Божественный Юлий: первая глава из книги Гая Светония Транквилла

              Божественный Юлий:                первая глава из книги           Гая Светония Транквилла

Nuremberg chronicles f 111r 1.png

                  Этот человек, древнеримский писатель и секретарь императора Адриана, Гай Светоний Транквилл, своим литературным трудом: "Жизнь двенадцати цезарей" обессмертил своё имя.

              А также имена своих персонажей.

                    Первым из которых был Гай Юлий Цезарь. имя которого ежегодно целых 31 день вспоминает весь мир.

 

Bust of Gaius Iulius Caesar in Naples.jpg

                   Этот римский император описан Светонием сухо и беспристрастно, о чём свидетельствует следующая цитата:

           "Когда же ни сенат не пожелал вмешаться, ни противники – идти на какое бы то ни было соглашение о делах государственных, тогда он перешел в Ближнюю Галлию и, покончив с судебными собраниями, остановился в Равенне, угрожая войною, если сенат примет суровые меры против вступившихся за него трибунов. Это, конечно, был только предлог для гражданской войны; причины же ее, как полагают, были другие. Так, Гней Помпей неоднократно утверждал, что Цезарь оттого пошел на всеобщую смуту и переворот, что из своих частных средств он не мог ни окончить построек, которые начал, ни оправдать ожидания, которые возбуждало в народе его возвращение.

            Другие говорят, будто он боялся, что ему придется дать ответ за все, что он совершил в свое первое консульство вопреки знаменьям, законам и запретам: ведь и Марк Катон не раз клятвенно заявлял, что привлечет его к суду тотчас, как он распустит войско, и в народе говорили, что вернись он только частным человеком, и ему, как Милону, придется защищать себя в суде, окруженном вооруженной охраной. Это тем правдоподобнее, что и Азиний Поллион рассказывает, как Цезарь при Фарсале, глядя на перебитых и бегущих врагов, сказал дословно следующее:

         "Они сами этого хотели! меня, Гая Цезаря, после всего, что я сделал, они объявили бы виновным, не обратись я за помощью к войскам!"

           Некоторые, наконец, полагают, что Цезаря поработила привычка к власти, и поэтому он, взвесив свои и вражеские силы, воспользовался случаем захватить верховное господство, о котором мечтал с ранних лет. Так думал, по-видимому, и Цицерон, когда в третьей книге "Об обязанностях" писал, что у Цезаря всегда были на устах стихи Еврипида, которые он переводит так:

         "Коль преступить закон – то ради царства;

          А в остальном его ты должен чтить."

        С полным текстом рассказа о Юлии Цезаре и всех остальных персонажах книги можно познакомиться по ссылке: http://www.psylib.org.ua/books/svetoni/txt01.htm Или посмотрев этот ролик