Неизвестные евреи. Пираты Вест Индии

Неизвестные евреи. Пираты Вест – Индии

 

 

 

  Пираты Карибского моря, Вы были безумно смелы. 

Как море вы были свободны, Как ветер удачей полны, 
И пили вы ром не хмелея, Сражались как сотня чертей. 
Пираты Карибского моря, Как много за вами смертей. 
Вы Чёрного Роджера дети, Ходили на всех парусах. 
В умах ослеплённых наживой, Лишь золота звон,а не страх. 
Вы так презирали законы, Что верные клятве морской 
Вам рея казалась троном, А саван,невесты фатой 
Промчались года и столетия, Но помнят о вас до сих пор. 
Пираты Карибского моря, Вы гордость людей и позор.

Evija  http://www.realmusic.ru/101159/58648

 

 

Сегодня это даже сложно себе представить, однако в XVI-XVIII веках еврейские пираты бороздили Атлантику, нападая на испанские флотилии, мстя таким образом за изгнание с Пиренейского полуострова.

В экипаже флотилии Христофора Колумба, состоявшей из трех судов («Санта-Мария», «Пинта» и «Нинья») и открывшей в 1492 году Америку, были евреи и мараны, в том числе лекарь и штурман.
Существует версия, что Колумб и сам был еврейского происхождения, а одним из мотивов, заставивших его отправиться на поиски новых земель, стало желание основать там поселения, в которых преследуемые иудеи смогли бы укрыться от инквизиции.
Массовая иммиграция евреев на Карибы началась в 1497 году — главной причиной тому послужило изгнание их из Португалии. В 1504 году Колумб основал на Ямайке полноценную колонию, на которую власть инквизиции не распространялась. Случайно ли?

Многие ее обитатели, мараны по происхождению, стали пиратами, грабившими испанские суда. Самые известные из них — Самуэль Паллаче и Мозес Коэн Энрикес, обогатившиеся за счет испанского золота и серебра.

Однако власть инквизиции в конце концов распространилась и на Ямайку. Местные евреи поддержали англичан, захвативших колонию в 1655 году. Они не без оснований рассчитывали, что британская власть окажется более веротерпимой, по сравнению с испанской.

К тому времени на Карибах уже сформировалась сравнительно многочисленная еврейская диаспора.

Между тем отношение к евреям в Европе становилось все более враждебным. Голландские евреи бежали в Виллемстад, столицу острова Кюрасао, где в 1674 году была создана община и открыта синагога «Микве Исраэль». Сефардская еврейская община существует на Кюрасао по сей день.

Еврейские общины возникли также на принадлежавшем Британии острове Барбадос и в голландской колонии Суринам. Еврейское кладбище Барбадоса считается одним из старейших некрополей Нового Света. Самые старые могилы датированы серединой XVII века. В историческом здании синагоги Барбадоса, построенном в 1654 году, ныне размещается библиотека. В Бриджтауне (административном центре острова) отреставрировано старинное еврейское кладбище.

Почему я пишу о евреях? По одной простой причине. Мне не нравится, когда во всех бедах обвиняют этот многострадальный народ. Да, среди него были, есть и будут подонки. Но в каком народе их нет? Но винить в своих проблемах только других, навешивать на них всех собак, считая себя лучше и выше – это мерзость.

Мы сами создаём свою жизнь. У кого – то это получается лучше, у кого – то хуже. Кто – то нам помогает, а кто – то – наоборот. К сожалению не все, но многое зависит только от нас. И мы не вправе Никого обвинять в своих бедах только потому, что их угораздило родиться евреями.

А теперь, к теме.

Кто из нас не читал книжки о пиратах? В конце концов, не смотрел кинофильмы или не играл. И живьём и на компьютерах, телефонах, планшетах… Кто не мечтал и не представлял себя на палубе «Арабелы» вместе с капитаном Бладом.

И кто из нас не помнит эту замечательную песню, о том, как в нашу гавань заходили корабли…


Вест – Индия, далёкие острова, сказка странствий…. Ямайка, Куба, Гаити. Кингстон, Джорджтаун… Багамы. Когда – то это звучало для меня пленительной музыкой и я, сжимая пластмассовую саблю, представлял себя на палубе пиратского брига…. Детство.

А кого мы знаем из знаменитых пиратов Карибского моря, не считая, конечно же, Джека Воробья?

Ну, разумеется, Флинт, Морган. А кто еще? А знаете ли вы, что не последнее место в этом ряду занимают евреи? Да, те самые евреи, которые ассоциируются у нас с банковскими клерками, представителями медиа и, на худой конец, сапожниками и портными. А вот и нет…. Были громкие имена….

Один из них - Моисей Коэн Энрикес, который стремился отомстить испанской инквизиции за разорение и гибель своих родителей – маранов.

Моисей Коэн бежал из Испании в начале XVII века и поселился в Голландии. Будучи моряком и имея богатый опыт плавания, он нанялся на службу в Вест-индскую компанию. Компания, хоть и считались торговой, главную прибыль получала от финансирования каперских кораблей и целых флотилий, которые занимались перехватом испанских торговых судов и грабежом испанских колоний в Центральной и Южной Америке.

Тогда это было в порядке вещей, а для Нидерландов, ведущих непрерывные войны с Испанией за свою независимость (вспомните «Легенду о Тиле Уленшпигеле»), тем более. Каперы и пираты Франции, Англии, Голландии подстерегали испанские галионы с золотом по дороге из Нового Света и грабили их. Грабежу подвергались и колонии испанцев в Америке. Один удачливый пират даже получил за это рыцарское звание и звали его Френсис Дрейк.

 

 

В 1623 году Вест-индская компания сформировала корсарскую эскадру для нападения на главный порт Бразилии – Байю. В этой эскадре, насчитывавшей 16 фрегатов Моисей Коэн Энрикес был назначен капитаном корабля.

Весной 1624 года флотилия добралась до Байи и немедля атаковала город и корабли в порту. Одну из наиболее успешных штурмовых групп возглавлял Моисей Коэн, в этом штурме показавший себя отважным и расчетливым командиром. Его люди захватили пять португальских кораблей со всем содержимым их трюмов.
Эти корабли вошли в состав новой отдельной флотилии, командиром её стал Питер Хейн, а его помощником – Моисей Коэн. Флотилия от берегов Южной Америки направилась к Африке, атаковала центр португальской работорговли в Луанде и в 1625 году вернулась в Голландию, имея в трюмах трофеи от грабежа портовых городов и захвата 20 испанских и португальских «купцов». Как и было положено по корсарским правилам, все награбленное было сдано на склады Вест-индской компании.

Через год к берегам Америки отправилась новая эскадра во главе с Питером Хейном, получившим титул адмирала. В составе эскадры была отдельная флотилия, под командованием Моисея Коэна. Корсары крейсировали по Карибскому морю, потом отправились к берегам Бразилии, перехватывая и грабя все купеческие корабли, попадавшиеся на их пути.

В 1627 году они вернулись в Голландию и получили новое задание, по своей значимости превышавшее все предыдущие их походы.


Руководители компании поручили Хейну и его помощнику Коэну захватить так называемый «казначейский флот» Испании. Этот флот состоял из трех флотилий, которые каждое лето везли в королевство сокровища, собранные губернаторами американских колоний, в основном – золотые и серебряные слитки. Они собирались в Гаване и через Флоридский пролив следовали на север к Пиренейскому полуострову.

Именно у этого пролива «казначейский флот» и поджидала эскадра адмирала Хейна. Когда испанские галеоны подошли к Флориде, их атаковала флотилия Моисея Коэна и после короткого боя, отошла. Испанский адмирал решил, что корсары, столкнувшись с его мощным флотом, ушли. Поэтому атака всей голландской эскадры стала полной неожиданностью, и «казначейский флот» повернул, чтобы укрыться в заливе Матансас.

Но там его уже ждала флотилия Моисея Коэна. Оказавшись меж двух огней, испанцы сдались. Корсарам досталось «только» серебра 46 тонн, 4 тонны золота и много другого добра. Пленных высадили на берег, всю добычу перегрузили в 4 трофейных галеона, остальные суда сожгли.

 

В Амстердам корсары вернулись в январе 1629 года и удостоились государственного триумфа. Небывалая добыча оценивалась в 14 миллионов гульденов. Из них адмиралу Питеру Хейну выплатили только 7000, а Моисею Коэну – 3000.

Хейн был назначен командующим военным флотом Голландии, а Коэн во главе флотилии из 10 фрегатов снова отправлен в Мексиканский залив. Комплектуя команды своих судов, он отдавал предпочтение евреям – беженцам из Испании и Португалии.

Как оказалось, не зря. Моисей давно уже обдумывал план ухода из Вест-индской компании, которая за огромный риск платила своим корсарам сущие гроши.

Во время рейдов по Карибскому морю Коэн присмотрел группу безымянных островов в ста милях юго-восточнее Ямайки. Они лежали несколько в стороне от маршрутов испанских и португальских «купцов», имели много источников воды, богатую флору и немало бухт, где можно было укрыться. Коэн принял решение – на этих островах (сейчас они называются Бикон-Ри) основать свою автономную базу и стать не капером, а пиратом.

Интересен факт комплектования экипажей кораблей евреями. Возможно, он, как Колумб, искал для своего народа землю обетованную? Как знать…

 

Достигнув Ямайки, он разделил свою флотилию: четыре лучших фрегата укомплектовал евреями, остальные шесть оставил своему помощнику, приказав действовать самостоятельно, и поднял паруса.

Прибыв на Бикон - Ри, Моисей объяснил морякам свою мысль: основать здесь еврейскую республику и жить, как завещано в Торе. Впрочем, большинство матросов и офицеров знали об этом замысле своего адмирала и были согласны с ним. Так в самом центре Карибского моря возникла маленькая Иудея. Она просуществовала до 1637 года и была уничтожена большим флотом компании, специально направленным на Бикон - Ри. Евреи сражались до конца и почти все во главе со своим адмиралом, погибли.

Возможно, это был первый Израиль, после разрушения Храма…

Другого героя моего повествования звали Жан Лафит и он тоже был еврей.

Он родился в Сан - Доминго в 1782 г. в сефардской семье, которая в 1765 г. бежала из Испании после того как  убили его деда за тайный иудаизм.

 

 

Нет, он никому не мстил. Он просто грабил. В то время ещё не сложилась существующая сейчас конфигурация государств и штат Луизина был далекой американской окраиной, прислонённой к испанским владениям.

В 1803 году Жан Лафит и его старший брат Пьер снарядили на Гаити бриг «Милая сестрица», приобрели у губернатора острова Мартиника каперское свидетельство для нападения на английские суда и развернули корсарские операции в Карибском море. Корсарство они совмещали с откровенным пиратством, работорговлей и контрабандой.

 

В начале 1805 года братья Лафит открыли в центре Нового Орлеана на улице Бурбон свою кузницу, служившую прикрытием для их контрабандных сделок.

В последующие годы Жан Лафит основал в дельте Миссисипи, на островах бухты Баратария, тайное пиратское убежище превратившееся в своеобразную республику флибустьеров.

В 1811 году у него была уже целая флотилия пиратских судов, промышлявших в водах Вест ‑ Индии.

В ноябре 1812 года власти Нового Орлеана организовали облаву в Баратарии, Жан и Пьер Лафиты и 24 флибустьера были арестованы и брошены в застенки крепости Калабус. Но через несколько недель Лафитов отпустили под залог. Никакого обвинения им предъявлено не было.

Братья продолжали заниматься своим пиратским ремеслом и уже 24 ноября того же года губернатор объявил награду в 500 долларов тому, кто передаст Жана Лафита в руки шерифа Нового Орлеана или любого другого округа. Через два дня в городе появилась листовка такого содержания:

 «Жан Лафитт предлагает награду в 5000 долларов тому, кто доставит к нему губернатора Уильяма С.С.Клейборна. Баратария, 26 ноября 1813 года».

Спустя два месяца окружной прокурор Граймз докладывал губернатору штата, что за полгода пиратами было завезено в Баратарию товаров на 1 миллион долларов. По меньшей мере, одна десятая часть жителей Нового Орлеана была связана с нелегальной торговлей, и в иные дни в пиратском логове собиралось до 500 новоорлеанских скупщиков краденого.

 

В июне 1814 года судно федеральной полиции задержало корабль баратарийца по прозвищу Джанни Огненная Борода, который ограбил 2 испанских судна.

18 июля судья Холл уведомил Пьера Лафита, арестованного на улице, что Огненная Борода назвал его, Лафита, своим сообщником.

Петля вокруг пирата сжималась, но началась очередная война между США и Великобританией.

3 сентября того же года в Баратарию прибыл британский бриг под командованием капитана Локкайера. Последний передал Жану Лафиту письмо генерала Николса, командующего английскими войсками во Флориде. Англичане хотели использовать флибустьеров Баратарии в качестве лоцманов. Лафиту предлагали чин капитана 1 ранга и 30 тыс. долларов.

 

К чести Лафита, он отказался сотрудничать с англичанами, о чем уведомил губернатора Луизианы. Последний простил пирату его прошлые прегрешения и закрыл глаза на «неожиданное» бегство Пьера Лафита из городской тюрьмы.

Не смотря на это, находившийся в Новом Орлеане коммодор американского флота Дэниэл Т. Паттерсон и командир 44 го пехотного полка полковник Т. Росс, имея инструкции морского министра атаковать пиратскую базу в Баратарии. Судя по всему, власти полностью доверять нельзя было во всем времена.

16 сентября американские солдаты атаковали Баратарию, захватили стоявшие там суда с грузами и взяли в плен около 80 пиратов, в том числе старшего брата Лафита – Доминика по прозвищу Капитан Доминго, а также Рене Белюша.

Укрепления Баратарии были срыты, дома разрушены.

17 декабря 1814 года, в связи с угрозой британского вторжения в Луизиану, командующий военным округом генерал Эндрю Джексон приказал выпустить из тюрьмы баратарийцев, изъявивших желание сражаться против англичан, и обещал представить президенту США прошение о помиловании бывших пиратов.

20 декабря Жан Лафит был лично представлен генералу Джексону и в ходе беседы подтвердил желание своих людей помочь американским войскам.

 

23 декабря началось сражение за Новый Орлеан. Все попытки англичан захватить город были отбиты, баратарийцы, охранявшие форт Сент ‑ Джон на северной окраине, проявили невероятную стойкость.

В первых числах января 1815 года англичане отступили. Генерал Джексон официально поздравил Капитана Доминго и Рене Белюша, командовавших третьей и четвёртой батареями, и отметил «мужество и верность» братьев Лафит. В середине марта того же года из Вашингтона в Новый Орлеан доставили декрет о полном прощении баратарийцев; документ был подписан президентом США Джеймсом Мэдисоном и государственным секретарем.

Братья Лафит получили полную амнистию, но все их имущество было конфисковано. Чтобы поправить дела, они решили снова заняться незаконным промыслом – контрабандной торговлей и пиратством.

Они обратились к испанским колониальным властям и стали действовать под их «прикрытием».

В 1817 году на острове Галвестон в Техасе, принадлежащем в то время испанской короне, он оборудовал свою базу.

Вскоре на Галвестоне поселились ветераны Баратарии Джанни Огненная Борода, Венсан Гамби и Рене Белюш, получивший каперскую грамоту от самого Симона Боливара, героя освободительной борьбы народов Латинской империи от испанских колонизаторов.

Братьям хватило года, чтобы терпение правительства США окончательно лопнуло.

Летом 1818 года американский государственный секретарь США вручил президенту Монро меморандум, в котором говорилось:

«…так как территория между реками Сабина и Рио‑Браво является Луизианой, Галвестон принадлежит нам. Прекрасным случаем подтвердить наш суверенитет была бы посылка экспедиции против Лафитов».

Монро начертал на полях меморандума: «Согласен, но действуйте без ажиотажа. Уведомите Лафитов, что им надлежит убраться».

 

Приказ очистить бухту и остров Галвестон был вручен Жану Лафиту в конце лета полковником Грэмом. Лафит сделал вид, что готов подчиниться, но в действительности продолжал использовать Галвестон в качестве своей главной базы.

Весной 1819 года республиканское правительство Мексики официально назначило его губернатором острова.

3 января 1821 года в Галвестон прибыла американская военная шхуна «Энтерпрайз» под командованием капитан ‑ лейтенанта Кирни. Последний передал Жану Лафитту требование правительства США ликвидировать галвестонскую базу.

2 марта того же года это ультимативное требование было выполнено.

Жан продолжал пиратствовать до января 1822 года, когда его судно было расстреляно из пушек английским военным кораблем. Вплавь он добрался до кубинского берега, где в окрестностях города Санта‑Крус‑дель‑Сур его схватила испанская стража.

Несколько недель Жан Лафитт провел в тюрьме города Пуэрто‑Принсигги (совр. Камагуэй), затем его перевели в больницу Сан‑Хуан‑де‑Дьос, откуда он сбежал 13 февраля того же года. Губернатор Пуэрто‑Принсипи писал 19 марта, что Жан Лафит находится вместе с бандой пиратов на якорной стоянке Ринкон‑Гранде в одной лиге от Виаро (на северном побережье Кубы).

Видимо, в течение нескольких лет он продолжал заниматься нелегальной работорговлей, затем след его потерялся.

Возможно, это был последний знаменитый пират Вест – Индии….

 

 

И знаете, он был евреем….

До сих пор, на еврейских кладбищах Ямайки, Барбадоса, Кюрасао можно встретить много могил, украшенных кроме шестиугольной звезды Давида еще и черепом с костями, объясняющих непонятливым, чем зарабатывал на жизнь этот сын Авраама.


Литература:

http://www.rudnikov.com/article.php?ELEMENT_ID=21728 

https://lviiudei.wordpress.com

http://piraty.pp.ua/znamenitye-piraty/10-kratkaya-informacziya-o-pirate/50-zhan-lafit

http://interpretive.ru/dictionary/1019321/word/zhan-lafit

http://esoreiter.ru/index.php?id=0315/evrejskie_piraty.htm&dat=news&list=03.2015