Архитектура Ханса Хоппа
Наша сегодняшняя “прогулка” - по Кёнигсбергу архитектора Ханнса Хоппа (Hanns Hopp). И сопровождает нас Денис Дунаевский, специалист по истории края, сотрудник музея Германа Брахерта.

Баварский сапер
- По количеству построенных объектов и по метражу зданий, дошедших до наших дней, - говорит Денис Дунаевский, - Хопп, безусловно, может считаться архитектором №1 Кёнигсберга. Он строил всё - от крупных зданий общегородского значения до маленьких частных домиков. В частности, Восточная немецкая ярмарка (Deutsche Ostmesse), “Колония Амалиенау” (комплекс респектабельных особняков в зелёной зоне Кёнигсберга), Торговый двор (центр здания был закрыт стеклянной крышей), в который переехала городская администрация Кёнигсберга, а дом получил название “Stadthaus” (“Городской дом”, ныне мэрия Калининграда), “Парк-отель”.
Известно, что Хопп родился 9 февраля 1890 года в ганзейском городе Любеке, третьим ребёнком в семье Катарины и Ханнса Хоппа. Родители дали ему хорошее образование. Он учился в гимназии, где вокруг него очень скоро стали собираться одарённые мальчики, интересовавшиеся техникой, экономикой и вообще всем новым в разных сферах человеческой жизни.

Хопп много рисовал - и маслом, и акварелью, изучал историю классического искусства, но был при этом новатором по своей природе. Завершал он образование в Карлсруэ и Мюнхене... Вообще он принадлежал к тому последнему поколению студентов в имперской Германии, которые - после падения империи - составят костяк немецкого авангарда 20-х годов.
Хопп участвовал в первой мировой войне - был призван в сентябре 1914 года и воевал в составе баварского сапёрного полка. Он даже сделал карьеру, дослужившись до офицера. А в немецкой армии путь от рекрута до офицера был долгим. Хопп же преодолел его за три года.
В окопах, правда, Хопп не воевал - он строил мосты, дороги, занимался прочими инженерными работами, так что пули противника его миновали, а опыт - появился.

Выставка в Москве
- После войны Хопп демобилизовался. Время было трудное: последствия Версальского договора, инфляция, безработица, депрессия. Не зря Эрих Мария Ремарк говорил о целом поколении молодых немцев, которые были убиты войной, избежав её пуль и гранат. Но Хопп к “убитому поколению” не относился. Напротив, именно 20-е годы стали его “звёздным часом”, “золотыми годами” - и в творческом, и в финансовом смысле слова.

Осенью 1919 года Хопп подал заявку на работу в только что основанное управление Немецкой Восточной Ярмарки в Кёнигсберге. Это управление стремительно разрослось до целого министерства, перед которым стояла серьёзнейшая задача - подъём немецкой экономики, “оздоровление” Восточной Пруссии, отрезанной от метрополии, путём налаживания торговых связей с Востоком. И, прежде всего - с СССР.
Кстати, Хопп бывал в Советском Союзе - на первой сельскохозяйственной выставке в Москве, в 1923 году. Он занимался экспертизой строительства выставочного зала (как сказали бы сегодня, экспо-центра).
Архитектурным воплощением важной задачи, поставленной перед Восточной Пруссией, и был построенный Хоппом “Дом Техники”, шедевр середины 20-х годов.

Грубый бетон
- Из железобетона строили и до Хоппа. Но он первым использовал бетон не только в качестве строительного материала, но и как элемент декора. Грубо обработанный бетон выполнял здесь эстетическую функцию, особенно в сочетании с гладким кирпичом.
Дом Техники был самым большим по площади залом в Кёнигсберге: 120 м в длину, 46 - в ширину, 13 - в высоту. При этом сама конструкция создавала оптическую иллюзию: здание казалось гораздо больше, чем было на самом деле. Здание, построенное на месте бывших кёнигсбергских оборонительных сооружений, было многофункционально. Здесь находились выставочная площадь, кинотеатр (он был там, где сейчас паб “Британика”), ателье Хоппа, его квартира.

О квартире имеет смысл сказать особо. Хопп прожил в Доме Техники с 1925-го по 1933 год.(Следующий его адрес в Кёнигсберге - Риттерштрассе, ныне Чапаева, 33. Этот дом, построенный Хоппом, сохранился до сих пор. Хопп обитал в нём со своей третьей женой.)
Сам архитектор отзывался об этом времени так:
“Моя квартира в Доме Техники была самой большой и роскошной из всех, где я когда-либо жил. Одна комната - сорок квадратных метров, две - по тридцать квадратных метров, две - по двадцать, плюс зимний сад, бар и детская... В большой комнате были паркетные полы, на которые я положил кокосовые коврики, там стоял рояль “Блютнер”. Имелась прислуга...”

Пионер авангарда
- В это время Хопп действительно жил на широкую ногу. Он буквально купался в муниципальных заказах, строил один объект за другим и мог позволить себе самые безумные траты. У него были модные дорогие автомобили - имея личного водителя с машиной, он приобрёл себе “Ситроен”, затем поменял его на “Мерседес”.
Для этого времени “Мерседес” был дичайшей роскошью: в 1926 году в Германии на 63 миллиона человек приходилось всего 39 тысяч владельцев собственных автомобилей!

Хопп на своём “Мерседесе” катался в Голландию - общаться с коллегами-архитекторами, а город оплачивал все его путешествия.
Как и полагалось состоятельному жителю Кёнигсберга, Хопп в 1929 году построил себе летний домик в Кранце (Зеленоградске).
Но деньги - при всей приятности обладания таковыми - не были главными в жизни Хоппа. В своей огромной квартире он устраивал выставки работ художников-авангардистов. Все остальные кёнигсбергские музеи и галереи были консервативны и не желали иметь НИКАКИХ дел с “пионерами авангарда”. А Хопп охотно привечал талантливых современников.

Трибуна Гитлера
- В его квартире был устроен настоящий салон, но не светский, а культурный. Там собирались члены кружка, которому он придумал название “Остров современников”. Кстати, одним из близких друзей Хоппа был скульптор Брахерт: его работы (как и работы ученика Брахерта Филица)украшали фасад фигуры мужчины с обнажённым торсом, который держит в правой руке шестерёнку, а в левой - плоский камень. А символические фигуры рабочих (там, где сейчас вход в “Бомбу”)выполнил Франц Филиц.
В бывшей квартире Хоппа (точнее, в том, что от неё осталось) сейчас располагается горпо(городское потребительское общество).

Кроме выставки (т.к. Немецко-Восточная ярмарка была сезонной), здание Дома Техники использовалось и для различных массовых сборищ. Так, ещё до прихода нацистов к власти, там выступал Гитлер (потом он будет выступать не раз, последнее его “явление немецкому народу” состоится в Доме Техники в 1942 году).
Кстати, Хопп был предельно аполитичен, не состоял ни в каких партиях - но после 1933 года его обозвали “коммунистом”. Он перестал быть “городским архитектором”, чему немало поспособствовал некто Курт Фрик, ставший “фаворитом нацистов”. Фрик терпеть не мог Хоппа - в первую очередь, из-за того, что именно Хоппу, а не Фрику в “звёздное десятилетие” доставались самые “жирные” заказы.

В честь Альберта Лео Шлагетера
- Чтобы выжить, Хопп ушёл в проектирование частных вилл. А Дом Техники в 1933 году переименовали в Шлагетерхаус - в честь Альберта Лео Шлагетера, одного из новоявленных “нацистских мучеников”. (Во время французской оккупации Рура в 1923 году Шлагетер возглавил партизанский отряд, устраивавший диверсии на железных дорогах. Пустил под откос несколько французских поездов. Был арестован французскими властями, обвинён в шпионаже и саботаже и 26 мая 1923 года казнён по приговору военно-полевого суда.)

Дом Техники по-прежнему использовался под ярмарки - тем паче, что вплоть до 22 июня 1941 года Рейх поддерживал с СССР торговые отношения.
В августе 1944-го, во время бомбёжки Кёнигсберга английской авиацией Дом Техники особенно не пострадал (сгорели, правда, деревянные павильоны). Штурм города в апреле 1945-го тоже прокатился, не сильно его изувечив (разве что не стало крыши и панорамных окон). Долгое время Дом Техники существовал в привычном для Калининграда виде “война закончилась вчера”. Затем возникла идея реконструкции. Предполагалось даже восстановить логотип Восточной Ярмарки и назвать объект Центральным Торговым Домом.

Увы, реконструкция оказалась дорогой, авторы идеи продали свой проект - в итоге появился “Эпицентр” с надстройкой на фасаде, которая изменила замысел Хоппа в принципе. Но... пусть не в том виде, в каком проектировал его Хопп, однако Дом Техники существует. Как и другие его детища.
“Прогулки” по Кёнигсбергу Хоппа - продолжаются.
Д. Якшина



Портрет архитектора http://www.architekten-portrait.de/hanns_hopp/
Комментарии