Идиотизм

 

История с девочкой-собачкой интересна не с точки зрения защиты интересов ребенка. Плевать у нас большей части общества на эти интересы. Я даже не про закон подлецов. И не про откровения больного Кобзона, что не надо собирать денег для больных детей.

Это еще мелочи. Всё укорено в нашей культуре гораздо глубже. Ребенок – собственность родителей. Мой ребенок, что хочу, то и сделаю, хоть с кашей съем. За это борется общество против всяких там ювеналов. Нет у ребенка никаких прав. До совершеннолетия. После – тоже немного: раб общества. Но до – совсем ничего. Должен уважать, то есть бояться родителей. Должен слушаться. Всё. Больше ничего не должен.

Это наша культура. Наша традиция. Наша скрепа. И тут нечего кокетничать – отношение наше к детям сверхархаичное, сверхэгоистичное, сверхнеуважительное ("Это кого это я должен уважать?") и, вообще говоря, сверхжестокое. Много ди в своем кругу вы знаете детских поп, не знакомых с ремнем? Вот в том-то всё и дело. Александр-освободитель отменил телесные наказания для взрослых. Отменить их для детей не смогли и коммунисты. Мы не Америка. Мы духовные. И за это свое право полосовать красно-синими полосами белые попы своих самых любимых, самых родных людей, которые к тому же перед нами совершенно беззащитны, мы жизни своей не пожалеем. Тем более – чужой. Так что не надо про права ребенка Наши "Родительские собрания" и прочие скреподержатели знают, за что воюют. Они воюют за право калечить детскую душу так же, как их родители искалечили их самих. И что б никто не пикнул!

Но в свердловской истории интересно совсем не это. Там не нужно брать объяснительную записку от молодой бабушки. Там достаточно просто взглянуть на видео, чтобы понять, что в данном случае вообще ничего нет. Ну, то есть просто вообще ничего. Самая обычная семейная сценка – бабушка и внучка играют. Кто из детей не играл в животных? Кто не ходил на четвереньках? Не знаете? Я помогу – нет таких. Все ходили. Потому что растущий человек должен играть – он так развивается. И должен до определенного возраста очень много играть – в этом его жизнь. И играть он должен в самые разные игры. В том числе – и в братьев наших меньших. И в бандитов. И в, не рядом будь помянуты, полицейских-милицейских. И в кого только не играть!

Что я Америку открываю? Да, какая, к лешему, Америка! Это знает каждый нормальный человек. Который помнит себя ребенком. Или который просто видит детей. Элементарно, Ватсон! Более, чем элеметарно. Тут азы того, что называют красивыми словами "социальная перцепция", – понимания, что делает другой человек или другие люди.

Это видео могло бы служить тестовым заданием в каком-нибудь простеньком тесте на социальный интеллект. Увы – оказалось, что в огромных своих частях, общество наше тест такой не проходит. Не складывается у нас и с этой формой интеллекта. А ведь здесь не математика!

Заставь дурака богу молиться... Именно это у нас и получается. Находится достаточно вполне великовозрастных граждан, которые, увидя, как отец раскачивает на колене дочку или хуже того – как мать целует сына, а сын – мать, будут думать о сексуальном растлении. Наслушались разговоров про педофилию и прочие ужастики, сами опыта знакомства с этим не имеют, и начинаются ужастики. Ума-то нет... Точно так же они тащат ничего еще не соображающую кроху в церковь приобщать к богу, уверенные, что сами к нему уже давно приобщились, приобщатели хреновы. Точно так же они забивают детские головы мусором, которым забиты их собственные головы. И попробуй их остановить!

В принципе, во всем этом тоже нет ничего страшного. Подобные всплески и даже эпидемии глупости встречаются в любом обществе. Всюду есть люди разного уровня интеллектуального развития, и всюду находятся те, кто совмещает низкий интеллект и высокую социальную активность: дураков с инициативой хватает везде. Это нормально. Ненормально, когда активные дураки не получают окорот от общества. И совсем плохо – когда общество идет у них на поводке. Это гораздо хуже, чем внучка на поводке у бабушки.

То, что нашлись балбесы, которые засняли играющую девочку и отнесли запись в полицию, – нормально. А вот то, что дело стало раскручиваться, – вот это совсем не нормально. Нормальное общество над такой сверхбдительностью должно было бы просто посмеяться. Героями (только не уголовной хроники, а юморесок) стали бы не бабушка с внучкой, а бдящие операторы.

Но у нас всё получается не так. И вот это-то как раз и пугает. Не сам факт подобного идиотизма, а то, что мы живем в позиции, когда идиоты оказались наверху. Что правоохранителей, начавших расследование, не погнали со службы за несоответствие: социальный интеллект для этой категории граждан – профессионально значимая черта личности. Но главное что пугает – что дело это, не стоящее ни выеденного яйца, ни вообще ничего не стоящее, вдруг стало предметом общественного внимания.

Это уже не просто идиотизм, который присутствует в любом обществе. Это идиотизм прогрессирующий. А вы знаете, что бывает с организмом, иммунитет которого ослаблен (а это именно наш случай – наши-то "антитела" не знают куда бежать от всей этой вакханалии микробов) и в котором начинают активно размножаться бактерии?

Вот в том-то и дело.