В Духовном управлении мусульман России недовольны тем, как во время празднования Дня города на Красной площади обыграли сцену, отражающую золотоордынский период в истории страны.
"Я имею в виду ту сцену, с которой открылась историческая реконструкция событий, где вслед за дореволюционными и советскими учебниками вновь повторялись темные мифы об иге Золотой Орды, соседях Руси из числа неславянских народов и т.п." - пишет первый замглавы ДУМ РФ Дамир Мухетдинов в статье, опубликованной на сайте муфтията.
Как утверждает автор, "без Золотой Орды не состоялась бы государственность Московского царства и в целом России, да и всей российской системы управления и государственности".
"Так зачем предтечу Российской империи - империю Золотоордынскую - продолжать числить во "враждебном стане"?
И второе: Москва как город возник и креп, превращаясь в мощный центр, именно в золотоордынский период. Недаром великий русский историк Н.М. Карамзин оставил нам знаменитую фразу: "Москва обязана своим величием ханам", - говорится в статье.
Д.Мухетдинов задался вопросом о том, дойдут ли до сознания отвечающих за массовые мероприятия "в многонациональной и поликонфессиональной столице, а также разума тех, кто мнит себя "чистыми" славянами, без примеси кровей золотоордынских царей, татарских, касимовских и крымских ханов, процитированные выше слова Карамзина".
Комментарии
Мавританская Испания была гораздо культурней королевства короля Альфонсо.
Разумеется, Орда не входила в число этих стран, завоёванных и разрушенных Ордой; но постепенно наследники Чингиза впитывали в себя культуру и Китая, и Хорезма, и индийских княжеств...
Я бы всё-таки предположила, что неприятные стороны нашего менталитета - следствие не столько "ига", сколько длительного крепостного права - и самодержавия. Русский царь не был ограничен никакой конституцией. Первая попытка такого ограничения, в восемнадцатом веке, при вступлении на престол Анны Иоановны, была, как мы помним, пресечена. И она не повторялась до последних десятилетий девятнадцатого века-начала двадцатого... когда , опять же, кончилась постепенным возвращением самодержавия и, по сути, крепостного права.
Вы Русью ее назовете!"
(А.К.Толстой)
Алексей Константинович имел в виду не Киевскую, а Московскую Русь. О Киевской он писал так: "И когда я думаю о красоте нашего языка, о красоте нашей истории до проклятых монголов и проклятой Москвы, еще более позорной, чем самые монголы, мне хочется упасть на землю и кататься в отчаянии - что мы сделали с талантами, данными нам богом!" Чтоб понятно было: в А.К.Толстом текла гетманская кровь Разумовских, он знал историю родной земли, знал различия по линии Киев-Орда и Москва-Орда, Данила Галицкий и Орда, Александр Невский и Орда.