Сказка по имени Алиса

Сказка по имени Алиса
http://www.vm.ru/news/2015/07/24/skazka-po-imeni-alisa-292778.html


Лето 1858 года. Сестры Лидделл: слева — Алиса Плезенс, в центре — Лорина Шарлотта (дома ее называли Инна), справа — Эдит Мэри
Фото: National Portrait Gallery London

В июле исполнилось 150 лет с выхода в свет книги Л. Кэрролла «Приключения Алисы в Стране чудес». По книге сняли 39 фильмов, только в СССР ее переиздали 69 раз. Но история Алисы до сих пор — загадка... Исследователи так и не пришли к общему мнению, что связывало автора книги (на самом деле его звали Чарльз Доджсон) и героиню придуманной им Страны чудес. Мы предлагаем вам свою версию.
Генри Лидделл нервничал. Лорина рожала четвертого ребенка. Двое старших сыновей и дочка дались ей с трудом, а эта беременность была такой тяжелой… Только бы все прошло хорошо! Наверное, будет мальчик.

- Девочка! – разнеслось по дому.

Он поспешил к жене. Бледная, почти прозрачная, она тяжело дышала.

- Генри, как тяжело… Но говорят, что малышка очень крепенькая.

- Лорина. Я люблю тебя. Как мы ее назовем?

- Не знаю. – Лорина закрыла глаза. – Подумаем. Никаких мыслей сейчас…

Лидделлы размышляли об этом месяц. А потом решили, что Алиса Лидделл звучит чудесно. Да и сама она была прелесть, как мила.

Спустя год в семью Лидделлов пришло горе. Гарри и Артур не пережили скарлатину. Почерневшая от горя Лорина, похоронив сыновей, бесконечно плакала. Она вновь была беременна… У Лидделлов родятся еще шесть детей. Алиса всю жизнь будет обожать младшую сестру – Эдит.



- Ты знаешь, Лорина, мне предложили место декана.

Лорина замерла. Не может быть!

- В Оксфорде, дорогой?!

- Да. Это просто другая жизнь!

Он закружил жену по комнате. Она бросилась собирать вещи. 25 февраля 1856 года Лидделлы переехали. Филологу Лидделлу, соавтору знаменитого греческого словаря «Лидделл–Скотт», нигде не предложили бы столько денег, а его постоянно растущая семья «съедала» их полностью.




1870 год. Отец Алисы Генри Лидделл
Автор: National Portrait Gallery London - www.npg.org.uk




Новый декан очень всем понравился. Улыбчивый, в меру строгий. Чарльз Лютвидж Доджсон прошелся по библиотеке, чтобы размять уставшее тело. В раскрытое окно влетел ветер, скинул со стола бумаги. Поднимая их, Чарльз бросил взгляд на лужайку у соседнего дома.

- Какой счастливый человек этот Генри Лидделл. Такая чудесная семья, столько детей! - Чарльз и не слышал, как вошел Реджинальд Саути, его друг и коллега. – Фотографировать их – все равно что пытаться заставить бабочек не трепетать крылышками. Хотя, Чарльз, ты фотографируешь все лучше, и я бы посоветовал тебе поговорить с Генри – его дети красивы, это могли бы быть чудесные снимки.

Чарльз и правда «заболел» фотографией. И правда обожал детей. Особенно девочек. У него было семь младших сестер! Девочки – это чудо. Они не бывают некрасивыми.

Через пару дней, 25 апреля 1856 года, они с Реджинальдом были в саду – Саути курил, наслаждаясь пришедшим теплом, а Чарльз пытался сфотографировать собор так, чтобы на снимке сохранилась легкая утренняя дымка.

- А что вы делаете?

Маленький ангел... Прелестная девочка была одного роста с кустом роз.

- Учусь фотографировать, - улыбнулся Чарльз.- Хочешь, сфотографирую тебя?

- Да. – девочка кивнула. – Меня зовут Алиса.

Вечером он проявил снимок. Это было чудо… Алиса смотрела на него внимательно и чуть печально. Ангел. Он украдкой поцеловал фотографию, прежде чем отдать ее Генри. От снимка Генри и Лорина были в восторге.


1863 год. Чарльз Доджсон (Кэрролл)



… Прежде Чарльз, преподаватель математики, любил только цифры и красоту математических формул. Теперь все изменилось. Они подружились с семьей Лидделлов, в которой он находил то, чего не имел – тепло, умиротворение. И – счастье общения в прелестными девочками. И Алисой… Дочери Лидделла собирались вокруг него и он с удовольствием бегал с ними по саду, придумывая разные игры и превращаясь в ребенка. Саути не понимал Чарльза.

- О чем ты говоришь с ними, они же еще маленькие?

- Обо всем, – отвечал Чарльз. – Знаешь, мне кажется, дети знают больше нашего.

Саути не понимал. Да и сам Чарльз понимал вряд ли… Они просто казались ему совершенством – дети.

4 июля 1862 года Чарльз задумал путешествие. Они с Робинсоном Даквортом сели в лодку возле моста Фолли. Дочери Генри уселись напротив. До Годстоу, где было запланировано чаепитие, было не больше пяти миль.

- Мне ску-у-учно, Чарльз, – Алиса опустила в воду руку, пытаясь поймать солнечные блики. – Расскажи что-нибудь.

Он не знал, что… От волнения дыхание его перехватило, мысли сбились… И, глядя на Алису, он начал сочинять сказку про нее – идеал, совершенство и музу… Девочки слушали завороженно. А потом полил невероятный дождь. Так родились «моря слез», пролитые Алисой в книге…

- А ты подаришь мне эту книжку, когда напишешь ее? – спросила Алиса, тронув его за руку.

- Конечно, - улыбнулся он.

Он был готов сделать для нее все, что угодно.



Он сел за рукопись сразу после возвращения из поездки. Потом показал ее, смущаясь, другу – Джорджу Макдональду. Тот прочел ее детям и те пришли в восторг.

Книга захватил Чарльза полностью. Он писал ее кропотливо, даже исследовал специально поведение описанных в ней животных. Для Алисы он все переписал от руки. В феврале 1863 года он завершил работу, но набрался смелости и отправил ее в дом декана лишь в ноябре 1864-го. Он назвал ее «Приключения Алисы под землей – рождественский подарок моей милой девочке в память о летнем дне». И придумал себе псевдоним – Льюис Кэролл. К рукописи он сделал 37 рисунков, но в последний момент один заменил на ее фотографию. Ту, что сделал в самом начале знакомства. Он хотел, чтобы когда-нибудь она поняла, какой он видел ее – маленькое совершенство.


Алиса спасается от налетевшей на нее колоды карт

Автор: The Granger Collection, New York



- Генри, мне нужно поговорить.

Лорина замерла в дверях, потом решительно прошла в кабинет.

- Так больше не может продолжаться. Я не хочу, чтобы они общались. Это все ненормально.

- О чем ты, дорогая? – Генри оторвался от бумаг.

- Я понимаю, что в обществе об этом не говорят, но… Чарльз испытывает к Алисе влечение. Неужели ты не видишь этого? А она ребенок. Ты видел, какую фотографию он недавно сделал? Она на ней… почти голая!

Генри отложил бумаги.

- Я понимаю, дорогая, твои сомнения, но я неплохо знаю Чарльза. Он сам – как ребенок. И видит в Алисе лишь божий свет. Она его муза, наша дочь. Он любит ее, но не как маленькую женщину, а как свою мечту о встрече с Ангелом.

Лорина взмахнула руками.

- Прекрасно. Пусть ждет своих ангелов, сколько хочет. Я не позволю ему марать имя моей дочери, и сделаю то, что должен был бы сделать ты – прекращу это безобразие.

И она прекратила. Резко. Отказав Чарльзу от дома.

- Я… читала ваши письма к Алисе!

Чарльз вспыхнул. Да. Он писал ей, это правда. Но в его восхищении не было ничего запретного, никакой разрушительной или противоестественной страсти…

- Уходите. – Лорина открыла дверь. – Вы больше ее не увидите.



Она рвала письма Чарльза к Алисе всю ночь.

И бросала в камин фотографии. Лорину била дрожь: боже мой, она же ребенок! Как он мог фотографировать ее так, что женское, страстное проступало в ней – дитя? Лишь несколько снимков, на которых Алиса была запечатлена Чарльзом во всей красоте своей расцветающей привлекательности Лорина все-таки решила оставить – понимая, что это – произведение искусства.

… Чуть позже Чарльз перестал общаться и с Генри Лидделлом.

Жизнь отвернулась от него. И свет погас. Свет по имени Алиса.


Весна 1860 года. Алисе Лидделл на этом снимке 7 лет. Фото Чарльза Доджсона (Льюиса Кэрролла)



Сначала Алисе было скучно без него. Но потом ей так овладела страсть к рисованию, что постепенно их прогулки и игры стали превращаться в прошлое. Джон Рескин, известный художник и критик-искусствовед, был восхищен ее способностями так, что прочил Алисе карьеру живописца. А тем временем в Англии начался бум прерафаэлитов. Алиса восхищалась ими и делала копии с работ Рескина и Уильяма Тернера, а в свободное время работала как модель для фотографов, в том числе знаменитой Маргарет Камерон, позже причисленной к когорте классиков.

В 1870 году Чарльз увидел Алису впервые после изгнания из семьи Линдделлов. Он отметил, что она стала другой. Тонкое лицо с удивительными глазами, по-женски оформившаяся фигура…

- Как ты живешь, моя девочка? Ты стала… взрослой.

Алиса посмотрела на него с грустью.

- Мне бы хотелось, чтобы ты сфотографировал меня, Чарльз. Так, как умеешь только ты. Я… попрошу маму.

Лорина дрогнула. И привела Алису на съемки. Руки Чарльза дрожали. Он установил камеру… Снимки получились фантастическими, хотя Алиса не была уже его Алисой. Лорина вышла с дочерью под руку, не прощаясь.



Одиночество Алисы долго смущало Лорину. Она сама вышла замуж рано, и то, что Алисе уже за двадцать, но ее интересует только живопись, даже злило ее в какой-то степени.

— Ты ни в кого не влюблена? — спросила она как-то.

Алиса, не прекращая рисовать, качнула головой.

— Отчего же. Мне очень нравится Реджи.

— Харгривс?! Лорина прекрасно помнила этого ученика Чарльза.

— Да, мама, я люблю его. Мне кажется…




25 июня 1870 года. Алиса. Фото Чарльза Доджсона (Льюиса Кэрролла)
Автор: National Portrait Gallery London - www.npg.org.uk



Их роман развивался медленно, а потом вспыхнул огнем. 15 сентября 1880 года в Вестминстерском аббатстве 28-летняя Алиса Лидделл дала клятву верности Реджинальду Харгривсу. Она полюбила его по-настоящему. А еще он замечательно играл в крикет и чудесно улыбался.

Как-то Реджи, увидев одну из фотографий Алисы, сделанную Чарльзом, решился спросить у жены:

— Скажи, он действительно был в тебя влюблен? Алиса качнула головой.

— Никто не знает, Реджи. Мне кажется, это было больше, чем любовь.



«Говорят, Чарльз постарел и болеет», — написала ей Эдит в 1888 году. Алиса попросила мужа проводить ее к Чарльзу. Встреча не получилась теплой.

Муж молчал. Алиса говорила о погоде.

Чарльз от растерянности забывал слова. После их ухода он напишет в дневнике, что ему странно видеть в этой женщине «ту Алису», но будет жить этим воспоминанием. Его не станет 14 января 1898 года. На похоронах Алисы не будет.



Она была счастлива с Реджи. Алан, Леопольд и Кэрил, три их сына, были красавцами.

— Тебя не смущает, дорогая, что «Кэрил» напоминает «Кэрролл»? — спросила Лорина, баюкая третьего внука.

— А мне так не кажется, — невинно пропела Алиса.

Ей больше не хотелось рисовать. Она растворилась в семейном счастье полностью.



Алан и Леопольд не вернулись с Первой мировой. По волосам Алисы пробежала волна седины. Она занялась общественной работой, стала президентом Женского института при деревне Эмери-Дон. Реджи тоже с трудом пережил смерть сыновей. С ними остался только Кэрил — младший сын, чье имя все же болезненно напоминало ему псевдоним Чарльза.

В 1926 году Реджи не стало.

Алиса замкнулась и несколько месяцев не покидала дом.

А потом наступило тяжкое время безденежья. Ей присылали счета и грозили судом, но платить было нечем.

Ничего не осталось — ни прошлого, ни настоящего, были лишь воспоминания, в которых она плыла на лодке от моста Фолли… Однажды вечером Алиса разбирала ящики старого комода. У старости вкус пыли и запах истлевших бумаг… Рукопись Кэрролла скользнула ей в руки. Пролистав ее, она замерла над фотографией — той, где ей было всего семь. «Наверное, никто не любил меня так… Прости, Чарльз…»

На следующий день она выставила рукопись на аукцион. Чарльз вновь помог ей – выручив 15 тысяч фунтов, она погасила все долги. Хотя и долго плакала потом, осознав потерю.

...Алиса Лидделл Харгривс умерла 16 ноября 1934 года.

На ее могиле на кладбище церкви Святого Михаила рядом с ее именем выбито: «Алиса из сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес».

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Мортон Коэн, биограф Льюиса Кэрролла:

- В 1969 году мне в руки попала фотокопия дневниковых записей писателя. Читая их, а речь идет именно о полных записях, переданных мне семьей Кэрролла, а не о тех опубликованных отрывках, из которых изъято 25–40 процентов начального текста, — я обнаружил бесчисленное количество фрагментов, имеющих большое значение. Именно эти детали семья писателя захотела скрыть от посторонних глаз. Большинство сделанных Кэрроллом фотографий были уничтожены, фотографий с обнаженной натурой не сохранилось совсем.

Столкнувшись с этими страницами дневника, я обратил внимание, что существовало и другое измерение «романтизма» Льюиса Кэрролла.

Очень непросто смириться с той мыслью, что придерживающемуся строгих правил известному церковнику Викторианской эпохи могли нравиться маленькие девочки, нравиться до такой степени, что у него возникло желание просить руки одной из них или даже нескольких… Я твердо убежден в том, что в браке он был бы более счастлив, чем оставаясь холостым, и мне кажется, что трагедия его жизни именно в том и заключалась, что он не смог жениться…

КАК СЛОЖИЛАСЬ СУДЬБА ДРУГИХ ЗНАМЕНИТЫХ ПРОТОТИПОВ ДЕТСКИХ СКАЗОК

Кристофер Робин
Автор: "Вечерняя Москва"


● Кристофер Робин, сын писателя Алана Милна, стал прототипом «друга Винни-Пуха». Кристофер признавался, что две вещи омрачили его жизнь — слава его отца и... Кристофер Робин. Мальчик рос застенчивым и робким. Когда мать уехала на три года к любовнику, Робин крепко сдружился с отцом. Во время Второй мировой воевал и был ранен. С матерью общение не восстановилось, она даже не простилась с сыном, умирая. Несмотря на возражения отца, Кристофер женился на двоюродной сестре. У их дочки Клэр были серьезные проблемы со здоровьем. Умер в 1996 году в возрасте 75 лет.

Питер Пэн
Автор: "Вечерняя Москва"


● Герой сказки Джеймса Барри был «списан» с Майкла, сына друзей писателя, Сильвии и Артура Дэвисов, хотя в целом повесть о вечном ребенке, не желающем стареть, Барри посвятил старшему брату, который погиб, катаясь на коньках, накануне своего 9-летия. После смерти Артура Джеймс сблизился с Сильвией, и они начали жить вместе, но не успели пожениться — Сильвия погибла от рака. Барри остался опекуном пяти ее сыновей, в том числе и Майкла. Судьба «Питера Пэна» не была счастливой — он утонул незадолго до своего 21-го дня рождения в озере рядом с Оксфордом.

Ольга Кузьмина