От чего ищут противоядие "новосибирские генетики"

 

Принесла случайная молва. Милые, ненужные слова. "Институт", "математика", "Сибирское отделение", "Академия наук"...

Агенство "Регнум" опубликовало материал с названием: "Новосибирские генетики ищут противоядие от "цветных революций"". Не прочитать такое никак невозможно. Само же чтение оказалось преувлекательным.

Два математических и два почему-то биологических института в Новосибирске заинтересовались проблемой оглупления и нравственного растления общества. "Нравственное растление" в данном случае имеет четкое и почти математическое определение: инвертирование внутренних оценочных шкал – когда белое объявляется черным, и наоборот. "Оглупление" тоже определяется математически: как процент людей, отказывающийся от самостоятельного анализа фактов в пользу их интерпретации, навязанной информационной средой.

"Регнум" приводит объяснения академика-участника программы. Суть его – в том, что сегодня есть возможность манипулировать общественным сознанием путем массированных информационных атак, когда роботы-боты выбрасывают в сеть массу сообщений определенного знака. Обращаю внимание, что про троллей академик почему-то не говорит. Но это пока неважно. Важно иное – сама проблема: что появляются технологии, позволяющие заставить множество людей считать белое черным. И что нужно уметь этим технологиям противостоять. Цель проекта и состоит в разработке средств повышения иммунитета к информационной заразе.  

Пока я с академиком полностью согласен: есть такие технологии, они очень опасны и очень важно защитить от них общество.

А вот дальше академик утверждает, что технологии эти используются для подготовки цветных революций. Почему? Казалось бы, первое, что приходит в голову, – отнюдь не цветные революции.

Впрочем, не надо наивных "почему?". Понятно – почему. Без этих слов новосибирская программа становится антигосударственной, вражеской, размывающей устои государственности нашего государства. И если это не замаскировать хорошенько, то на работу не то, что денег не дадут, так еще и хорошенько дадут по шее затеявшим эту научную диверсию: минимум, выгонят с работы. Так что расчет авторов здесь прост и основан на той же самой технологии, которую они исследуют. Расчет – заморочить голову не слишком грамотным в научных материях лицам, принимающим решения: объявить антигосударственную программу по поиску средств сопротивления информационному геноциду государственных СМИ прогосударственной, защищающей население от несуществующей информационной атаки мировой закулисы. Говоря короче - объявить белое черным. Авось, черные и не заметят. Тем более, что они так громко кричат, что цветные революции делает госдеп, что впору самим в это поверить.

На самом же деле, конечно, искусственным оглуплением населения занимаются не цветные революционеры, а цветные антиреволюционеры – те, для кого эти самые революции – нож острый. А антиреволюционеры эти сегодня собрались, главным образом, в одной стране. И вы эту страну знаете. Даже весьма осторожные китайцы, похоже, сегодня уступили первое место в интернетофобии великому северному соседу. Впрочем, ничего не могу утверждать в отношении Северной Кореи, Ирана, Саудовской Аравии и Исламского Государства. Возможно кто-то из них еще более бдителен... Но если и так, то и им мы в этом деле пальму первенства уступить так просто не захотим. Мы же великие.  

Впрочем, справедливости ради должен заметить – и это тоже иллюстрация того, как даже явная глупость, запущенная в информационное пространство, может покорять совсем неглупых людей – что и среди наших оппозиционеров есть немало тех, кто уверен, что пусти их на телевидение – и через неделю весь народ прозреет и побежит брать почты с вокзалами.

Тут есть кардинальная ошибка, связанная с поверхностным знанием психологии. Когнитивная сфера личности – то есть, грубо говоря, мнения и оценки – является только внешней оболочкой более глубинных сфер, которые психология личности обобщенно именует мотивационной сферой. И без того, чтобы что-то не начало закипать в этой самой мотивационной сфере, ничего существенного на когнитивной поверхности происходить не может.

Цветные (как и любые иные иные) революции делаются не вражескими спецслужбами. Иначе бы наши умельцы давно бы сделали цветную революцию в США – ведь они так отлично владеют технологией информационной атаки. Чтобы получилась революция, народ должен ее очень сильно захотеть, очень сильно возмутиться существующим положением дел. Например, почувствать унижение, или несправедливость, или покушение на свою "самость". Какая-то, как говорят психологи, фрустрированная, то есть неудовлетвореннная, витальная, то есть очень важная, потребность должна актуализироваться. Вот тогда-то народ и поднимается, и переворачивает стол вместе со стольниками. "Так больше нельзя!" должно созреть изнутри и достигнуть точки кипения. Разогреть это информационно невозможно. Если только информация не начинает резонировать с внутренним содержанием мотивацинной сферы.

Почему в Грузии и на Украине произошли цветные революции? Да потому что и там, и там народ не захотел больше мириться с унижением чувства собственного достоинства. Не захотели больше феодализма и на арабском востоке. Отсюда их революции. Да, и неудивительно – кто же хочет феодализма в 21-м веке? Есть, конечно, такие, не будем показывать пальцами. Но ведь это маргиналы. Правда, и они вполне могут устроить свою революцию в ответ на слишком агрессивную западную экспансию (неоколониализм).

В РФ ведь тоже произошла и сегодня продолжается своего рода революция. Только такая, которая ведет общество не вперед, а назад. Когда в ответ на национальное унижение от мало осознанного поражения в холодной войне и последующей разрухи, прежде всего – в головах, общество решило "встать с колен", а в результате погрузилось в болото по ноздри.

И сегодня цветная революция РФ не угрожает. Просто потому, что страх социальной активности сковывает гражданскую инициативу большинства народа, а для протестной энергии недовольства жизнью власть устроила вполне работающий (пока) канал, направив ее на несуществующих внешних и внутренних врагов. Ясное дело, куда как проще проклинать Америку, чем делать что-то у себя дома, рискуя при этом свободой и жизнью. Впрочем, последнее замечание относится не только к сторонникам, но и к противникам власти: они тоже предпочитают проклятия (правда, не Америке) работе.

Этот момент я бы посоветовал новосибирским коллегам не игнорировать: информационное сообщение только тогда работает хорошо, когда адресуется к базовым потребностям аудитории и желательно – к той их части, которая не удовлетворена, фрустрирована. Обещай голодному хлеба, скучающему – зрелищ, униженному – величия, и всё у тебя получится: люди не только примут черное за белое, но и тебя самого объявят великим и могучим.