Банный день и фактор картошки
«Парнас» агитирует в Костроме: знакомство с избирателями, спичи и спойлеры
В Костроме партия «Парнас» была допущена к выборам после постановочного спектакля с вмешательством ЦИК Чурова в решение областного избиркома. Кандидаты Демкоалиции начали агитацию: ставят на улицах знаменитые агиткубы, встречаются с избирателями в областном центре и малых городах. Против оппозиции использованы предвыборные технологии из далеких 90-х: параллельно с «Парнасом» в выборах участвует и некий «Парзас». Но кроме преодоления админресурса перед демократами, похоже, стоит и другая, не менее сложная задача: как убедить поверить в себя местных жителей?
Волонтер «Парнаса» Ян гоняет на велосипеде по городку Солигаличу, что в двухстах километрах от Костромы. Раздает всем встречным листовки — скоро на площади встреча с Ильей Яшиным. Ян живет в Галиче — это уже километров сто отсюда. Говорит просто: «Как я крещен и верю в Бога, так я два года верю в этих ребят». Он торгует очками и книжками на рынке, но закрыл торговлю на месяц и работает на кампании — так же, как два года назад бросил все и двинул в Москву помогать Навальному избраться в мэры: «Мне тогда весь город в спину смеялся». Ян из-за этого даже с женой расстался.
— Добрая машина пропаганды — эта идея мне нравится, — говорит. — Я свою палатку всю политическими карикатурами завесил. Торговля, правда, ухудшилась. Да нет, никто меня не гнобит: меня же все знают. Убеждают — каждый с улыбочкой, как незнайку — чтобы я в это все не верил. Есть там на базаре Дима, он как меня увидит, кричит: «Слава героям!» — и руку так вперед... Зато все книжки у меня скупил — и Белковского, и про Путина... Работает машина!»
Ян у «Парнаса» за лоцмана: кампания двинулась за пределы Костромы — в маленькие городки и поселки. Без поддержки области необходимые для попадания в облдуму главной двойки кандидатов, Ильи Яшина и Владимира Андрейченко, 10% «Парнасу» не набрать. Яшин и Андрейченко по выходным выезжают в область, а в будни обходят Кострому со скоростью в четыре встречи с избирателями за день, скоро добавят пятую. «Личный враг бывшего губернатора Слюняева, которым у вас теперь детей пугают», — представляет Яшин своего костромского соратника. Андрейченко был вице-губернатором, но из-за разногласий со Слюняевым ушел с госслужбы, после чего попал под суд, обвиненный в клевете — слишком вольно высказывался о губернаторе в блоге. «Он москвич, но это хорошая новость: грязные делишки наших чиновников сможет вытащить, чтобы Москва о них узнала», — так Андрейченко рекомендует Яшина. «Мы с ним зубодробительная связка: мое знание ситуации и медийная напористость Ильи — в думе будет весело», — улыбается кандидат.
Андрейченко убеждает избирателя. Фото: Евгений Фельдман / «Новая газета»
В Костроме много волонтеров — в первую же неделю агитации приехали натренированные на еще на московской кампании Навального парни и девушки, до этого работавшие в Калуге и Новосибирске. «Люди, где вы, мы хотим сделать вашу жизнь лучше!» — бормочет волонтер Миша, трезвоня в звонки на лестничной клетке. Через час во дворе встреча, надо напомнить жителям, но открывают двери здесь редко. «Мы сначала думали, что никого просто дома нет — работают. Но настал вечер, а дверей не стали открывать больше», — огорчаются активисты.
Агиткуб решают не разбирать: волонтеры, с трудом огибая машины, переносят его на место новой встречи. Российские триколоры на вершине каждой грани цепляются за ветки деревьев. «Кострома такого еще не видела», — говорит про кампанию «Парнаса» Андрейченко. Вплывая в очередной двор, конструкция собирает взгляды всех жителей: особенно радуется детская площадка. «Это палатка! — ответственно заявляет подругам дошкольница в розовом свитере. — Бежим, посмотрим ближе!»
— Пошли слушать, — зовет друзей другая девочка, сообразив, что кто-то будет выступать.
— Ох, вы мои избиратели! Пошли слушать, что там наврут, да? — вздыхает ее мама.
Взрослые вообще не проявляют энтузиазма.
— Что ж вы, милые, родину продаете! — фыркает на волонтеров немолодая женщина в цветастом платье — и зачем-то идет за ними. Она долго наблюдает за работой волонтеров и вдруг, не удержавшись, начинает руководить:
— Сюда не ставьте, под деревьями не видно. Вон там лучше видно будет. Да поправьте, неровно же встал!
Куб в костромском дворе. Фото: Евгений Фельдман / «Новая газета»
В итоге куб пододвигают прямо к лавочке с несколькими старушками. Те уже в курсе происходящей продажи родины, так что машут руками: не надо, мол, нам такого.
— Это же детский лепет, — выступает одна, прочтя пункты программы на одной из граней. — На Украине бендеровцы, а тут вы, «Парнас», значит?
— Ага, сейчас главный бандеровец придет, Илья Ярош, — хихикают себе под нос волонтеры.
— Ничего, это хорошо. Самое плохое — равнодушие, — уверяет их руководитель молодежки «Парнаса» Миша Конев. Штаб считает, что на этом этапе кампании узнаваемость партии важнее лояльности.
На улицах стоят и единороссовские кубы — соперники перенимают технологии. А в бюллетене обнаружилась запутывающих избирателей партия «ПАРЗАС!» Расшифровывается она как партия «За справедливость!», и первым номером идет на местных выборах ее лидер Владимир Пономаренко — бывший эсер. С апреля 2007 года Пономаренко занимался созданием в СР движения «За Справедливую Россию», но ушел из партии в 2011-м «из-за несогласия с внутрипартийной политикой». Согласно уставу партии, сокращенный вариант «ПАРЗАС!» утвержден еще в момент ее создания, в 2012 году. Впрочем, штаб «Парнаса» не сильно беспокоят спойлеры.
Вместо того чтобы обсуждать грязные предвыборные технологии конкурентов, в «Парнасе» стараются проводить больше времени с избирателями. Яшин на встречах активно жмет людям руки: личный контакт, говорит, это не листовка, не забывается. Людям рукопожатие льстит — только недовольны, что кандидат такой молодой. Яшин на пальцах объясняет законопроекты, которые идет продвигать.
Яшин: «Личный контакт важнее листовки». Фото: Евгений Фельдман / «Новая газета»
— Почему растут тарифы ЖКХ?
— Кому-то кушать хочется, — предполагает бабушка из первого ряда.
— Правильно! Я вам даже скажу, кому. Это монопольный сговор!
Еще вместе с Немцовым разработан закон об аудите управляющих компаний, чтобы поднять цены на ЖКХ можно было только после независимой проверки. Вторая идея — основная для Демкоалиции вообще — вернуть регионам их НДС. Особенно актуально для бедной Костромской области, с долгом в 16 миллиардов. Это может решить только Госдума, но выступить с такой поправкой имеет право областное заксобрание. «И мы посмотрим, как депутаты будут голосовать против интересов своих избирателей. Мы вместе будем ходить к депутатам, хватать их за рукав и заставлять принимать законы», — продолжает Яшин и вспоминает Немцова: в Ярославской области закон о ЖКХ в первом чтении успели принять, правда, единороссы поставили условием, что внесут законопроект сами.
Напоследок Яшин просит жителей назвать волонтерам свои проблемы: «Чтобы, когда меня изберут, я мог прийти к губернатору, положить папку с проблемами ему на стол и заставить их решать». «Парнас» и сейчас может помочь советом, жалобами в органы — юридическая помощь не считается подкупом избирателя. Штабной юрист Дмитрий Таралов уже слегка подавлен объемом работ. Но и этого людям мало.
— Все говорят одно и то же. Вы бы лучше отремонтировали нам двор, мы бы сразу поняли, кто тут молодые и перспективные, — предлагает волонтерам молодая брюнетка, пока ее дочь играет на площадке.
— Вы пытаетесь на нас переложить то, что должна делать власть и «Единая Россия», — отбиваются волонтеры.
Напористость — это здесь умеют. «Один мужик ко мне подходит, — рассказывает Яшин, — и говорит: «Слушай, ты молодец, так правильно все говоришь — дай чирик, а? Мне нужно, трубы горят!»
Встреча в Чухломе. Фото: Евгений Фельдман / «Новая газета»
В выходные кандидаты отправляются в районные центры области: два-три часа от Костромы по тряской дороге. Разворачивают встречи в Галиче, Антропово, Чухломе, Солигаличе. Кубы встают у церкви, переделанной в гараж, и у магазина «Магия вина», возле одинаковых Лениных в серебристой краске и напротив облезлого кинотеатра с рукописной афишей: сегодня показывают «Калину красную». Кроме костромского штаба, «Парнас» только-только открыл региональные. Десант приезжает сначала за день, а потом за пару часов до встречи, ставит в центре куб (для маленького городка уже событие), стучится во дворы с листовками. У штаба есть программы для обзвона: вручную номер телефона в маленьком городке трудно угадать. Правда, города настолько маленькие, что штабной софт на несколько часов «положил» телефонную связь в Антропово.
Московские волонтеры в модных клетчатых рубашках расставляют на земле белоснежные стулья под наблюдением местных пьянчуг.
— Это для кого стулики? — несмело спрашивают бабушки (люди моложе пятидесяти редки и на встречах, и вообще на улицах). Но садиться не спешат: «Там у вас никого нет — придут люди, и мы подойдем».
— Как в Кремле, — качает головой старушка в халате, оглядывая гордые триколоры над кубом. И саркастически замечает: — Видно, сильно плохо там, раз туда все так рвутся.
Белых «стуликов» все-таки оказывается больше, чем пришедших на встречу: человек пятнадцать что в Чухломе, что в Солигаличе, что в Антропово. Местные особенности изучают на ходу: выясняется, что воскресенье — банный день, принято топить баньку, а не на встречи ходить.
— Мне из Москвы непонятно было, зачем единый день голосования перенесли на сентябрь, — говорит волонтер Лена, только что обошедшая чухломские дворы. — Теперь понимаю: фактор картошки. От нее сейчас никто не хочет отходить, обещают дожди, надо до них выкопать успеть. Одна женщина мне говорит: у соседки картошка не уродилась, она выкопала всего три ведра и теперь плачет — зиму не проживет.
Пока встречи в маленьких городах обходятся слишком дорого, говорит глава штаба Леонид Волков: он тоже приехал сюда из Новосибирска. Готовить их сложно, ехать далеко, а народу приходит столько же, сколько в одном костромском дворе. Но глава галичского штаба Николай Левшиц уже придумал выход: приезжать не в выходные, а в базарные дни. Они случаются каждые две недели (а каждый месяц — большие), и вот тогда народу на улице много.
— Я недавно ездил в Буй, там родильное отделение теперь не работает по выходным, — рассказывает Яшин жителям Чухломы. — А если приспичило рожать? До понедельника ждать или в Кострому ехать? Скорее по дороге родишь, такие ямы! Я отправил мэру вопрос. И на страницах газеты «Буй сегодня» мэр мне отвечает: «К нам приехал гражданин Яшин, он хочет, чтобы Россия с карты мира исчезла». Простите, но ежегодно в Буе население сокращается на 500 человек. Можно математически посчитать, когда Буй исчезнет с карты под мудрым руководством «Единой России». А развала страны, значит, я хочу?
Фото: Евгений Фельдман / «Новая газета»
Встреча заканчивается, кандидату хлопают, на финальный вопрос: «Когда выборы? За кого будем голосовать?» отвечают: «За «Парнас»!»
— А про Крым он не ответил! — бушует мужичок, всю встречу кричавший вопросы по гей-браки и Украину.
— Да потому что он стоит в двадцать раз дороже, чем долг вашей области! — наступает на него парнасовец-тяжеловес.
— Мне плевать, сколько Крым стоит — мне главное геополитическое уважение!
— Повесят на тебя долг и будешь выплачивать.
— И буду!
— А если из-за твоего Крыма большая война будет — детей своих отдашь?
— Да!
— А я нет. Оттуда гробы приходят, мне своих мальчишек жалко.
— Сам пояс шахида надену и воевать пойду! — вопит мужик, пока товарищ увлекает его за локоть в сторону магазина.
Чуть поодаль лузгает семечки их сосед, с прищуром глядя на куб, здоровенные динамики, белые стулья и триколоры. «Не, — бормочет он, — ничего нового не услышал».
Кострома
Автор: Наталия Зотова
Комментарии
Комментарий удален модератором
))))
Через органы власти УЖЕ ничего не изменить.
Время ушло, нужна иная стратегия.
Кто запуган, что от собственной тени шарахается, кто пропил всё, что имел.....
Граждан нет, есть рабы лукавые.
А вдруг?! А если нет - забаню..)
Комментарий удален модератором
Госдепу руками белоленточников нужно только одно-поставить своих олигархов у руля любой страны.
В восточной Европе расставили так, что даже Сербия и Болгария отвернулись от России.
И тоже под обещания сладкой жизни и на фоне борьбы с тоталитарным совком.
Однако лучше жить там вряд ли стали 80-90% жителей.
Ну а вот 10% семей конечно зажили в своё удовольствие.
Собственно вся политическая возня в России-это попытка одних 10% отодвинуть от бюджета РФ другими 10%.
Основная активная масса населения замерла в провинции и просто тупо ждёт, когда ж что то уже случится эдакое, ибо не случится уже не может.
п.с. не советую на личности переходить ни сфига.)
К тому ж какая Русина личность... Так...сусество...)
З.Ы. М. прочим в двух процентах м. быть и не один лярд. А оченно много.)
Смекаешь? (с)
2. Советую подучить арифметику. А заодно узнать, что ваши любимые кремлоиды меньше 20-30% от сметы НЕ отжимают.
2. Если сделка уходит в триллионы, сколько будет два процента, знаток?
3. Про ""любимых кремлоидов"" не ко мне. Пора уж ориентироваться. Чай, не первый год в МП.
Вы пришли ко мне в дом, и срете посреди квартиры потому что хозяйка не нравится?
Этот сооб - мой в т.ч.
Назовите мне сделки в триллионы. Подожду с часик, хватит? Ладно, одну. Времен Миши хотелось особо..)
Их не так много, полагаю. Точнее - нет совсем.))
Поскольку туп, хамоват и немотивированно апломбирован.
Не интересен.