Юмор немцев - взгляд немца из России

 

 Смейтесь, сограждане! Легче будет!

У многих россиян существует мнение, что немцы не понимают юмора и что среди них мало людей, которые умеют тонко ценить его. Россиянам я охотно отдаю пальму первенства в этой сфере человеческой мыследеятельности, ибо юмор народа всегда отражает его жизнь. Видимо, жизнь россиян всегда была смешней жизни немцев. А может быть и вправду они в деле юмора талантливее?
Юмор имеет также и компенсирующие функции, то есть он призван несколько смягчить жёсткие стороны жизни: когда народ их высмеивает, переносить их становится уже легче. Я, проживший в России основную часть своей жизни, уверен, что россиянам и компенсировать в сфере юмора надо гораздо больше того, что происходит негативного в их жизни, чем немцам.
Но тем не менее прожив более 20 лет в Германии и хорошо владея языком, то есть понимая, что в стране происходит и как на это реагируют граждане, смею утверждать, что юмор у немцев всё же есть. И тоже достаточно солёный и тонкий. Посмотрите хотя бы выступления таких юмористов, как Фолькер Писперс, Маттиас Рихлинг или телепередачи типа «Сумасшедший дом» на Втором немецком телевидении (Die Anstalt, ZDF). Или послушайте внимательно выступления ведущих немецких политиков: их же слушать без смеха нельзя, в ином случае, правда, приходится слушать со слезами на глазах.
Итак, в результате перипетий моей судьбы российского немца, вернувшегося на родину предков, у меня есть некоторое преимущество и перед россиянами, и перед коренными немцами Германии: я одновременно понимаю и тот, и другой юмор.
Вот образец немецкого политического юмора. Автор сатирического раздела журнала «Шпигель» решил с «научной» точки зрения объяснить гражданам Германии, почему Россия – это плохо, а Западный мир – хорошо.


По мнению автора, «учёные по молекулярному синтезу морали» из Института имени Фраунгофера в городе Билефльде смогли наконец-то научно доказать то, в чём западные политики и журналисты были уже давно уверены: «Мы хорошие!» – пишет автор сатирического раздела в «Шпигеле».
«В ходе инфракрасного спектрального анализа мотивации учёные установили, что наши действия на 99,9968 процентов состоят из благородных мотивов и хороших намерений», – пишет немецкий журналист. Научный руководитель доктор Эренфрид Уфрехт заявил: «Нас поразило, насколько мы на самом деле хорошие и чистосердечные. Есть всего лишь несущественные сорные примеси в характере и изредка встречаются неэтичные диссонансы. Итак, мы правы! Нет больше никаких сомнений! Оценивая объективно, наше поведение правильное!»
Правда, эксперименты привели нас и к менее радостным выводам: «Поскольку мы, как выяснилось, хорошие, то другие, само собой разумеется, не могут быть тоже хорошими. К сожалению, они абсолютно плохие, причём практически в такой же кристально чистой форме, в какой мы – хорошие. А так как хорошее и плохое совершенно не могут смешиваться, то, к сожалению, для плохих не существует научно обоснованной надежды: если бы плохие не были плохими, тогда бы у нас, хороших, не было бы ни малейшего представления о том, что мы хорошие.


В качестве примера автор предлагает посмотреть на фотографию российского президента Владимира Путина и канцлера Германии Ангелы Меркель, сидящих рядом и глядящих друг на друга, с подписью: «Один взгляд говорит больше, чем тысяча слов: искренность, добросердечность, доброта и чувство прекрасного (слева – речь об Ангеле Меркель) столкнулись с жаждой власти, холодностью, ненавистью и алчностью (справа – имеется в виду Путин).

(К сожалению, мы не имеем возможности поместить эту фотографию у нас в журнале, но вы можете посмотреть её в Интернете, задав в поисковую машину название статьи на онлайн-странице spiegel.de: «Nun ist es amtlich. Wir sind die Guten!» http://www.spiegel.de/spam/satire-spiegel-online-wir-sind-die-guten-a-968229.html.


Согласитесь, в таком случае русские для нас очень важны и более того – без них нам никак не обойтись, ибо невозможно даже полноценно осознать свою идентичность абсолютно хороших людей. То есть без «плохих» русских мы, западные граждане, превратимся в ничто и вынуждены будем выискивать плохих уже среди самих себя, чтобы не нарушать гармонию в обществе». Такова шутка.
На самом деле русским, так же, как и немцам, тоже полезно посмеяться этой шутке, потому что, во-первых, их «научные» деятели тоже каждый день с экранов российского телевидения вполне аргументированно и «научно» обоснованно доказывают, что Запад, в особенности немцы, – это абсолютно плохие, и на их фоне русским следует считать себя абсолютно хорошими, белыми и пушистыми. А во-вторых, «хорошие немцы» на самом деле и в своей среде плохих умеют хорошо выискивать. И при этом чисто по-немецки – научно и педантично – даже сортируют их по степени «плохости» и развешивают на них этикетки: вот эти – «радикалы», эти – «ксенофобы», «расисты», «гомофобы», «правые», «экстремисты», «неонацисты»... «Хорошие люди» не только выискивают, сортируют и этикетируют своих сограждан, но и сами с ними борются. «Хорошие люди» («Gutmenschen») в основном только тем и заняты, что мужественно борются с «плохими», «научно» выдумывают для немецкого общества хорошие намерения (у хороших людей, понятное дело, и намерения могут быть только хорошими) и активно выстилают своими хорошими намерениями дорогу прямо... ну, вы знаете куда? Не туда, конечно, куда думают они...

А чтобы им самим их борьба с плохими согражданами казалась ещё и проявлением героизма и мужества, они свои действия, часто хулиганские и на самом деле поощряемые разными моральными и материальными стимулами со стороны правящей элиты, сопровождают тем, что надевают на лицо чёрные маски-балаклавы: так они себе самим внушают, что им из-за этих действий есть какая-то угроза. А они всё равно не боятся и «борются со злом». И поэтому они – герои! Главное ведь – это то, какие о себе представления имеешь сам. Не могут же они одновременно считать себя и хорошими и теми, кто они есть на самом деле – отвратительными предателями своего народа, продажными шкурами и трусливыми слугами глобалистских сил! В своём воображении они себя представляют этакими партизанами на оккупированной территории. Этакими зорро, штауфенбергами и эрнстами тельманами в одном лице. Это у них игра такая – «антифашизмом» называется. Кстати, тоже, как мне кажется, смешная.
А уж таких юмористов у нас даже больше, чем надо бы, – тысячи. Начиная от рядового Михеля, кончая совсем нерядовыми на самом верху правящего нашего класса, фамилии которых даже боязно называть. Смотрите внимательно телевизионные передачи – и вы их непременно узнаете.
И смейтесь, сограждане, смейтесь! Легче будет. Потому что легче нам будет только, если будем смеяться над собой, а не над русскими или ещё над кем-нибудь другим.

 

Генрих Дауб