.
Государственный капитализм, это - тот капитализм, который мы должны поставить в известные рамки и которого мы не умеем до сих пор поставить в эти рамки. Вот в чем вся штука. И уже от нас зависит, каков будет этот государственный капитализм. Политической власти у нас достаточно, совершенно достаточно; экономических средств в нашем распоряжении тоже достаточно, но недостаточно умения у того авангарда рабочего класса, который выдвинут, чтобы непосредственно ведать, и чтобы определить границы, и чтобы размежеваться, и чтобы подчинить себе, а не быть подчиненным. Тут нужно только умение, а его у нас нет….»
«Речь Ленина на XI съезде партии» ПСС 5-е издание стр. 85. http://www.uaio.ru/vil/45.htm#s67
И в дополнение - О ДИКТАТУРЕ ПРОЛЕТАРИАТА.
Ленин в своей работе «О государстве» процитировал Ф. Энгельса. «…всякое государство, в котором существует частная собственность на землю и на средства производства, где господствует капитал, как бы демократично оно ни было, — оно есть государство капиталистическое, оно есть машина в руках капиталистов, чтобы держать в подчинении рабочий класс и беднейшее крестьянство. А всеобщее избирательное право, Учредительное собрание, парламент — это только форма, своего рода вексель, который нисколько не меняет дела по существу….»
В. И. Ленин О ГОСУДАРСТВЕ ПСС том 39 стр. 81 http://www.uaio.ru/vil/39.htm
«…Диктатура пролетариата есть классовая борьба пролетариата при помощи такого орудия, как государственная власть, классовая борьба, одной из задач которой является демонстрирование на долгом опыте, на долгом ряде практических примеров, демонстрирование непролетарским трудящимся слоям, что им выгоднее быть за диктатуру пролетариата, чем за диктатуру буржуазии, и что ничего третьего быть не может….»
В.И.Ленин ПСС том 40 стр. 18 http://www.uaio.ru/vil/40.htm
С уважением к любому оппоненту, guenplen.
Комментарии
ОК. +
С уважением guenplen.
Патримониализм — форма правления, при которой вся власть находится в руках верховного правителя: отдельного лица (автократия) или ограниченной группы лиц (олигархия). Все другие классы общества, включая высший и средний классы, к власти не допускаются...
Вот именно это не знание(что в период развития социализма нужно передавать власть народу на прямую) и разрушило СССР...
В.И.Ленин. Полн. собр. соч., т.45, стр.376
Вот то что вы цитируете: - «Теперь мы вправе сказать, что простой рост кооперации для нас тожественен (с указанным выше «небольшим» исключением) с ростом социализма, и вместе с этим мы вынуждены признать коренную перемену всей точки зрения нашей на социализм….»
А ниже продолжение.
«…Эта коренная перемена состоит в том, что раньше мы центр тяжести клали и должны были класть на политическую борьбу, революцию, завоевание власти и т. д. Теперь же центр тяжести меняется до того, что переносится на мирную организационную «культурную» работу. Я готов сказать, что центр тяжести для нас переносится на культурничество, если бы не международные отношения, не обязанность бороться за нашу позицию в международном масштабе. Но если оставить это в стороне и ограничиться внутренними экономическими отношениями, то у нас действительно теперь центр тяжести работы сводится к культурничеству. …»
Продолжение следует.
«….Перед нами являются две главные задачи, составляющие эпоху. Это - задача переделки нашего аппарата, который ровно никуда не годится и который перенят нами целиком от прежней эпохи; переделать тут серьезно мы ничего за пять лет борьбы не успели и не могли успеть. Вторая наша задача состоит в культурной работе для крестьянства. А эта культурная работа в крестьянстве, как экономическая цель, преследует именно кооперирование. При условии полного кооперирования мы бы уже стояли обеими ногами на социалистической почве. Но это условие полного кооперирования включает в себя такую культурность крестьянства (именно крестьянства, как громадной массы), что это полное кооперирование невозможно без целой культурной …»
В.И.Ленин. Полн. собр. соч., т.45, стр.376 http://www.uaio.ru/vil/45.htm
С неизменным уважением к любому оппоненту, guenplen.
А уже некоторое время начал утверждать обратное."Всё дело теперь в том, чтобы уметь соединить тот революционный размах, тот революционный энтузиазм, который мы проявили и проявили в достаточном количестве и увенчали полным успехом, уметь соединить его (тут я почти готов сказать) с умением быть толковым и грамотным торгашом".
В.И.Ленин. Полн. собр. соч., т.45, стр.372.
Более того, Ленин писал:-"мы сделали ту ошибку, что решили произвести непосредственный переход к коммунистическому производству и распределению. Мы решили, что крестьяне по разверстке дадут нужное нам количество хлеба, а мы разверстаем его по заводам и фабрикам, — и выйдет у нас коммунистическое производство и распределение".
В.И.Ленин. Полн. собр. соч. т. 44, стр.157.
«…Мы не претендуем на то, что Маркс или марксисты знают путь к социализму во всей его конкретности. Это вздор. Мы знаем направление этого пути, мы знаем, какие классовые силы ведут по нему, а конкретно, практически, это покажет лишь опыт миллионов, когда они возьмутся за дело….»
«Рабочий» № 6, 11 сентября 1917 г. Печатается по тексту газеты «Рабочий» Подпись: Н. Ленин
В. И. Ленин ПСС том 34 стр. 116 http://www.uaio.ru/vil/34.htm
Продолжение следует.
Почитайте у Ленина ещё и вот это.
«…А что такое государство? Это организация господствующего класса, - например, в Германии юнкеров и капиталистов. Поэтому то, что немецкие Плехановы (Шейдеман, Ленч и др.) называют «военным социализмом», на деле есть военно-государственный монополистический капитализм или, говоря проще и яснее, военная каторга для рабочих, военная охрана прибылей капиталистов. Ну, а попробуйте-ка подставить вместо юнкерски-капиталистического, вместо помещичье-капиталистического государства государство революционно-демократическое, т. е. революционно разрушающее всякие привилегии, не боящееся революционно осуществлять самый полный демократизм? Вы увидите, что государственно-монополистический капитализм при действительно революционно-демократическом государстве неминуемо, неизбежно означает шаг и шаги к социализму!...»
Продолжение следует
«…Ибо если крупнейшее капиталистическое предприятие становится монополией, значит оно обслуживает весь народ. Если оно стало государственной монополией, значит государство (т. е. вооруженная организация населения, рабочих и крестьян, в первую голову, при условии революционного демократизма) - государство направляет все предприятие - в чьих интересах? - либо в интересах помещиков и капиталистов; тогда мы получаем не революционно-демократическое, а реакционно-бюрократическое государство, империалистскую республику, - либо в интересах революционной демократии; тогда это и есть шаг к социализму. …»
Продолжение следует
Ибо социализм есть не что иное, как ближайший шаг вперед от государственно-капиталистической монополии. Или иначе: социализм есть не что иное, как государственно-капиталистическая монополия, обращенная на пользу всего народа и постольку переставшая быть капиталистической монополией.
Тут середины нет. Объективный ход развития таков, что от монополий (а война удесятерила их число, роль и значение) вперед идти нельзя, не идя к социализму…».
В. И. Ленин ПСС том 34 стр. 191 - 192 http://www.uaio.ru/vil/34.htm
Ленин здесь говорит о капиталистической монополии служащей не буржуазии в лице буржуя-кровососа, а служащей и принадлежащей всему народу в лице пролетариата и крестьянства. Где вы здесь увидели синьоров-феодалов и землю в качестве собственности им принадлежащую? Как в народе говорят: - Не надо наводить тень на плетень.
С неизменным уважением к любому оппоненту, guenplen.
Продолжение следует.
«… - Первый акт, в котором государство выступает действительно как представитель всего общества - взятие во владение средств производства от имени общества, - является в то же время последним самостоятельным актом его как государства. Вмешательство государственной власти в общественные отношения становится тогда в одной области за другою излишним и само собою засыпает. Место правительства над лицами заступает распоряжение вещами и руководство процессами производства. Государство не «отменяется», оно отмирает». Не боясь ошибиться, можно сказать, что из этого, замечательно богатого мыслями, рассуждения Энгельса действительным достоянием социалистической мысли в современных социалистических партиях стало только то, что государство «отмирает», по Марксу, в отличие от анархического учения об «отмене» государства…».
В. И. Ленин «ГОСУДАРСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ» ПСС том 33 стр. 16-17 http://www.uaio.ru/vil/33.htm
Продолжение следует.
Уважаемый господин Андрей Ошнуров, никакой принципиальной ошибки Ленин здесь не делает. Ленин говорит о принципах становления социалистического государства, которое на первой стадии не отменяет многих принципов элементарного хозяйствования, которое функционировало в капиталистической реальности. Ленину, в тот момент нужна экономическая база для будущих преобразования, а не экономический хаос. Поэтому он всегда и везде говорит исключительно о постепенном отмирании государства в результате эволюционных процессов, происходящих в общественном развитии. Вы же пытаетесь втюхать принцип отмены всякого государства одномоментно.
« - … Смена буржуазного государства пролетарским невозможна без насильственной революции. Уничтожение пролетарского государства, т. е. уничтожение всякого государства, невозможно иначе, как путем «отмирания…».
В. И. Ленин «ГОСУДАРСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ» ПСС том 33 стр. 22 http://www.uaio.ru/vil/33.htm
Продолжение следует.
И в заключении, прочтите вот это.
«…Теоретически не подлежит сомнению, что между капитализмом и коммунизмом лежит известный переходный период. Он не может не соединять в себе черты или свойства обоих этих укладов общественного хозяйства. Этот переходный период не может не быть периодом борьбы между умирающим капитализмом и рождающимся коммунизмом…»
В. И. Ленин ПСС том 39 стр. 271 http://www.uaio.ru/vil/39.htm
С неизменным уважением к любому оппоненту, guenplen.