Парад Победы в Пекине — официальный конец гегемонии США?

На модерации Отложенный

 

Новейшие ракеты «Дунфэн-21D» — убийцы авианосцев.

3 сентября, в Пекине прошёл первый в китайской истории парад в честь годовщины окончания Второй Мировой войны. Зная любовь китайцев к церемониалу и массовым мероприятиям, можно было не сомневаться – зрелище будет грандиозным. Но кто любовался на него с трибун? Видимо, лидеры стран, участвовавших в антигитлеровской коалиции?

Нет. Как это ни абсурдно, нет. В Пекин не приехали ни президент США, ни глава Евросоюза, ни лидеры Франции и Великобритании. Канцлера Германии, кстати, тоже там не было. Единственная «персона первого ранга» — президент России Владимир Путин. Игнорирование западными лидерами китайского парада – так же, как 9 мая был проигнорирован Парад Победы в Москве — есть грубый, но в то же время донельзя выразительный символический жест.
В чем его суть? Разве Китай, потерявший десятки миллионов человек от рук японских оккупантов, не является полноправным участником Второй Мировой? Тогда почему вклад страны, понесшей самые большие жертвы (после СССР) во Второй Мировой, так презрительно игнорируется ее бывшими союзниками?
Основной смысл прост: игнорируя своих бывших союзников, США и их сателлиты стараются заставить мир забыть о Ялтинской системе договоренностей, как основе послевоенного устройства мира. Теперь, когда празднования годовщин раскололись на «два лагеря», вроде бы как и «две войны» были: одна – ужасно важная, героическая, голливудская, с Иводзимой и Ковентри, Тобруком и Нормандией, а вторая – какое-то затерянное в унылых степях Евразии скучное месиво у Волги и Нанкина. Сразу ясно, на каком из фронтов ковалась победа! А раз так, то и все договоренности перестают быть и справедливыми, и обязательными. Мы победили, мы одни, и потому никому ничего не должны.
Второй, дополнительный смысл, таков: победа во Второй Мировой – это важный символический акт сопричастности «силам добра», не обычный политический успех, а нечто большее, почти метафизическое. И из числа этих «сил добра» Россию и Китай демонстративно вычеркивают. «Вас тут не стояло», «гусь свинье не товарищ». Мы, дескать, не только не союзники сейчас — мы, собственно, никогда ими и не былили. Ретроспективный остракизм.
Кстати, «отмазка» не ехать в Пекин в Белом доме была выбрана феерически тупая, даже в тупик ставит: «Должен прямо признаться, я на самом деле не знал о планах президента Китая отметить окончание Второй мировой войны», — сказал пресс-секретарь Барака Обамы.

Между строк так и читается: а что, Китай в ней тоже участвовал?
А вот теперь главный вопрос: почему для этой демонстративной пощечины КНР выбрано именно это время?
Ответ кроется во все растущем напряжении отношений Китая и США. Обмен неафишируемыми, но весьма выразительными «любезностями» — взрывами китайских заводов и американской военной базы в Японии, говорит о том, что все дошло практически до предела. США готовы – о, Господи! – ввести санкции против Китая за, якобы, постоянную исходящую от него киберугрозу. Санкции! Китаю! Мировой промышленной базе! Вот это будет землетрясение всего и вся! Это не нефть, которую можно покупать то тут, то там. Китай – один такой, и в краткосрочной перспективе санкции против него вызовут просто товарный апокалипсис во всем мире.
Одним словом, игнорирование торжественных мероприятий – предвоенный жест.
В этой ситуации приезд Путина практически оформляет ось «Москва-Пекин» (кстати, еще на параде присутствовали Лукашенко, Назарбаев и ряд других важных евразийских лиц). Америка любезно не оставила Китаю выбора, с кем дружить. Спасибо, Барак, мы оценили!
Интересна во всем этом роль Японии. Ну, понятное дело, премьер Синдзо Абэ в страну, где его дедушки вырезали под двадцать миллионов человек, ехать не хочет – слишком долго просить прощения придется. Тем более, что и территориальные споры есть, и всё такое. Но вернемся к пересмотру итогов Второй Мировой: тем самым негласно получается, что Япония вроде бы и не признает свое поражение. То есть, это такое специальное было «поражение» — американцам мы сдались, а вот китайцам и русским – нет. Поэтому и спор о Курилах и грызня с Китаем. Большие белые господа нас победили, а не вы, вам мы ничего не должны!
Получается, что так подводится отличная база под японский реваншизм. И очень неспроста совсем недавно японские «силы самообороны» были переименованы в старую добрую «армию», а в военную доктрину были внесены изменения, позволяющие не только глухо обороняться. Не станет ли именно Япония застрельщиком военных провокаций в Тихоокеанском регионе – против России или против Китая? Ее достаточно большие и современные вооруженные силы позволяют вести крупномасштабные боевые действия, а про мобилизационный потенциал и промышленную базу и говорить нечего. И, конечно, США как главный союзник и гарант безопасности.
Так или иначе, отсутствие западных лидеров в Пекине зафиксировало новую биполярность мира. Теперь есть «две вторые мировые войны» с весьма различными итогами, «две победы» и два новых лагеря союзников, в один из которых перебежали бывшие страны-агрессоры. Понимаете, к чему я веду?

Григорий Игнатов.