Пик кризиса и миражи Беседа с экспертом

     Константин АНДРИАНОВ, эксперт Государственной думы, заведующий отделом Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, размышляет о том, какие последствия ожидают Россию в случае ухудшения в стране экономической ситуации.     – В конце мая первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что пик кризиса в российской экономике пройден и беспокоиться больше не о чем. Хотя многие специалисты утверждают, что главные проблемы начнутся ближе к 2018 году, когда Россия доест остатки Резервного фонда и мы останемся у разбитого корыта. Что происходит на самом деле? Кто прав?

    – Никаких реальных оснований для заявлений о прохождении пика кризиса я не вижу. Чиновники экономического блока правительства уповают на значительное укрепление рубля, которое мы наблюдаем в последнее время. Намедни министр финансов г-н Силуанов подлил масла в огонь, подчеркнув, что рубль укрепился даже больше, чем нужно. Давайте посмотрим, насколько обоснованно это мнение. Что предшествовало укреплению рубля? Беспрецедентная девальвация. Ее результатом стало более чем двукратное обесценивание рубля по отношению к доллару и евро. Наверное, многие помнят тот черный понедельник, когда курс евро зашкаливал за 100 рублей, а доллар подобрался к отметке 90. Сегодня эти аховые значения остались в прошлом. Однако на прежние, докризисные показатели рубль не вышел и судя по заявлениям и намерениям. Поэтому говорить о серьезном укреплении отечественной валюты пока не приходится. Никаких оснований рассчитывать на возврат рубля к прежним показателям тоже не приходится. К сожалению, потребности либерального экономического блока правительства и потребности российской экономики, как и большинства населения России, сильно разнятся. Объяснения, которыми время от времени успокаивают народ, не состоятельны с экономической точки зрения.

    – В каком положении находится наша промышленность сегодня?

   – Чтобы понять настоящее положение дел, посмотрим на динамику важнейших показателей.

Прежде всего, это уровень инфляции и динамика промышленного производства. По итогам первого квартала нынешнего года уровень инфляции превысил 7%, а в годовом выражении накопленный показатель достиг уже 17%. Таким образом, по этому показателю мы идем со значительным опережением прошлого года, когда инфляция была зафиксирована на уровне 11,4%. А по сравнению с 2013 годом рост этого показателя составил порядка 70%. А что такое разгон инфляции? Это увеличение издержек предприятий, с одной стороны, и падение покупательной способности большинства населения – с другой. Недавно в Госдуме проходили парламентские слушания, где наряду с прочими была озвучена такая цифра: 51% россиян имеет доходы ниже необходимого биологического минимума, то есть 15 тысяч рублей и меньше. Это данные начала 2015 года. Потом инфляция совершила очередной скачок... Правительство объявило о заморозке индексации зарплат бюджетников. Сейчас Минфин хочет так же поступить с пенсиями. О каком прохождении пика кризиса в таких условиях можно говорить?!

   Росстат опубликовал статистику по динамике промышленного производства. В апреле этого года падение составило 4,5%. Это общий показатель. Если взять динамику только по обрабатывающим отраслям, там падение еще значительнее – 7,2%. Фактически это означает четырехкратное ухудшение показателей по спаду производства по сравнению с мартом 2015 года. То же происходит и с реальными доходами населения. Никаких действенных мер по обузданию инфляции и вывода экономики из кризиса правительство не предпринимает. Между тем на валютном рынке наблюдаем качели – курс рубля то растет, то падает, и мы не можем говорить даже о стабилизации национальной денежной единицы, которую правительство приводит в обоснование своих заявлений о прохождении пика кризиса. Далее см. http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=600426