Анапа

 

                                 Анапа глазами иностранца 30 лет спустя

   30 лет назад мы не были иностранцами, у нас никто не требовал предъявить паспорт при пересечении границы, не сканировал наши вещи, не заставлял ждать и заполнять декларацию. Да и граница между республиками была чисто условной. Мы тогда с моей будущей супругой были студентами-заочниками Новочеркасского политеха и ехали на летнюю сессию. Впереди была целая неделя лекций и консультаций. Грех не воспользоваться свободным, как мне казалось, временем, и я предложил своей девушке махнуть на несколько дней в Анапу и получил согласие, так как она ещё ни разу не была на море. Там мы провели пять замечательных дней, потом успешно сдали экзамены и зачёты, а осенью сыграли свадьбу.

   С той поры прошло ровно 30 лет, у моей супруги возникла идея отметить круглую дату в городе, подарившим нам когда-то несколько незабываемых счастливых дней. Я не мог не откликнуться на инициативу супруги, у которой оставалось чуть больше недели отпуска. Несмотря на военные действия, блокаду со стороны украинских властей и прочие «прелести» нашего времени, разные агентства наперебой обещают доставить отдыхающих на любой курорт Чёрного моря на комфортабельном автобусе или автомобиле.

   И вот 16 августа 2015 года ровно в 20-00 мы садимся в автобус с надписью «Донбасстур» и начинаем путешествие по давно забытым местам. Едва выехав за город, ощутили убитость наших дорог. Водитель не мог себе позволить разогнать транспортное средство до скорости более сорока километров в час. Выбоины попадались на каждом шагу, а иногда дорогу пересекали огромные ямы, и наш автобус переползал через них с большим трудом. Обочины давно отсутствуют, местами казалось, что деревья вот-вот сомкнутся над нашими головами – чем не джунгли! Редкий встречный транспорт не без труда мог разминуться с нами. И эта дорога некогда имела всесоюзное значение. В былые времена путь до российской границы не занимал больше часа, а теперь до Должанской таможни мы плелись три часа. При подъезде к пункту пропуска наш автобус объехал растянувшуюся на несколько километров очередь из грузовых машин. Как выяснилось чуть позже, в Россию везут уголь и подсолнечник. С обратной стороны тоже что-то везут, скорее всего – овощи. Забегая вперёд, хочу отметить: военной техники я не видел за всё время путешествия.

   Ожидание своей очереди составило чуть более часа. Как оказалось, нам крупно повезло – некоторым приходится ждать часами. Сам пункт пропуска в ночи представляет собой жуткую картину. Темнота не может скрыть следы разрушений от артобстрелов: сожженные автомобили, битый двухэтажный автобус, посечённые осколками конструкции, разрушенные здания, искалеченные деревья… На пункте ЛНР в автобус вошёл человек в камуфляже и с автоматом, вежливо представился и попросил предъявить паспорта. Проверял внимательно, не торопясь, заглядывая каждому пассажиру в лицо. Затем, пожелав нам счастливого пути, разрешил проезд на российскую территорию. Здесь к нашим персонам отнеслись куда более серьёзно. С вещами мы прошли в здание таможни. Тут уже всё по-взрослому: проверка паспортов, проход через рамку, сканирование вещей, обнюхивание их собакой. Зато в здании чисто, светло, имеется туалет.

     Наконец таможня даёт добро, и мы отправляемся в путь. Первое, что мы ощутили, – качество дороги, второе – её освещение. Казалось, до самого Ростова-на-Дону мы едем по городскому проспекту. Эффект после нашей мрачной трассы просто потрясающий. До областного центра мы долетели, не успев даже задремать. В Ростове я не был уже лет двадцать. Он и раньше, да простят меня ростовчане, не производил на меня сильного впечатления, и теперь вид из окна автобуса меня не радовал. Слишком уж он стал «не нашим». Попадались целые улицы без единого дерева! Возможно, это обстоятельство приводит в восторг коммунальщиков, тихо ненавидящих опадающую листву, но только не меня. Положение спасает Дон. Набережная и в советские времена была прекрасна, а теперь и подавно. Честь и хвала дизайнерам, цветоводам, архитекторам, вложившим душу в создание этой красоты.

   Но мчим дальше по освещённой автостраде с тремя полосами в каждую сторону, с почти идеальным покрытием. Впрочем, сказав «мчим», я погорячился. В три часа ночи, к моему удивлению, мы попали в пробку. Поток машин просто ошеломляющий! Ладно мы, едущие на отдых, но куда едут все эти люди на ночь глядя? Я отказывался понимать. Часа через полтора мы наконец-то выбрались на простор и тогда уже действительно помчались.

   Краснодар нас встретил радостно, будто умытый солнышком и высушенный лёгким утренним ветерком. Город поразил своей чистотой, ухоженностью, буйством зелени, красотой многочисленных клумб, цветников и ещё бог знает какими дизайнерскими решениями, в которых я мало что смыслю. Но глаз радует! Проезжаем мимо памятника Екатерине, мимо Шурика, заглядывающего в конспект Лидочки, мимо революционного монумента (не успеваю разглядеть), и это никому не мешает, и это мне нравится. Или нам повезло, или в городе действительно хорошие развязки и организация дорожного движения – мы нигде не застряли в пробках, даже намёка на них не почувствовали. Высадив пассажиров, конечным пунктом которых была столица Кубани, мы после небольшой передышки отправились дальше. Вдоль дороги проплывали ухоженные поля, бахчи, сады, виноградники, торговые палатки и рынки с сельхозпродукцией. И так до самой Анапы.

   Тридцать лет назад Анапа запомнилась нам как одноэтажный уютный курортный городок, скорее даже деревня, с ровными тихими улочками с парком, в котором ютились бетонные зверушки, украшенные разноцветной мозаикой, с замечательным песчаным пляжем, с различными недорогими забегаловками и открытым рестораном «Волна», если мне не изменяет память, в котором играла живая музыка и можно было посидеть, не опасаясь крушения бюджета. Теперь, глядя в окно на приближающийся мегаполис, мы с супругой испытали настоящий шок. Конечно же, мы ожидали перемен, но не настолько же! Ничего не осталось от прежней любимой Анапки, как ласково мы её называли. Даже закралось чувство разочарования. Но оно быстро прошло, как только мы ступили на гостеприимную землю. Мудрить не стали, сразу обратились за помощью в поиске жилья к вездесущим посредникам, предлагавшим свои услуги. Эконом-класс мы сразу отвергли, так же как и люкс. Близость к морю для нас не принципиальна. Нам предложили комнату с удобствами в гостином домике на улице Трудящихся за тысячу рублей в сутки, что нас вполне устроило.

 

  Никогда не понимал людей, для которых близость к морю имела большое значение. Есть, спать и тупо загорать часами на пляже для нас с супругой не подходит. Мы любим активный отдых с длительными прогулками, экскурсиями, купанием и прочими вещами, которые заставляют нас двигаться. Несмотря на тяжёлый пятнадцатичасовой переезд, мы быстро переоделись и отправились на пляж. Путь занял не более двадцати минут. Всю дорогу мы вертели головами и восхищались красотой, то и дело щёлкая фотоаппаратом. Возможно,   те, кто побывал на европейских курортах, гуляя по Анапе, будут крутить носом, но мы приехали из Донбасса, сильно покалеченного войной, и для нас здесь всё прекрасно.

  

Многое удивляет, и я постараюсь об этом рассказать. Прежде всего, приятно удивил бесплатный вход на Золотой пляж. Опыт отдыха прошлых лет в любимом Крыму приучил к мысли, что за удовольствие надо платить. Не знаю, как сейчас, но три года назад доступ к цивилизованному куску берега Чёрного моря нам давала санаторно-курортная карта нашего санатория. А тут такое счастье – и бесплатно! Войдя непосредственно на пляж, я удивился ещё больше. Насколько хватало глаз, весь берег был покрыт телами отдыхающих.

Сразу вспомнился фильм с Андреем Мироновым, потерявшим свои вещи на переполненном пляже. Но топчаны под навесами, казалось, ждали только нас. Мы заняли один в ожидании, что к нам подойдут и попросят заплатить за эту услугу. Но никто не подошёл. Мы быстро окунулись, наслаждаясь теплом и прозрачностью солёной воды. Да, чистота воды и песка тоже удивляли – никаких тебе огрызков, окурков, пакетов и прочего мусора! Пару раз поплескавшись, мы решили пообедать и отдохнуть у себя в номере. По пути нам попалась столовая, где обещали накормить нас как дома, если верить рекламе. Я не знаю, кто дома пьёт компот за сорок рублей из пластикового стаканчика. Без мясных блюд обед нам обошёлся немногим более 300 рэ. Мы не наелись и не получили удовольствия от блюд. Решили: сюда больше ни ногой. По дороге нам попался фруктово-овощной лоток с изумительными дынями по 60 рублей за кило. Я выбрал самую ароматную, самую спелую, самую красивую, на мой взгляд, заплатив за неё те же деньги, что и за обед. И не пожалел – вкуснее дыни я не ел в своей жизни.

   На следующий день мы решили пойти на пляж пораньше. Людей было так же много, как и вчера в полдень. Значит, мы пришли не так уж и рано. Диктор по громкоговорителю радостно сообщил нам, что температура воздуха +26, а температура воды +27 градусов по Цельсию. Разве может быть более приятное сообщение для отдыхающего? С приподнятым настроением направляемся к полюбившемуся нам вчера топчану и смело его занимаем. Но не успели присесть, как к нам подошёл молодой человек и вежливо поинтересовался нашей курортной картой. Оказалось, что это место принадлежит какому-то санаторию. Но ничто не может испортить нам настроения, мы находим неподалёку доступную для всех желающих платную площадку по 150 рублей за топчан. Нам одного вполне достаточно. После купания ложусь позагорать и понаблюдать за окружающей обстановкой. Справа и слева от меня над дряблыми телами усердствуют массажистки. Массаж спины – 500 рэ, общий – 1500. Я мысленно прикинул, сколько будет мне должна моя супруга за эту услугу, если я буду её оказывать каждый день. На сэкономленные можно будет совершить какую-нибудь увлекательную экскурсию.

     Наблюдаю дальше. Обращаю внимание на то, что курящих женщин гораздо больше, чем курящих мужчин. Хотя и не могу сказать, что курильщиков слишком много. Преобладают в основном полные люди, но удивляют не взрослые толстяки, а их чада. Впрочем, взрослые тоже. Неужели они не понимают, что закармливание детей не добавляет им здоровья? Мимо то и дело проходят продавцы кукурузы, пахлавы, пива, вяленой рыбы, сладкой ваты и т.д. Они громко рекламируют свой товар, умело лавируя между тел отдыхающих. Сорок рублей за варёный початок кукурузы? Спасибо, не надо. Такого добра дома девать некуда. Пятнадцать раков, размеры которых способны поспорить разве что с креветками, за 120 рублей тоже не вызывают желания попить с ними пива.

А вот пиво в Анапе просто замечательное. Разливное светлое «Новороссийское» по 100 рублей за литр выше всяких похвал. На фоне цены за бутилированную воду пиво не кажется дорогим. Нам довелось покупать пол-литровую бутылку «Бонаквы» за 60 рублей. При этом вспомнились былые времена, когда в курортных городах стояли поилки и в каждом дворе были колонки. Если учесть, что каждому человеку нужно выпить минимум трёхлитровый бутыль воды в жаркий летний день, становится понятно, кто постарался перекрыть доступ к бесплатной воде. Вот где Клондайк для водяных магнатов! А мы ещё удивлялись Ливии и Эмиратам, где вода дороже бензина. Россия не хуже: бензин стоит 34 рубля, а вода в четыре раза дороже.

  

Но я отвлёкся. Верчу головой. В море на якоре стоит катер, и из него доносятся призывы совершить увлекательные экскурсии в 80-тонный аквариум, на крокодиловую ферму, поплавать на пиратском корабле, полетать на параплане, покататься на водных лыжах, гидроциклах, «бананах» и т.д. В общем, если у вас есть деньги, скучать вам здесь не дадут.

Забавляют жизнерадостные негры, пардон, афроафриканцы, зарабатывающие позированием с бледнолицыми курортниками. От них исходит какой-то экзотический позитив и ощущение праздника. Многие охотно с ними фотографируются, ещё больше людей с удовольствием и улыбками за этим наблюдают.

То и дело проходят молодые ребята, наряженные клоунами, и раздают приглашения в цирк. Детворе особенно нравится, когда они пускают мыльные пузыри. Детей очень много, дети всех возрастов – от грудных до старшеклассников. Немало деток, страдающих ДЦП. Смотрю на их родителей и ловлю себя на мысли, что любви и терпению у них стоит поучиться.

  

На выходе из пляжа натыкаемся на ярких, весёлых и беззаботных кришнаитов. Как же без них на Юге? Ранее я встречал их в Ялте. Одни самозабвенно танцуют, напевая что-то вроде «Кришна, Кришна! Харэ Кришна!», в то время как другие пытаются втюхать доверчивым зевакам «опиум» в виде цветных книжечек. При этом стараются убедить, что раздают книжки бесплатно, но как только я беру брошюрку в руки, тут же настойчиво просят материально помочь общине. Я не являюсь поклонником кришнаитов, поэтому с лёгким сердцем возвращаю книжицу обратно. Посмотрев ещё несколько минут на пляшущие фигурки в оранжевых одеждах, замечаю, что некоторые из танцоров впадают в транс. В этом есть что-то искусственное и не такое весёлое, как это показалось вначале. Становится скучно, и мы уходим, сделав предварительно несколько снимков на память.

Вечером гуляем по парку. Вокруг масса аттракционов, тиры, игровые автоматы, комната страха (сомнительное удовольствие), караоке, магазинчики с сувенирной продукцией и много ещё чего. Но больше всего нам нравятся цветомузыкальные фонтаны. Хвала их создателям! Вот уж где красота! Нужны большие усилия, чтобы оторваться от этого рукотворного чуда. Описать невозможно, лучше один раз увидеть своими глазами.

  

Один день решили посвятить Абрау-Дюрсо. Экскурсию заказываем в ближайшем киоске. С дегустацией игристых вин это удовольствие обходится нам в 2200 рублей. Но это действительно удовольствие! Очень красивые места на озере Абрау, и очень интересно рассказывают экскурсоводы об истории виноделия и отце-основателе князе Голицыне. Пересказывать не буду, так как об Абрау-Дюрсо и без меня много рассказано. Только отмечу, что в дегустационном зале наливали довольно щедро. Попробовали мы пять видов шампанского. Последнее красное многие уже не осилили.   Домой группа ехала с хорошим настроением, слегка навеселе и затаренная купленными в магазине бутылками с шампанским. Понравилось то, что у молодых людей при покупке в кассе требовали предъявить паспорт. Значит, закон соблюдается.

 

  В последний день отдыха решили прогуляться к маяку и поплавать в камнях на полудиком пляже. Невольно сравниваем с супругой современный маршрут с маршрутом тридцатилетней давности. Быстро бросили это занятие, потому что изменилось практически всё. Раньше за маяком было кладбище, а за ним дикие места.

Теперь кладбище огорожено красивым высоким забором, к обрыву тоже не подойти – мешает невысокая ограда. Сходы к морю в трёх местах оборудованы так, что можно не опасаться за своё здоровье. Идём, любуемся красивыми видами. Спускаемся к воде, располагаемся на гладких камушках. Народа здесь значительно меньше, чем на песчаном пляже, но тоже немало. Войти в море оказалось проблематично из-за скользких валунов, но я справляюсь и плыву, поражаясь   прозрачности ласковой, тихой воды. Ничто не может сравниться с этим блаженством. Если бы я не был шахтёром, то уж точно был бы моряком: водная стихия – это моё.

   Вдоволь накупавшись, назагоравшись и проголодавшись, неохотно покидаем прекрасное место. Проходя вдоль забора, огораживающего кладбище, не могу удержаться, чтобы не заглянуть за ограждение. Увиденное меня потрясло. Это единственное место в Анапе, которое за тридцать лет изменилось в худшую сторону.

Мысленно я упрекнул жителей курорта: «Что ж вы, анапчане, на красивый забор деньги нашли, а могилы разрушаются! Не уважаете предков? А ведь это благодаря им вы здесь живёте, а мы отдыхаем». Памятнику погибшего экипажа траулера вид на море закрыли железом. Это неправильно. Люди должны отдавать дань уважения труженикам моря, жизнь которых оборвалась в борьбе со страшной стихией. Это как напоминание праздным отдыхающим, что море бывает разным.

На этом фоне было грустно смотреть на воздвигнутые и строящиеся вокруг красивые здания, на великолепные парки и аллеи. Хочется верить, что у хозяев города дойдут руки и до старинного кладбища недалеко от маяка.

   Но хватит о грустном. На глаза попадается кафе под красивым навесом, и мы вспоминаем, что проголодались. Обслужили быстро и хорошо. Обед с манты, люля-кебабом, картофелем фри, салатами и пивом был сытным и вкусным. Заплатив семьсот рублей, мы ушли вполне удовлетворёнными.

   Вечером, прощаясь с прекрасным гостеприимным городом, мы снова гуляли возле цветных фонтанов, фотографировались где только можно, покупали сувениры родственникам и себе. Подойдя к стенду с фотографиями почётных граждан города, мы увидели до боли знакомое лицо. Иосиф Давыдович, и вы здесь! Мы гордимся нашим славным земляком. Много людей обязаны ему своим здоровьем и даже жизнью. Мы это помним. Спасибо, маэстро!

   Напоследок хочу отметить, что я за эти прекрасные пять дней не встретил ни одного пьяного, обкуренного, агрессивного, неадекватного. При всём при том, что присутствие полицейских ощущается только на перекрёстках дорог. Они опрятны, вежливы и симпатичны. Их количество и поведение не раздражают отдыхающих. Мне как обывателю показалось, что вся их работа сводится к организации дорожного движения. Транспорта в городе многовато, хотелось бы поменьше, хотя пробок практически не наблюдал. Мне кажется, что для города лучше было бы сделать бесплатную охраняемую стоянку для автотранспорта гостей Анапы где-нибудь на въезде, чем перегружать улицы автомобилями в пик сезона. Видел немало машин с разбитыми бамперами, помятыми багажниками и дверями. Если бы их владельцы пользовались общественным транспортом, а ещё лучше – больше ходили пешком, то их железные кони были бы целы и невредимы. Так и хочется спросить: «Вы приехали отдыхать или на машине покататься?». Лично я дома накатался так, что с удовольствием хожу пешком, несмотря на то, что давно уже не мальчик.

   И о политике здесь не говорят на каждом углу, как это заведено у нас. Люди наслаждаются жизнью, мы тоже включились в этот процесс и отдохнули не только телом, но и душой. Спасибо тебе, Анапа, за это!

   Путь домой казался уже не таким тяжёлым. Мы набрались сил, положительных эмоций, зарядили свои аккумуляторы души солнечной энергией Чёрного моря. И мы обязательно сюда вернёмся. Теперь уже непременно с детьми и внуками.