Чем глубже кризис, тем труднее государству будет держать взятые на себя социальные обязательства. Ключевой вызов наступающего сезона с точки зрения Кремля – сделать так, чтобы граждане полюбили снижение доходов и потребления так же, как они любили их рост.
Без ответа на этот вызов не обойтись, потому что сокращение расходов и девальвация рубля – единственные действующие антикризисные меры. Расслабленность государства перед девальвацией рубля облегчает выплаты по социальным счетам, но эти достижения поглощаются растущим инфляционным налогом. Уже понятно, что наверстать упущенное с помощью индексаций пенсий и других выплат бюджет будет не в состоянии.
Готовы ли в Кремле затянуть собственные пояса, т. е. заткнуть хотя бы самые одиозные черные дыры? На это может указывать увольнение Владимира Якунина, а может и не указывать: чтобы понять, нужно дождаться следующих шагов. В любом случае пока никакие действия, помимо экономии на расходах и, возможно, на некоторых приближенных, не предпринимаются. На существование долгосрочных мер по перезагрузке экономики и политики ничто не указывает.
Если какая-то стратегия в действиях Кремля просматривается, то реализуется она за пределами чувственной реальности. Ключевые ее направления – манипулирование сознанием граждан и уход от ответственности за любые события, кроме триумфов. Делается это с помощью государственных СМИ.
Разрушение причинно-следственных связей между решениями государства и их социальными последствиями ведется давно, но прекращать эту работу нельзя, потому что такие связи быстро восстанавливаются. Причины проблем всегда должны быть внешние – враги, санкции, природные катаклизмы.
С ответственностью разобрались – Кремль успешно от нее уходит. Но то, что экономическое положение ухудшается, все равно должно восприниматься правильно. Тут нужен духовный подход.
В одной из недавних проповедей патриарх Кирилл уже объяснил, что в вечность человек приходит не с мешком денег, а со своим духовным багажом. В «прямой линии» патриарха Кирилла, которая пройдет на днях и будет посвящена социальным вопросам, эта аргументация, вероятно, будет развита и продолжена.
Русский и американский социолог Питирим Сорокин считал, что если сумма потребностей не больше суммы возможностей, то человек чувствует себя свободным и довольным. Человек или общество, которые не чувствуют себя свободными и довольными, идут по одному из двух путей: стремятся добыть больше средств или пытаются умерить запросы. Добывать больше средств в российском случае означает проводить структурные реформы. Этого государство стремится избежать всеми силами. Остается умерять запросы.
Объяснять это будет не так легко. Ведь раньше Кремль оттеснял граждан от политики, ссылаясь на то, что сам прекрасно удовлетворяет все запросы. Теперь предстоит объяснять, что ни участия в делах государства, ни кормления не предполагается. А значит, у лиц духовного звания будет теперь много работы.