Настоящий мужчина

Считается, что мужчина должен сотворить в своей жизни три дела: посадить дерево, построить дом и воспитать сына. Тогда он не зря прожил свою жизнь и оставил свой след на Земле. Он настоящий мужчина!

У меня с этим все в порядке: сыну идет пятый десяток лет, дом из бруса с верандой и балконом на берегу озера я построил 20 лет назад, а проработав больше четверти века в Институте Леса КФАН СССР, я посадил огромное число разнообразных деревьев: элитных, экспериментальных и обычных. Но получилось так, что мне в этой жизни удалось совершить еще одно деяние, тоже оставившее полезный след на Земле.

Наша экспедиция в начале 80-х работала в Кондопожском районе Карелии. Основной отряд был расположен в деревне Сопоха, там был различный транспорт: автомашины и велосипеды, и оттуда ежедневно ребята уезжали работать на экспериментальные лесные участки.

Мы же с моим другом и коллегой проводили все свои исследования, работали и жили на границе заповедника Кивач. В центре заповедника расположен знаменитый водопад Кивач, несколько деревенских домов и правление заповедника. Вокруг водопада расположен сам заповедник в виде круга не правильной формы, через который протекает река Суна, которая и образует сам водопад.

http://akvarel.ru/img/photo_groups/g1431_12121_kivach2.jpg

На территории заповедника запрещено всякое вмешательство в существование природы, поэтому деревья там растут и развиваются вольно и умирают и падают от старости, когда корневая система уже не может удерживать огромное 100-летнее дерево. Есть даже участки, где эти упавшие сосны лежат рядами по несколько деревьев, их корни и сучья давно сгнили, а стволы покрывает толстый слой зеленого мха. Получаются такие плавные зеленые волны – очень красиво. Живность заповедника, начиная от лосей и медведей и заканчивая белками и лисицами, тоже не особо боится человека, хотя близко не подходит. А уж рябчики ведут себя примерно так, как голуби в наших городах. Протянешь к нему руку, так перепорхнет на другую ветку, а если идешь мимо, просто смотрит на тебя одним глазом, повернув голову набок.

Вокруг заповедника существует двухкилометровая охранная зона, где тоже многое запрещено, но все же можно собирать грибы или срубить и увезти гниющее, готовое упасть, дерево. Охранная зона заповедника отделяется от него по всей окружности просекой шестиметровой ширины, чем мы и воспользовались. Сразу от перекрестка, где дорога, ведущая к водопаду, пересекает эту просеку, мы поставили несколько столбов, протянули электролинию и притащили туда сконструированную нами передвижную экофизиологическую станцию.

Экофизиологическая станция это железный вагон на резиновом ходу, в одной половине которого смонтирована сама лаборатория, а во второй половине мы жили: готовили, ели и спали.

Лаборатория работала, приборы ее исправно контролировали температурный, водный и радиационный режимы воздуха, дерева и почвы, а также различные ростовые процессы в дереве сосны, интенсивность фотосинтеза и транспирации. Все эти показатели четко регистрировались разнообразными датчиками, записывались на многоточечные потенциометры и параллельно накапливались в памяти мини-ЭВМ болгарского производства.

В общем, работа шла, как и планировалось, с немногими возникающими техническими трудностями мы успешно справлялись, а огромные белые боровики росли прямо под окнами. Один раз нас посетил молодой медведь, походил вокруг станции, но мы громко стукнули лопатой по железной двери, он испугался и убежал. Было, правда, одно неудобство: за питьевой водой приходилось ездить на велосипеде к деревенскому колодцу в Сопоху: 2,5 километра туда и столько же обратно

Наконец, нам это надоело, и мы решили искать источник питьевой воды. Первая попытка оказалась неудачной: в колодце, вырытом в песчаном берегу близлежащего небольшого озера в охранной зоне, вода не появилась. Оказалось, что это небольшое озерцо, по карельски - ламбушка, заключено в своеобразное глиняное блюдце, и вода из него не попадает в почву, уходит только посредством испарения и пополняется за счет дождей.

Тогда мы пошли на другую сторону дороги, где поверхность почвы была метра на три – четыре ниже, чем на той стороне, где стояла наша станция. и решили рыть колодец там. Вырыли колодец около полуметра, и вдруг после очередного моего удара ломом из земли ударил фонтан воды толщиной с этот лом, а высотой больше моего роста. Постепенно фонтан уменьшился и превратился в обычный родник с прозрачной и очень вкусной водой. Мы естественно, его облагородили, как смогли: обложили камнями, принесли несколько ведер песка. Когда мы пришли к роднику на следующий день, то родник исправно давал воду, от него образовался небольшой ручей, и вокруг родника и ручья уже были и лосиные, и лисьи следы.

http://karelia.name/resources/doc-14109-ph-tour_gallery-14111-middle.jpg

Проблема питьевой воды была решена, причем родник исправно снабжал нас водой, пока мы были в экспедиции, и еще и на следующий год. А когда через несколько лет я повез своих детей и любимую супругу показать им водопад Кивач во всей красе, то на перекрестке уже стоял стандартный дорожный знак, указывающий на источник питьевой воды. Таким образом, мы с моим другом сделали доброе дело для всего живого в заповеднике и вообще для людей. Конечно, нам повезло, но греет душу сознание того, что нам все же был предоставлен шанс, мы им воспользовались и наш родник, надеюсь, еще долго будет служить людям и всему живому. Вот такой славный след на Земле.