Некоторые мысли по статьям Дмитрия Фролова

На модерации Отложенный

Я решился написать потому, что Дмитрий Фролов уже замучился не отвечать на мои тупые вопросы и я решил его пожалеть.

Об эвакуации

             Дмитрий Фролов много читает, много слышал и много анализировал поэтому считает, что знает о чём думал Сталин, что он чувствовал в чём был убеждён, а в чём не очень. Я не умею читать чужие мысли, но зато умею просто читать. Вот, например, что сказал Сталин в 1931 году на первой конференции работников социалистической промышленности: «Мы отстали от передовых стран на 50–100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут». То есть о возможной войне он думал уже за 10 лет до её начала. Дмитрий Фролов ссылается на Куманёва – дескать тот историк такого ранга, что раз сказал, планов до войны эвакуации не было – значит не было. Ну хорошо предположим не было. Спросили Дмитрия Фролова почему сумели так быстро развернуться. Он отвечает – повезло дескать – на Востоке шло большое строительство. Странное везение. А что это строительство шло как – то спонтанно? Вот народ репу почесал, на ладони поплевал и за топоры. Я, например и сам думал (анализировал) и в школе проходил, и в ВУЗе в учебнике читал, что генератором идей развития промышленности в восточных регионах страны была ленинская партия во главе, которой по случайности оказался Иосиф наш Виссарионыч. Не знаю, о чём тогда он думал перед сном, но независимо от его мыслей на Урале, в Сибири, в Средней Азии и в Закавказье оказалась огромная подготовленная к приёму эвакуированных предприятий площадка. И пусть Фролов поинтересуется у Елены Прудниковой в «Технологии невозможного» примерами неорганизованной заранее эвакуации. Да паршивенько вышло с эвакуацией Минска, Прибалтики. Но помнится читал, скорее всего у Шахурина, что западнее Смоленска самолётостроительные предприятия не строили. Правда в Могилёве какой – то заводик всё – таки имелся. Но получается, что воевать собирались не только на чужой стороне, малой кровью, могучим ударом. Кстати кроме этой песни есть что – нибудь по - серьёзнее об этом тезисе – постановление ЦК, директивные документы НКО? А в песне, конечно, надо петь и про чужую сторону и про малую кровь, чтобы свои не боялись, а врагов напугать.

О начале войны.

            Как – то не совсем ясно у Фролова про причины наших неудач в начале войны. Ну сослался на Рокоссовского (как же репрессирован был). Прям так он Сталина разоблачил. Честно говоря не увидел – да пожалел Рокоссовский Тухачевского (скорее всего в общем плане колебаний линии партии). Но не более. Да ругал Генштаб, командование ЮЗФ. Дескать, ждали приказа, не проявляли инициативы и в этом виноват Сталин – так запугал всех. Честно говоря есть такое у военных – главное, чтобы койки выравнены и страны НАТО назубок. Но вряд ли Сталин этого требовал от военных в 1941. Допускаю, что он требовал такое от Ворошилова – типа польза от коллективизации и ужасы капитализма, а также про собачьи головы врагов народа в 1937 году. Ну что поделаешь – Ворошилов скорее всего был наркомом мирного времени и от него требовали политической преданности армии партии и правительству. Но это 1937 – 1938 годы. С началом второй мировой приоритеты начали меняться. Ввели всеобщую воинскую обязанность, 17 апреля 1940 года Сталин дал характеристику современной армии и современной войны:

1. Судьбу войны решает массовая артиллерия.

2. Необходимость массовой авиации.

3. Если танки будут толстокожими, они будут чудеса творить при нашей артиллерии, при нашей пехоте. К сведению Дм. Фролова гений Тухачевского предлагал слабобронированные танки на колёсном ходу. В примечании было сказано о том, что опыт Второй мировой войны не подтвердил предложения Тухачевского.

4. Нет современной войны без минометов, массовых минометов.

5. Оружие солдата должно быть автоматическим.

6. Создание культурного, квалифицированного и образованного командного состава.

7. Требуются хорошо сколоченные и искусно работающие штабы.

8. Для современной войны нам нужны политически стойкие и знающие военное дело политработники. Недостаточно того, что политработник на словах будет твердить “партия Ленина-Сталина”, все равно, что аллилуя-аллилуя. Этого мало, этого теперь недостаточно. Он должен быть политически стойким, политически образованным и культурным, он должен знать военное дело.

Политзанятия поставлены последним пунктом. Для строевой подготовки и ровных коек места в речи Сталина не нашлось.

              Я как – то спрашивал Фролова. Ну вот поверил Сталин разведке и что бы он по вашему должен был сделать. Ответа я не дождался. Но как – то спорил на эту же тему с одним товарищем – что бы он сделал на месте Сталина скажем за 10 дней до войны? Ответ – убрал бы из войск устаревшую технику. Вот так простенько и со вкусом. Можно забить железные дороги эшелонами со списанной техникой, а войска оставить вообще без никакой техники. Кто – то написал про скрытую мобилизацию. Может быть тот же Фролов. Ну скрытая мобилизация проводилась. Частичная. Под видом Больших Учебных Сборов. Ну провели бы общую мобилизацию. А Фролов представляет как осуществить:

1. Её скрытность – проводы аж в Австралии услышат.

2. Отрыв мобилизуемых из народного хозяйства в мирное время.

Ну может быть, предлагает Фролов, надо было сразу вступать в войну на стороне Англии и Франции. Что – то я припоминаю из учебников истории, что они как – то не очень мечтали о союзе с СССР. Переговоры затягивали. Сами с немцами скрытые переговоры вели. А потом Англия одна мужественно воевала с немцами. Ну за что боролись. Вообще – то смотрел в своё время старый добрый английский сериал «Война Фойла». Так англичане, между прочим, очень обрадовались, что СССР вступил в войну. Так что не только они нам были нужны, но и мы им. Или вот Фролов в вину Сталину ставит, что войска были близко к границе расположены. Ну может быть, но насколько я помню войска на фронте вообще в боевом соприкосновении находятся. Не я понимаю, что это несколько разные вещи. Одно дело, когда они в окопах, в землянке, в тай…, в лесу и другое дело в казарме. Но ведь лето – бремя летних учений и войска должны были быть на учебных полях, где уже внезапно на них нападать проблематично. И что Сталин требовал, чтобы войска оставались в казармах и не выводились в поля на учения. Кстати некоторые на Сталина, который в то время не был главнокомандующим (им был Тимошенко) вешают обязанности чуть ли не командира дивизии. Маршал артиллерии Яковлев по этому поводу заметил, что неужели Сталин должен был нашим генералам указывать, что двери в казармах Брестской крепости не должны выходить на сопредельную сторону. Я лично так понимаю, что Сталин как генератор идей принял меры по техническому перевооружению промышленности, армии, сельского хозяйства, созданию высококвалифицированных трудовых ресурсов и военных кадров, привлечению на нашу сторону союзников, сплочению советского народа в единое целое на патриотической основе, расширению границ на западном направлении. Думаю в комментариях меня опровергнут или дополнят. Да и вряд ли не проявляли инициативы, запуганные до паралича советские граждане. Плохо, что военные не проявляли. Но вот любимый Фроловым Куманёв пишет, что руководители Москвы ещё 3 июня 1941 составили план эвакуации. И хотя план был не был принят Сталину, но что их посадили и расстреляли? Я вообще думаю, что Сталин в свойственной ему спокойной и рассудительной манере (пусть Фролов прочитает у Рокоссовского) объяснил, что такой план рано запускать, но когда нужен будет, то вам товарищи скажут.

                Я не стал писать для Фролова относительно его мнения про партизан по Старинову. Но наверное сложно решать Сталину за всех. Может быть Старинов во многом и прав, но мне сразу например приходит на ум – а в каких пропорциях распределять мобилизуемый контингент относительно регулярной армии и партизанами. Думаю, что в ответе он мне разъяснит.