Кто придумал самый кровавый фейк войны на Донбассе

тв

Год назад на Первом канале прошел сюжет о распятом мальчике: якобы занявшие Славянск украинские военные казнили на площади ребенка на глазах у его матери и жителей города. О «зверствах» украинских солдат рассказала одна из донбасских беженок. Почти сразу же СМИ выяснили, что сюжет был выдумкой. Тем не менее автор фальшивки — ростовская журналистка Юлия Чумакова, продолжает руководить Южнороссийским бюро Первого канала и, судя по всему, чувствует себя хорошо.

В июле 2014 года Галина Пышняк, 39-летняя жительница Славянска, получила свою минуту славы.

Сюжет Первого канала (ретрансляция в эфирных и кабельных сетях  еще не была запрещена) показали в украинских теленовостях как пример  чудовищного пропагандистского вранья. «Распятый мальчик» сразу стал интернет-мемом, а блондинка с изможденным лицом, что произвела этот фейк на свет, — узнаваемой. Ее личность быстро установили, о чем сообщил Антон Геращенко, советник главы МВД Украины.

Страницу Галины Пышняк, зарегистрированной в соцсетях под девичьей фамилией Астапенко, ежедневно просматривали тысячи людей. Соседи по этажу в малосемейном общежитии на улице Вышгородской в Киеве, где, скорее всего, до сих пор прописана Пышняк, давали интервью милиции и прессе: «Давно не видели. Квартирантам сдала». Но зимой 2014-го Пышняк, очевидно, покинула Ростов и мелькнула дома, не забыв сфотографировать собственных четырех малышей в узнаваемом интерьере гостиной. Страсть к фотосвидетельствам, выложенным в интернет, эта семья вообще питала серьезную.

Муж Галины, Константин, уроженец Николаевки, что под Славянском, работал в местной милиции. После прихода банды Гиркина нашел себя в рядах вооруженных сепаратистов как лицо, приближенное к самому Мотороле. Подтверждением карьерного успеха стал их совместный снимок. Супруга предпочитала фотографироваться то с автоматом на очередном блокпосту «ДНР», то с пистолетом на пустынной улице оккупированного города…

Журналисты столичных газет съездили на малую родину Астапенко-Пышняк, в Закарпатье, в село Соймы Межигорского района. Три взрослых брата и мать не знали, что и говорить. Старший брат вспоминал: несколько лет назад предложил Галине вместе с ее семьей поселиться в новом просторном доме, который он, хозяин, построил. Позвонил, пригласил: «Места всем хватит, сколько ж вам тесниться!» — и услышал в ответ: «Бандеры проклятые, травить вас, душить и на вилы поднимать!»

В ростовском лагере для беженцев, судя по дальнейшим событиям, Галина Пышняк провела совсем немного времени. Камера канала «Россия-24» встретила ее в Донецке 22 января 2015 года. В тот черный день в Ленинском районе, прямо на остановке «Гормаш», был обстрелян троллейбус. Погибли мирные жители. Снаряд прилетел со стороны, где боевые действия не велись, силы АТО находись от этого места на 15-километровом расстоянии. Но очевидцы «очередного преступления хунты» смогли моментально вынести приговор. Главной обвинительницей оказалась продавщица магазина Галина Пышняк.

Городская газета Славянска «Вести» перестала выходить 1 мая 2014 года — от разрывов снарядов пострадало здание редакции, вылетели окна, двери. Александр Кульбака, главный редактор газеты, выехал  тогда на территорию, подконтрольную Украине, в Славяногорск. Так же поступили его сотрудники. Спустя год Александр, восстановивший выход издания,  рассказал мне показательную историю:

— У входа на наш рынок стоит мужчина, который торгует книгами.  Книгами, а не семечками, заметь! И он читает эти книги, газеты свежие, потому что  киоск «Пресса» рядом. И вот я недавно прохожу и слышу, как этот мужик кому-то  говорит: «Ну, вы помните, когда украинцы  мальчика распяли…» Все зависит от того, как человек настроен.

Пророссийскому сколько аргументов против ни приводи, не отступит: телевизор всегда прав. И он либо слепо верит и убеждает остальных, либо чувствует потребность, готовность поверить. А проукраинский сомневается в любой информации. Ищет другие источники, сравнивает.

Хотя, по мнению коллеги, для проукраински настроенных горожан тоже хватает плохих местных известий. Например: предприятие «Славтяжмаш», на котором в советские времена трудились четыре тысячи человек, собираются порезать на металл. Эта новость произвела впечатление куда более сильное, чем фейк от Пышняк.


НИ РУКОВОДСТВО ПЕРВОГО КАНАЛА, НИ АВТОР ПОДЛОГО СЮЖЕТА О «РАСПЯТОМ» РЕБЕНКЕ И ГОД СПУСТЯ НЕ ИЗВИНИЛИСЬ ПЕРЕД ЖИТЕЛЯМИ СЛАВЯНСКА И СОБСТВЕННЫМИ ЗРИТЕЛЯМИ

7 июля 2014 года, после того, как Славянск оставили подразделения Стрелкова-Гиркина (бывшего на тот момент министром обороны самопровозглашенной «ДНР»), силы ВСУ полностью заняли город. А 12 июля 2014 года Первый канал российского телевидения выдал сюжет, в котором некая Галина Пышняк, представившаяся беженкой из Славянска, рассказала, как военные согнали на центральную площадь города женщин и на глазах у них распяли на доске объявлений маленького мальчика. За казнью заставили наблюдать маму ребенка. Умирал он полтора часа. А когда умер, маму привязали к танку и поволокли по улицам города, пока она тоже не умерла.

Рассказ женщины записала на видео ростовская журналистка, руководитель Южнороссийского бюро Первого Юлия Чумакова. Сразу после показа теленовости «Новая газета» попыталась выяснить: когда в Славянске случилась эта «казнь»? Оставшиеся в городе жители сказали, что ни о чем подобном не слышали. Также выяснились некоторые несоответствия. Например, женщина в кадре говорит, что жителей согнали на центральную площадь Ленина. Но такой площади в Славянске нет.

На возникшие вопросы — как журналистка узнала о «беженке», почему не проверила ее рассказ, сварганила ли этот сюжет по собственной инициативе или выполнила редакционное задание Москвы — могла бы ответить сама Юлия Чумакова. Но она категорически отказалась общаться: «По всем вопросам обращайтесь в пресс-службу Первого канала».

18 декабря 2014 года состоялось очередное общение президента РФ Владимира Путина с прессой. Ксения Собчак задала вопрос о разжигании ненависти на российском телевидении и в качестве примера привела сюжет о распятом мальчике. Однако президент, как и Юлия Чумакова, отвечать на него не стал.

А 21 декабря 2014 года ведущая программы «Время» Ирада Зейналова заявила, что сюжет о распятии — это «реальный рассказ реально существующей женщины», представившейся Галиной, у которой психика «не выдержала ада круглосуточных обстрелов».

Недавно я связалась с Юлией Чумаковой по телефону, и она сообщила, что по-прежнему руководит Южнороссийским бюро Первого канала, а на просьбу прокомментировать свою работу годичной давности ответила:

— Мы же с вами уже об этом говорили. Все по-прежнему — обращайтесь в пресс-службу Первого канала.

Ростовские коллеги Чумаковой отнеслись к ее сюжету по-разному.

Корреспондент газеты «Крестья-нин» Тимур Сазонов обсудил его со студентами журфака ЮФУ, где он преподает:

— У нас был семинар по журналистской этике, и в качестве примера вопиющего нарушения этой этики я привел сюжет про распятого мальчика.

Руководитель ростовского интернет-ресурса Doninformburo Елена Романова Юлию Чумакову не оправдывает, но предлагает взглянуть на инцидент более широко, так сказать, в контексте системного кризиса отечественных СМИ:

— Многих талантливых журналистов эта война застала врасплох. Никто ведь не говорил им в начале карьеры, что настанет время, когда придется открыто лгать с телеэкрана. Мне кажется, Юля стала жертвой своей неосмотрительности. Она записала интервью с неадекватным человеком, ее заставили материал перегнать в Москву, а столичные редакторы слепили из этого подделку. То, что они погубили репутацию хорошего журналиста, их не очень беспокоит. Почему это не беспокоит Юлию, почему она не выступила с открытым опровержением, например в соцсетях? А вы знаете размеры их зарплат? Я думаю, эти размеры способны избавить от мук совести многих журналистов.