Договор о поставках газа из России – это очередное предательство
На модерации
Отложенный
Москва последовательными шагами делает Польшу зависимой от себя. Когда нас лишат доли в компании EuRoPol Gaz – это вопрос времени. Планы диверсификации поставок газа – это игры СМИ, наши политики только прикидываются идиотами, – говорит директор компании Bartimpex, занимающейся посредничеством в поставках газа, Александр Гудзоватый (Aleksander Gudzowaty) в интервью газете "Polska".
– Сегодня Польша должна наконец-то подписать с Россией газовый договор…
– Он направлен только на выдавливание компании Gas Trading, это результат политики зависимости Польши от России, давно исповедуемой нашими политическими деятелями.
– Почему они это делают?
– По той же самой причине, что в XVIII веке польские магнаты подписали соглашение в Тарговицах ("Тарговицкая конфедерация" 1792 года – символ предательства государственных интересов – прим. пер.). Мы не делаем ничего, чтобы диверсифицировать источники поставок.
– Сегодня должны наконец завершиться польско-российские переговоры по вопросу поставок газа. Обретет ли Польша благодаря этому энергетическую безопасность?
– Мне ничего не известно о завершении каких-либо переговоров по газу между компаниями, а ведь это они, а не политики, занимаются оборотом газа. Я знаю только, что должны завершиться переговоры между правительствами Польши и России. На мой взгляд, это просто скандал.
– Почему?
– Договор, который должен быть сегодня подписан, направлен только на то, чтобы исключить компанию Gas Trading из процесса посредничества в поставках газа. Это последовательно реализуемая концепция усиления зависимости Польши от России, и это только начало данного процесса. Я убежден, что за этим шагом последуют и другие.
– Но проблема ведь заключается в том, что нам нужен российский газ, поскольку у нас нет альтернативных источников. Как можно было нейтрализировать эту газовую "бомбу" в процессе переговоров?
– Потребовать от России вести себя как честный купец. Ведь через Польшу проходит российский газопровод. Так что если бы когда-нибудь зимой мы начали замерзать, то мы могли бы просто подключиться к этому газопроводу, в конце концов – это наша территория. Имея со своей стороны такой аргумент, мы не должны были поддаваться на газовый шантаж. Но мы хотели вести себя порядочно. Хорошо, только эта порядочность может оказаться нашей слабостью, которой Россия спокойно воспользуется.
– В какой мере россияне способны использовать свое превосходство?
– Пока они пытаются исключить Gas Trading. Теоретически, в компании EuRoPol Gaz, операторе газопровода Ямал – Европа, польская нефтегазовая компания PGNiG и российский Газпром должны иметь по 50 процентов доли. Однако я убежден, что Россия скоро установит полный контроль над этой компанией. Это абсолютно неизбежно.
– Что они предпримут, чтобы добиться своих целей?
– Поначалу переговоры сулили Польше золотые горы, которые мы могли бы получить за возможность транзита российского газа на Запад через нашу территорию, но в конце концов, сошлись на том, что EuRoPol Gaz будет компанией нон-профит - это означает, что она будет зарабатывать деньги на продаже газа Германии и другим странам, а мы с этого ничего не получим. Россия добилась таких условий, угрожая тем, что прекратит поставлять нам газ. Это беспрецедентная ситуация в экономической истории. Наши неумелые политики не смогли ее предотвратить. Москва все это видит, и она, несомненно, захочет пойти дальше.
–Что представляет собой этот российский стиль переговоров?
– Они ведут переговоры одновременно на всех фронтах. Эксперты разговаривают с нашими специалистами, послы задают вопросы послам, политики уточняют свои позиции с политиками, а их премьер оказывает давление на нашего. Это очень специфическое наступление, оно приводит к хаосу, в котором нужно уметь разбираться, а мы с этим не справляемся. А хотим ли мы действительно с этим справиться – это другое дело.
– Вы говорите, что наши политики неумело ведут переговоры с Россией.
Кого вы конкретно имеете в виду?
– Недавно состоялась встреча вице-премьера Вальдемара Павлака (Waldemar Pawlak) и российского министра энергетики Сергея Шматко, это они завершали переговоры.
– Вы давно высказываете идею о том, что вопрос энергетической безопасности Польши решит газопровод Бернау – Щецин. Почему же он не был построен?
– Потому что каждое очередное правительство не давало согласия на его строительство. Каждый раз звучал тезис: это не служит интересам Польши – якобы потому, что там будет течь российский газ. Очередные премьер-министры повторяли это как мантру. Но ведь это неправда! Именно такие действия правительства противоречили нашим интересам.
– Но этот газопровод – не единственное решение. Правительство Ежи Бузека (Jerzy Buzek) целенаправленно искало возможности диверсификации источников поставки газа, искало поставщиков в Скандинавии. Дональд Туск, в свою очередь, подписал договор на поставку сжиженного газа из Катара. То есть нельзя сказать, что премьер-министры ничего не делают, а вы выдвигаете в их адрес серьезные обвинения.
– Или вы очень наивны, или вас обманули. Ведь все сейчас перечисленные вами проекты виртуальны!
– Что же, не будет сжиженного газа из Катара?
– Я полагаю, что нет. Как мы его к нам доставим?
– Танкерами.
– Да, но ведь сначала эти танкеры должны быть построены на польских верфях. Это все истории, которые политики рассказывают наивной публике, их запускают в СМИ, чтобы успокоить поляков, отвлечь их внимание. Такую же цель имели и сказки о норвежском газе: в действительности, мы не совершили ни одного движения в эту сторону. Норвежцы к нам приезжали, о чем-то там разговаривали, но в реальности с самого начала это был липовый проект по заказу наших политиков.
– Сильные слова.
– Но правдивые. Ведь мы ничего не делаем для диверсификации. Мы могли бы воспользоваться нашим членством в Европейском союзе. Зачем мы туда вошли? Чтобы избрать Бузека главой Европарламента? Или отправить другого бесхребетного политика в Брюссель? Ведь Евросоюз нужен для того, чтобы получать европейские гарантии, помощь в случае необходимости. А при этом все вокруг твердят, что европейский газ, который мы могли бы покупать благодаря газопроводу Бернау – Щецин – это газ российский. Это же нелепость! Вот доказательство того, что польские политики плохо представляют интересы Польши.
– Вы хотите сказать, что вице-премьер Павлак действует в ущерб Польши? А премьер Дональд Туск соглашается на договоры, ставящие нас в зависимость от России?
– Прежде всего, я полагаю, что они действуют в разрез интересам Польши, и что у них нет общественного мандата на такие поступки.
– Почему они так действуют?
– По тем же самым причинам, что и польские магнаты вошли в зависимость от России, что закончилось Тарговицкой конфедерацией. Из каких нравственных принципов они исходили? Из тех же, из которых разрослась наша недавняя афера об азартных играх. Наши политики только притворяются идиотами. Откуда берется такое поведение? Достаточно заглянуть в польскую историю, чтобы убедиться, что этот мотив повторяется у нас регулярно из века в век.
– Только вот по новому газовому договору между Россией и Польшей ваша компания перестанет быть посредником в продаже этого сырья. Вы очень расстроены и поэтому обвиняете ведущих польских политиков?
– Во-первых, сильные слова я использую давно, так что, пожалуйста, не связывайте мои высказывания с этим договором. Во-вторых, это совсем не так, что я что-то теряю, политики, возможно, хотят что-нибудь у меня отобрать, но ничего не могут.
– Кажется, что могут. Ведь было ясно сказано, что вам придется продать свою долю в EuRoPol Gaz.
– Как они меня заставят это сделать? Застрелят меня? Другой возможности лишения меня доли в компании я не вижу. Если же несмотря ни на что правительство захочет меня их лишить, то я подам в суд, поскольку такое решение незаконно.
Комментарии