О фальсификациях "Домостроя". Часть 2.

На модерации Отложенный

Начало здесь : http://maxpark.com/community/4636/content/3693532

 

   В начале первой части своей статьи я упомянул о фейковых цитатах из "Домостроя". К сожалению я не сохранил их примеров, но что стоит фальфикация со стороны некого Анонимуса, если у меня есть пример фальфикациии со стороны кандидата искусствоведения Р. Байбуровой в солиднейшем журнале "Наука и жизнь" (№5 за 2000г.).http://www.nkj.ru/archive/articles/7181/

В своей статье "Русские в допетровскую эпоху" Байбурова пишет: "К мысли о необходимости строго воспитывать с наказаниями "Домострой" обращается неоднократно. Более того, особая жестокость наказания преподносилась как особая забота о душе ребенка: "И не ослабляй, бия младенца: аще бо жезлом биеши его, не умрет, но здравее будет, ты бо, бия его по телу, а душу его избавлявши от смерти". Любопытный штрих: слово "наказывать" получило в русском языке смысл и поучения и наказания. Ну а само наказание? По-видимому, оно должно было олицетворять Божий суд, только на земле. Сегодня, пожалуй, трудно себе представить, как это можно, любя своего ребенка, как свою душу, бить при этом младенца "жезлом", да еще и "не ослабляя"?"

При слове "жезл" в сознании всплывает картина "Иван Грозный убивает своего сына". Жезл читателю представляется этаким окованным железом посохом, которым отец-изувер безжалостно избивает младенца в колыбели. 

Тут возникают два вопроса. Госпожа Байбурова настолько профессионально некомпетентна, что не знает, что церковно-славянский и современный русский язык не идентичны, она не читала "Домострой" в переводе на современный русский? Или г-жа Байбурова сознательно фальсифицирует источник, пользуясь тем, что слова церковно-славянского языка имеют в современном русском иное значение? Я склоняюсь в пользу второго предположения, ибо вся статья Байбуровой проникнута русофобией и преследует одну цель - высосать из пальца "доказательства" того русские - это народ-раб. Он, якобы, инфантилен, покорен, руководствуется чувствами, и на данный момент не способен "принимать осознанные решения от которых зависит судьба нашей страны". Зверское насилие отца в отношении ребенка и привычка его терпеть - это как раз "доказательство" идей Байбуровой.

Постоянные читатели моих статей знают, что я охотно обращаюсь к исследованиям женщин-ученых. Я с уважением отношусь к их труду и мне горько осознавать, что на каждую женщину, пусть и не хватающую в науке звезд с неба, но честно трудящуюся на ее ниве, приходится несколько псевдоученых в юбках, типа Байбуровой. Которых надо гнать из науки ссаными тряпками, но сначала надо бы ей сделать педагогическое внушение как на картинке ниже.

 Дело в том, что "жезл" в переводе на современный русский - это прут. Розга. И Байбурова, если читала "Домострой" должна была знать, что "жезл" - это никак не палка, использовать ее "Домостроем" прямо запрещено. А "младенец" - ребенок. Физические наказания школьника розгами в Европе продержались до середины, а то и конца 20-го века. Телесные наказания школьников по-прежнему разрешены в 21-м штате США. Так кто нация рабов по логике Байбуровой - русские или американцы? 

Мне кажется, что тему "Домостроя" и его, якобы, ужасных нравов надо закрыть, просто процитировав текст этого источника. Рассмотрев самые скользкие фрагменты.

Пусть женщины на меня обижаются, но я скажу открыто и прямо: насилие в семье - вещь не искоренимая. Вопрос только в том, можем ли мы его ввести в культурные рамки и обуздать, или не можем.

Женщины склонны к психо-эмоциональному насилию. Мужчина им не владеет в такой мере как женщина, он не может противостоять ее агрессиии на равных, но он может ответить насилием физическим, и здесь уже женщине тяжело противостоять.

Пример. "Стyдентка-психолог из Hью-Йоpка специально наняла плотника, для того чтобы поставить экспеpимент о том, как сpеднестатистический человек pеагиpyет на пpидиpки к своей pаботе. Чеpез 4 часа pаботы под пpисмотpом стyдентки и непpекpащающихся комментаpиев, плотник набpосился на нее с топоpом и сделал калекой на всю жизнь."

Мужчина в традиционной семье является источником и транслятором таких вещей как религия, культура, мораль. Это важнейшие общественные регуляторы, которые нужны женщине и семье в целом. Женщина усваивает культурные ценности и закрепляет их, затем передавая их детям. Есть лишь две формы передачи подобных ценностей - пропаганда и принуждение. Если не действует первое, применяется второе. Но принуждение не мыслимо без возможности применить наказание, а наказание - насилие в той или иной форме. Но ведь не только мужчина выступает здесь субектом насилия, но и женщина. Ведь она наказывает непослушное дитя, когда иные средства исчерпаны.

Семья, для того, чтобы реализовать свою социальную функцию по рождению и воспитанию детей должна быть устойчива. А устойчивость ей придают только вертикальные иерарахические связи власти-подчинения. Семья, основанная только на горизонтальных связях сотрудничества нестабильна, поскольку требует от супругов равно высокого альтруизма, а этого крайне тяжело достичь на практике. Как показывают исследования, в парах с разным уровнем эгоизма, больший эгоист, как правило - женщина, а лидер, умеющий заботиться о других, должен быть альтруистичен. Это - мужчина. Он должен ограничивать эгоизм партнера ради общих целей семьи. Попытки строить отношения с эгоисткой только на основе партнерства приведут к тому, что она будет принимать решения, а ответственность она свалит на тебя, и ты будешь нести ответственность, не имея власти. 

Спасением здесь выступает дополнение партнерских отношений отношениями иерархическими, когда ты становишься формальным лидером (главой семьи) и принуждаешь эгоистичного партнера к подчинению, ради его же блага и блага семьи. Но иерархия немыслима без возможности применения легального насилия к нижестоящим. В том же "Домострое" если муж имеет возможность применить насилие к жене, то и она имеет возможность применить насилие к нижестоящим в иерархии. Ее право на насилие закреплено как и право мужа, и она не жертва, а такой же субъект власти как муж, но на своем иерархическом уровне.

Основной камень преткновения на пути создания неиерархической семьи, камень, который делает ее исключением из правила, это неравный уровень эгоизма партнеров, который мешает гармоничному распределению власти и ответственности. Пока мы не решим эту проблему, все разговоры в пользу неиерархической семьи - разговоры в пользу бедных. Нам нужна стабильная семья, а не структура, которая разваливается по первому чоху как карточный домик. И опять-таки, основные жалобы женщин, имеющих опыт жизни в семье, которую строили на основе лишь партнерских принципов, состоят в недостаточном уровне ответственности мужей. Ну, так если Вы видите, что муж не эгоистичный скот - прекратите бодаться с ним за власть, чем больше у него будет власти, тем больше у него будет и ответственности.

Вот эти два принципиальных момента: необходимость трансляции религии, культуры, морали, для того, чтобы воспитать полноценное потомство и необходимость поддерживать иерархию в семье, блокируя попытки женщины применить к тебе психо-эмоциональное насилие, делают мужское наказание необходимым злом. При этом не надо женщину бить, достаточно осадить, прозрачно намекнув на возможность насилия, только совсем уж отмороженная или склонная к садо-мазо будет вымогать оплеху.

Да, насилие - зло. И это зло надо свести к минимуму, загнать его в такие тесные культурные, этические рамки, чтобы максимально затруднить злоупотребление властью. Тут нужны внешние регуляторы и возможность женщины апеллировать к лицу, стоящему выше мужа в Мужской иерархии. И такие инструменты во времена "Домостроя" были - отец мужа, священник, община, государев суд. Женщина везде могла найти защиту.

 Теперь перейдем к самому тексту. 

" 1. Наставление отца сыну 
Благословляю я, грешный, и поучаю, и наставляю, и вразумляю сына своего, и его жену, и их детей, и домочадцев: жить во всем по христианскому закону, в чистой совести и правде, с верой творя волю Божию и соблюдая заповеди Его, и себя утверждая в страхе Божием, в праведной жизни, и жену поучая, также и домочадцев своих наставляя — не принуждением, не побоями, не, работой тяжкою, а как детей, чтобы были всегда упокоены, сыты и одеты, и в теплом дому, и всегда в порядке."

С первых строк подчеркивается, что наставление близких должно идти "не принуждением, не побоями", а как детей.

"15. Как детей своих воспитать во всяком наставлени и страхе божием. 
А пошлет Бог кому детей — сыновей или дочерей нужно заботиться о чадах своих отцу и матери, обеспечить их и воспитать в добром научении; учить страху божию и вежливости и всякому порядку, а затем, по детям смотря и по возрасту, их учить рукоделию — матери дочерей, отцу сыновей, кто к чему способен, какие кому Бог возможности даст; любить их и беречь, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а по обстоятельствам и сечь. Наказывай детей в юности — упокоят тебя в старости твое! И беречь и блюсти чистоту телесную и от всякого грех отцам чад своих как зеницу ока и как свою душу. Если же дети согрешают по отцовскому или материнском небрежению — о грехах детей родителям держать ответ в день Страшного Суда. И если дети, лишенные науки отцов и матерей, в чем согрешат или зло сотворят, то отцам и матерям от Бога грех, а от людей укоризна и посмешище, дому разор; себе скорбь и убыток, а от судей штраф и позор. Если же у богобоязненных родителей, рассудительных и разумных, дети воспитаны в страхе Божием и в добром наставлении и научены всякому разуму, и вежливости, и промыслу и рукоделию, — такие дети с родителями своими будут Богом помилованы, священниками благословлены и добрыми людьми похвалены, а вырастут — добрые люди с радостью и благодарностью женят сыновей своих на их сверстницах, по указанию Божию; или своих дочерей за сыновей их выдадут замуж."

"Любить их и беречь, но и страхом спасать". Понимаете, "спасать". Пусть даже страхом наказания, когда других возможностей не осталось. Это обычная практика воспитания.

"17. Как детей учить и страхом спасать. 
Наказывай сына своего в юности его — и упокоит тебя в старости твоей и придаст красоты душе твоей; и не жалея, бей ребенка: если прутом посечешь его, не умрёт, но здоровей будет, ибо ты, наказывая тело, душу его избавляешь от смерти. Если дочери у тебя, будь с ними строг, тем сохранишь их от греха: чтобы не посрамила лица своего, пусть в послушании ходит, а не по своей воле, а то по глупости осквернит девство свое, будет всем знающим тебя в посмешище, и осрамишься пред множеством людей.

Если отдашь замуж свою дочь невинной, то великое дело сделаешь и в любом обществе похвалишься, и при конце жизни не будешь плакать о ней... 
Если же любишь сына своего, почаще его бей, чтобы потом радоваться о нем; наказывай сына с детства — порадуешься на него, когда вырастет, и среди недоброжелателей, сможешь им похвалиться, и позавидуют тебе враги твои. Воспитай дитя в строгости и найдешь в нем покой и благословение, не смейся с ним, играя: в малом послабишь - в большом пострадаешь, скорбя, и после будто оскомину почувствуешь в душе своей. 
Не давай ему воли в юности; но пройдись по ребрам ему, пока он растет, иначе ожесточившись, не будет тебя слушать, но станет тебе расстройством, и болезнью души, и разорением дома, погибелью имущества и укоризной соседей, и насмешкой врагов, и денежными взысканиями от начальства, и злою досадой."

Здесь Сильвестр лишь перефразирует Библию. "Пройтись по ребрам" - это не переломать ребра, а намять бока подростку, который вот-вот засунет свою жизнь в задницу, свзавшись с шайкой хулиганов.

"20. Похвала мужьям. 
Если дарует Бог хорошую жену — это дороже камня драгоценного; такая выгоды не упустит, всегда хорошую жизнь устроит своему мужу. Купив шерсть и лен, сделает все, что нужно, своими руками, будет как корабль торговый: издалека вбирает в себя богатства. И встанет ночью; и даст пищу домашним и работу служанкам, от плодов своих рук увеличит достояние намного; перепоясавшись туго, руки свои укрепит работой, и поучает как детей, так и слуг, и не угаснет светильник ее всю ночь; руки свои протягивает к прялке, а персты ее берутся за веретено, милость обращает на убогого и плоды трудов подает нищим. Муж ее не беспокоится о доме: самые разные одежды расшитые сделает мужу своему, и себе, и детям, и домочадцам своим. И потому ее муж всегда соберется с вельможами и сядет, всеми друзьями почтен, и, мудро беседуя, знает, как делать добро, ибо никто без труда не увенчан. Блажен муж,, если у него хорошая жена, число дней его жизни удвоится, хорошая жена радует мужа своего и наполнит миром лета его; хорошая жена наследует благую часть с теми, кто боятся Бога, если честна пред своим; во-первых, исполнив Божию заповедь, благословлена будет Богом, а во-вторых, хвалима и людьми. Жена добрая, терпеливая и молчаливая, — венец своему мужу. Коли нашел себе муж добрую жену — только хорошее выносит из дома своего; блажен муж такой жены, и жизнь свою проживут они в добром мире. За хорошую жену мужу хвала — и честь."

Хорошая жена - дороже камня драгоценного. Так что, женщин не ценят, не видят их труда? Смущает, что жена должна быть молчалива? Тут дело может быть даже не во вреде женской сварливости. Времена были лихие, длинный женский язык мог легко привести на дыбу палача всю семью.

" 29. Учить мужу свою жену, как Богу угодить и мужу быть по нраву, и дом свой лучше вести, и всякую домашнюю работу и рукоделье знать, и слуг этому учить и самой делать. 
Следует мужьям поучать жен своих с любовью и примерным наставлением: жены мужей своих вопрошают о всяком благочинии: о том, как душу спасти, богу и мужу угодить и дом свой хорошо устроить, и во всем покоряться мужу: а как муж прикажет, с тем охотно соглашаться и исполнять по его наставлению."

"34. Каждый день жене мужа во всем спрашиваться и обо всем советоваться: как на люди выходить, и к ceбе приглашать, и о чем говорить с гостями. 
А всякий бы день жена мужа спрашивалась и советовалась обо всем по хозяйству и напоминала, в чем надобность, а в гости ходить, и к себе звать, и пересылаться с кем велит муж, и коли гостья зайдет или сама где будет, сесть за столом — лучшее платье одеть и воздерживаться всегда хмельного питья: пьяный мужчина — дурно, а женщина пьяная в миру и вовсе не пригоже. 
А с гостьями беседовать о рукоделии и домоводстве, как хозяйство вести и каким рукодельем заниматься; а чего не знаешь, то у добрых жен спрашивать вежливо и ласково, и кто что укажет, за то низко челом бить. И если у себя на подворье от какой-нибудь гостьи услышишь полезный рассказ, как хорошие жены живут, и как хозяйство ведут, и как дом устраивают, как детей и слуг учат, как мужей своих слушаются, и как с ними советуются; и как повинуются им во всем, — и то все для себя запоминать, а чего полезного не знаешь, о том спрашивать вежливо, а дурных и пересмешных и блудных речей не слушать и не говорить о том. 
А если в гостях увидишь добрый порядок: или в еде, или в питье, или в каких приправах, или какое рукоделье необычное, или какой домашний обычай где хорошо, или какая добрая жена и смышленная и умная, и в речах, и в беседе, и во всяком обхождении, или где служки умны, и вежливы, аккуратны и рукодельны, и во всяком деле смышлены, — все то хорошее примечать и всему внимать, чего не знаешь и чего не умеешь, и спрашивать о том вежливо и ласково, и за науку благодарить, а придя домой, обо всем рассказать мужу перед сном. 
Таким-то хорошим женам пригоже встречаться не ради еды и питья, но ради доброй беседы и ради науки, чтобы запоминать все для себя впрок, а не пересмешничать и ни о ком не сплетничать."

Смотрите - жена для мужа выступает источником новых знаний, науки.

"39. Если муж жены сам не учит, то накажет его бог, если же и сам обычай блюдет и жену и домочадцев учит, милость от бога примет. 
Если же муж сам не поступает так, как в этой книге писано, и жены не учит, и дом свой не по заповедям Божиим устраивает, и о своей душе не радеет, и людей своих этим правилам не учит, — и сам он погиб в этом веке и в будущем, и дом свой погубит."

Видите, как подчеркивается идея ответственности мужа?

"49. Как мужу с женой советоваться, что ключнику наказать о столовом обиходе, о кухне и о пекарне. 
Каждый день всякий вечер, исправив духовные обязанности, и утром, встав по колокольному звону, и после молитвы, — мужу с женою советоваться о домашнем хозяйстве, на ком какая обязанность, кому какое дело велено вести, всем тем наказать, когда и что из еды приготовить для гостей и для себя. "

Вот Вам и домашний совет с женой.

А вот самый главный криминал. И что характерно, в главе "Как порядок в избе навести хорошо и чисто", видимо ленивиц и нерях, не понимающих слов, во все времена хватало. 

"38. Как порядок в избе навести хорошо и чисто. 
Вот потому-то у добрых людей, у хозяйственной жены дом всегда и чист и устроен, — все по чину, и размещено, где чему положено быть, и вычищено, и подметено всегда: в устроенный дом как в рай войти. 
За всем тем и за всяким порядком жена бы следила сама да учила слуг и детей и добром и лихом: не понимают слов, так и ударить можно. А увидит муж, что у жены и у слуг непорядок, или не по тому обычаю, как в этой книге писано, умел бы свою жену наставлять и учить полезным советам; если слушает — из этого исходить, и любить ее, и жаловать; но если жена по мужнему научению и наставлению не живет, и всего, как положено, не исполняет, и сама порядку не знает, и слуг не учит — тогда должен муж жену свою наказывать и вразумлять наедине страхом, а, наказав, и пожалеть, и приласкать, и с любовью наставить; и все — по рассуждению, при том мужу на жену не гневаться, ни желе — на мужа; всегда жить в любви и чистосердечии. 
Слуг и детей также, смотря по вине и по проступку наказать и посечь, а, наказав, пожалеть, а государыне за слуг заступаться по обстоятельствам, тогда и служкам уверенней. 
Но если жена или сын, или дочь слову или наставлению не внимает и не слушается, и не боится, и не делает того, чему муж или отец, или мать учат, тогда, плетью постегать, по вине смотря, но побить не перед людьми, наедине проучить, да потом пожалеть и простить, и никогда не гневаться ни жене на мужа, ни мужу на жену. 
 А за любую вину ни по уху, ни по глазам не бить, ни под дых кулаком, ни пинком, ни палкой не колотить, ничем железным или деревянным не бить; кто в сердцах или с кручины так бьет, многие беды от того бывают: слепота и глухота, и руку и ногу вывихнут и палец и головная и зубная боль, а у беременных женщин и повреждение детей в утробе. Поэтому мужу бить плетью — бережно, с поучением; оно и вразумительно, и больно, и страшно, и здорово; и только за большую вину и огорчение, за серьезное и страшное ослушание и нерадение, — тогда, сняв рубашку и за руки держа, по вине смотря, плеткой вежливенько побить. Да, поучив, примолвить, чтобы не гневалась, и люди бы того не ведали и не слыхали, и жалобы о том не было."http://www.booksite.ru/fulltext/dom/ost/roi/index.htm

Обратите внимание, какими оговорками сопровождается наказание. Оно не должно быть унизительным и травмирующим, оно используется только как крайняя мера. Наказанный должен понимать, что провинился, наказание заслужено и не держать обиды, как и муж - гнева за проступок, если уж наказал. 

Но это не самое интересное, перед нами фальсифицированный текст. Я специально заглянул в электронную библиотеку "Пушкинского дома" РАН, изучил подлинник и перевод. На самом деле, как и писал Шамбаров, в "Домострое" речь идет именно о наказании плетью слуг. http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5145

"А толко жены или сына, или дщери слово или наказание не иметъ, не слушаетъ и не внимаетъ, и не боитца, и не творит того, как мужь или отецъ, или мати учитъ, ино плетью постегать, по вине смотря"

"Но если слову жены, или сына, или дочери не внимает, и наставление отвергает, и не послушается, и не боится их, и не делает того, чему муж, или отец, или мать учат, тогда плетью постегать, по вине смотря"

Напоследок Сильвестр предостерегает сына от измен жене и пьянства.

"Не познал я другой жены, кроме матери твоей; как дал ей слово, так и исполнил. О Боже, Христе, удостой закончить жизнь свою по-христиански в заповедях твоих! Живи, чадо, по христианскому закону во всех делах без лукавства и без всякой хитрости во всем, да не всякому духу верь, доброму подражай, лукавых и закон преступающих во всяких делах отнюдь не привечай. Законный же брак со всей осторожностью соблюдай до конца своей жизни, чистоту телесную сохрани, кроме жены своей, не знай никого и также пьянственного недуга берегись: в тех двух причинах все зло заводится вплоть до преисподнего ада"

Женщины, подпишитесь под такими "домостроевскими нравами"?