Позиция Катара по иранской ядерной программе

16 июля 2015 года министр иностранных дел Катара доктор Халед Бин Мухаммед аль-Атыя подтвердил, что соглашение по иранскому ядерному вопросу между Ираном и западными странами является положительным шагом не только для стран региона, но и для всего мира в целом.
В своем выступлении на одной из программ американского телеканала СNN он сказал, что Катар был одним из первых, кто поддержал идею урегулирования этой проблемы мирным способом.

Он добавил, что «Катар заинтересован в безопасности и стабильности региона, его защищенности от любых ядерных угроз. С другой стороны, каждая страна имеет право на использование атомной энергии в мирных целях, под контролем международных организаций». Еще он подчеркнул, что «в случае, если страна откажется сотрудничать с наблюдателями, то остальные страны также имеют право на обладание собственной ядерной технологией».
О позиции Израиля, осудившего заключенное соглашение с Ираном, Аль-Атыя сказал: «Позиция Израиля полностью противоположна позиции Катара и заключается в том, чтобы в регионе не было ни одной страны, которая бы обладала собственным ядерным оружием, будь то Израиль, или Иран».
Он сказал, что по этому вопросу существует два противоположных мнения. Одни считают, что это соглашение успокоит Иран и заставит сблизиться с другими странами в регионе. Другие же видят, что это соглашение предоставит Ирану еще больше материальных возможностей для продолжения своей деятельности, которую он проводит в Сирии, Ираке и Йемене

Глава внешнеполитического ведомства Катара доктор Халед Аль-Атыя выразил надежду на то, что Иран успокоится с тем, чтобы еще больше сблизится с остальными странами региона. А то, что касается различий в позициях, занимаемых Тегераном и Дохой, то катарский министр напомнил, что:

«разногласия между Катаром и Ираном не являются не столько двусторонними разногласиями, сколько разногласиями на региональном уровне.

У нас с Ираном давние исторически сложившиеся отношения, но единственное препятствие на пути урегулирования нынешних отношений – это позиция Ирана по Сирии, Ираку и Йемену».

Коснувшись другой темы, Аль-Атыя прокомментировал слухи, которые касаются проведения Катаром Чемпионата мира по футболу 2022 года. Он сказал: «Мы не боимся, потому что мы представили лучшую презентацию и выиграли право принимать у себя этот чемпионат в интересах не только Катара, но и всего Ближнего Востока и арабского региона».
Дальше он продолжил: «Все слухи, касающиеся ФИФА, родились не вчера, а не менее 20 лет назад, задолго до того, как Катар решил принять участие в борьбе за право провести чемпионат мира у себя».
О том, что касается положения приезжих рабочих в Катаре, Аль-Атыя сказал, что Катар прикладывает серьезные усилия для улучшения условий их труда. Однако эта проблема касается не только Катара, но и западных фирм, которые стремятся увеличить свою прибыль, не уделяя внимания условиям труда их работников.
Аль-Атыя, как глава внешнеполитического ведомства своей страны, отвечает за ее международную официальную позицию. Он заявил, что Катар не имеет никаких возражений против ядерной программы Ирана, если тот будет соблюдать правила и удовлетворять все требования МАГАТЭ. Но страны арабского региона опасаются того, что Иран будет использовать свой ядерный ресурс для усиления влияния в Сирии, Иране и Йемене.
Что касается Чемпионата мира 2022 года в Катаре, то министр считает, что никаким ревизиям это решение не подлежит, так как слухи о коррупции внутри этой организации существовали задолго до того, как Катар решил выдвинуть свою кандидатуру на проведение чемпионата у себя.