Карликовые мангусты

На модерации Отложенный

Внешне мангусты почти не изменились за пятьдесят миллионов лет: их скелеты и черепа практически не отличаются от останков зверьков, живших в раннем эоцене, от которых произошли все современные хищные от кота до моржа. Но мангусты, почти не изменившись внешне (как и куньи или виверровые, впрочем), отнюдь не являются живыми ископаемыми; оставшись верными классическим формам, они весьма преуспели в совершенствовании содержания: по сравнению с древними предками весьма улучшили, например, вестибулярный аппарат (а значит, быстроту и ловкость), биохимию (чем объясняется, в частности, их устойчивость к змеиному яду), а главное – мозги, точнее, разнообразие поведенческих реакций и нехарактерное для прочей хорькоподобной мелочи сложное социальное поведение. Вот карликовый мангуст:



Зверушка размером с трехнедельного котенка, розовато-коричневая и с такого же цвета невыразительными глазками (зрачки мангуста продолговатые, но не в вертикальной плоскости, как у кошек, а в горизонтальной, как у козы, поэтому кажется, что "вразбег" – а на самом деле он одновременно видит и перед собой, и по сторонам). 



Защитить себя такая кроха не может иначе, чем спрятавшись, и водиться карликовые мангусты предпочитают там, где есть термитники, на худой конец скалы с расщелинами, полые брёвна и прочие убежища – и при этом чтобы всё это находилось в юго-восточной Африке, желательно на высоте около 2000 м над уровнем моря, в открытой лесистой местности или саванне, но чтобы район был не слишком засушливый. В местности, удовлетворяющей этим условиям – карликовые мангусты изобильны.



Живут карликовые мангусты семьями в десять-двадцать особей, в каждой семье, предпочитая селиться в лабиринтах вентиляционных шахт брошенных жилищ термитов Macrotermes. Сами норы рыть могут, но не любят – в термитниках комфортнее, крошечные насекомые мастера по созданию идеального микроклимата в своих жилищах. Размножается у мангустов (как и у термитов!) только главная пара: альфа-самец, достигший своего положения в схватках с другими претендентами, и альфа-самка, ставшая таковой путем каких-то сложных интриг – по крайней мере, с другими самками она не дерется, а доминирует психологически, стараясь чаще во время совместного отдыха в куче оказывается сверху.



Когда самка добивается положения главы стаи, с ней происходят перемены – ее вес возрастает с 300 до 600 г, на шее появляется подобие гривы, и она перестает играть – теперь у нее есть дела поважнее. В заботах о потомстве ей помогает вся стая – ее большая семья.



Активны мангусты днем, и пока семья занята поисками вокруг жилища разной мелкой живности – в основном насекомых и личинок – самцы по очереди несут вахту, причем в их акустическом репертуаре различаются крики, информирующие об опасности с земли или с воздуха. При сигнале воздушной тревоги население стремглав разбегается к ближайшим укрытиям – любым, главное спастись от когтей хищной птицы, налетающей стремительно. При опасности, исходящей от наземного хищника, они бегут медленней и выбирают укрытия более тщательно, обычно успевая добежать до термитника – наземное зверьё бегает не быстрей мангуста, зато в отличие от хищной птицы часто умеет раскапывать норы.



В нелегком деле обеспечения безопасности у карликовых мангустов есть друзья-симбионты – токо, некрупная разновидность птиц-носорогов.

Причем, судя по фотографиям, аж нескольких видов, что заставляет предположить древность и прочность этого союза. Птицы ловят кузнечиков и летающих насекомых, которых спугнули мангусты – те основательно прочесывают территорию, не только охотясь, но и играя. Периодически объектами игр становятся и находящиеся на земле токо – они этого не одобряют, но и не боятся зверьков. Те тоже не проявляют к пасущимся среди них птицам ни страха, ни агрессии. 



Утром птицы поджидают мангустов, сидя на деревьях вокруг термитников. Как только зверьки выходят, вся компания отправляется на охоту. Если мангусты задерживаются, птицы подлетают к термитнику и начинают кричать в отверстие вентиляционной шахты, после чего те немедленно появляются на поверхности.



Обладая гораздо более острым, чем у млекопитающих, зрением и возможностью мониторить местность с высоты, птицы-носороги - очень бдительные охранники. Причем в отличие от одиночных часовых у мангустов, за обстановкой следят сразу 2-4 птицы, которые часто первыми замечают хищников. Чтобы предупредить об опасности, птицы-носороги вертикально взлетают на деревья и громко кричат. Мангусты тут же разбегаются и прячутся точно так же, как в ответ на предупреждение собственной охраны. Интересно, что птицы носороги поднимают тревогу и при появлении не опасных для них самих, но нападающих на детенышей мангустов мелких пернатых хищников. В то же время они никак не реагируют на мелких хищных птиц, не представляющих угрозы для мангустов. Кроме этого, находящиеся снаружи токо объявляют "отбой тревоги", позволяя мангустам не тратить лишнее время на выжидание в укрытии. Если в окрестностях находятся более десятка птиц-носорогов, сами мангусты часто не несут вахту, полностью доверяя симбионтам.



Семья мангустов, обычно опустошает территорию вокруг одного термитника за пару месяцев и откочевывает к следующему. Территория кочевий одной стаи составляет приблизительно 60 га. Пернатые стражи сопровождают их на марше. Жрут мангусты всё, что найдут и с чем могут справиться – рептилий, мышей, яйца, птенцов, не говоря уж о насекомых и их личинках. Запросто расправляются с маленькими змеями и скорпионами – отчасти за счет быстроты реакции, отчасти за счет малой чувствительности к яду. Молекулы рецепторов в нервно-мышечных синапсах мангуста несколько отличаются от таковых у большинства других млекопитающих, и не являются мишенями для нейротоксичных компонентов змеиного яда, а прочие токсины нейтрализуются связывающимися белками, содержащимися в их крови и тканях. Улиток карликовые мангусты разбивают о камни, держа передними лапками, а птичьи яйца (если те слишком велики, чтобы обхватить их) – с разгону, катая по земле.



Что касается токо, то у них повода для ссор с мангустами на почве яиц и птенцов нет - во время гнездования самец замуровывает самку в дупле, оставляя только маленькую дырочку для кормления. Когда птенцы подрастают и места в гнезде становится мало, самка пробивает проход, после чего гнездо снова замуровывается и родители вместе кормят птенцов.



Самки могут задерживать беременность и рожает, если условия благоприятны – чаще в сезон дождей, с феврала по март, но может и в любое другое время года. В воспитании и выкармливании малышей участвует вся семья. Только в возрасте трёх лет карликовые мангусты становятся взрослыми, а их средняя продолжительность жизни составляет до двенадцати лет.