Дмитрий Стешин «Артек» вернулся из дрейфа

Общество | Общество
Дмитрий СТЕШИН
(16 Июня, 01:00)
 
Месяц, проведенный здесь, у подножия горы Аю-даг, в детской системе ценностей примерно равен полету в космос
Фото: Юлия АЛЕХИНА
«Артек» вернулся из дрейфа
Еще год назад, этот легендарный пионерский лагерь напоминал город Припять в чернобыльской «зоне отчуждения». 16 июня ему исполняется 90 лет [фото, видео]

В последние годы перед «крымской весной» в интернет иногда попадали фотосессии из того самого, «незалежного» «Артека» - вставший дыбом асфальт, унылые облупившиеся корпуса. На зиму лагерь стал закрываться, несмотря на имеющуюся школу и штат учителей. Вожатых разгоняли в отпуска — до лета. Летом здесь худо-бедно еще теплилась жизнь. Украина брала на себя обязательства компенсировать стоимость путевок, но с каждым годом делала это все неохотнее. Но в лагерь, как ни странно, продолжали приезжать дети и вожатые с «большой земли». Почти магический «артековский» дух места оказался сильнее политики и новых границ. Сейчас лагерь похож на свежеоблизанный леденец или на фешенебельный приморский отель — кому как больше нравится. «Артек» опять самый крутой или, говоря по пионерски, самый почетный лагерь постсоветского пространства, а месяц, проведенный здесь, у подножия горы Аю-даг, в детской системе ценностей примерно равен полету в космос.

«Лагерь 3D»

То что с «Артеком» что-то случилось, хорошо видно еще на трассе между Алуштой и Ялтой. 120-метровый экран жарит всеми красками, перебивая ослепительное солнце, горит всеми двумя сотнями тысяч своих светодиодов. Зрелище настолько необычное, что проезжие туристы останавливаются целыми автобусами, фотографируются с этим экраном. Дальше — только по пропускам. Концепция перестройки лагеря становится понятной, когда начинаешь натыкаться на эти экраны везде — в спортзале, на внутренних площадках, в столовых. С помощью виртуальной реальности 200 с лишним гектаров, на которых раскинулся «Артек», свели в достаточно плотное информационное пространство. Хотя и традиционные методы контроля сохранились. Артековцы по прежнему носят форму с цветами своих локальных лагерей, и пионер, бесцельно бродящий по чужой вотчине, заметен издалека. Фирма «Боско», обшивающая олимпийцев, постаралась. Кроме вожатых, порядок в лагере поддерживают секьюрити в неприметной песчаных рубашках и брюках, и когда мы не там поставили машину, они моментально соткались из жаркого марева, чтобы сделать нам замечание: «Извините, но здесь стоянка только для служебных электромобилей».

РЕКЛАМА
 
 
Юлия АЛЕХИНА
120-метровый экран жарит всеми красками, перебивая ослепительное солнце, горит всеми двумя сотнями тысяч своих светодиодов
Фото: Юлия АЛЕХИНА

Юрий Малышев, вожатый с десятилетним стажем, ведет нас в главную столовую лагеря. Вместо таблицы «привеса по отрядам» - баннер «Мы вас ждали». Да и сама столовая больше похожа на гигантский ресторан фешенебельного отеля. Раздаточный стол, например, сделан из полированного камня! Питание по принципу «сколько влезет», то есть «шведский стол». Несмотря на то, что меню отображается на очередном экране, традиционная каша в нем все-таки есть. Мы устраиваем небольшой диспут с вожатыми на тему каши. Не вредный ли это анахронизм в 21-ом веке? Сходимся на том, что детство и каша, увы, неразделимы - таков неумолимый закон бытия. Впрочем, на вопрос - «Как кормят?», юная артековка с нагло торчащими косицами, ответила мне кратко: «Вкуснямба!». Зато такой негигиеничный анахронизм, как питьевые фонтанчики, в новом Артеке канул в лету.

Юлия АЛЕХИНА
Сама столовая больше похожа на гигантский ресторан фешенебельного отеля
Фото: Юлия АЛЕХИНА

На выходе из столовой стоят контейнеры с упаковками питьевой воды в полулитровых бутылочках. Вода выдается без счета — сколько выпьешь, тара сдается и утилизируется. Мы тоже взяли несколько бутылочек — день намечался жаркий, а прогулка длинная — семь километров, как минимум. Как пошутил один из сотрудников лагеря: «Бежать из «Артека» нет смысла — слишком большая территория».

В плену традиций

Бегло осматриваем спортивный комплекс с бассейнами. Под ними — еще несколько спортплощадок и зал для борьбы. От работы сразу шестнадцати кондиционеров мороз пробирает по коже. Все отремонтированные корпуса «Артека» теперь оборудованы сплит-системами. От прошлого, когда первые 80 артековцев жили в четырех брезентовых палатках, осталась только мемориальная доска перед корпусами «Морского» лагеря.

Юлия АЛЕХИНА
Бегло осматриваем спортивный комплекс с бассейнами
Фото: Юлия АЛЕХИНА

Заглядываем в комнаты — верные четыре европейские звезды, а санузел, пожалуй, может потянуть и на твердую «пятерку». Спрашиваю у нашего провожатого:

- Нужна ли детям такая роскошь?

Юрий крепко задумывается...

- В этом нет ничего плохого, конечно. Мы люди из прошлого поколения, постоянно сравниваем «наш» Артек и нынешний.

Но главное-то осталось неизменным. Чтобы стать «артековцем» нужно подняться на Аю-даг с камнем в руке и оставить его на вершине - там целый холм из этих камней. И сделать это нелегко физически, и традиция соблюдается неукоснительно, с каждой новой сменой. Главное осталось, и мы это храним.

В полусотне метров от нас, в спасительной тени, группа немолодых женщин разучивала какую-то песню. Это были «ветераны» лагеря, бывшие пионервожатые 70-х-80-х годов, они приехали на 90-летний юбилей со всей России. Практически все стали педагогами, причем, благодаря «Артеку» и только «Артеку». Наталья Матвиенко, вожатая начала 80-х годов, говорит нам, что ничего здесь, по-сути не изменилось. По ее словам, даже при СССР детей здесь воспитывали без формализма, с минимумом идеологии:

- И мне нравится,что дети опять приезжают в лагерь не благодаря деньгам родителей, а по своим заслугам.

Юлия АЛЕХИНА
Это «ветераны» лагеря, бывшие пионервожатые 70-х-80-х годов, они приехали на 90-летний юбилей со всей России
Фото: Юлия АЛЕХИНА

Путевка в «Артек» в этот сезон, конечно, кусается — 65 тысяч рублей смена, 21 день. Но в этот заезд из 2000 детей подавляющее большинство — участники детских творческих коллективов, победители олимпиад и спартакиад. Путевки для них оплачены государством. И в этом контексте мелькнувшая в столовой звезда шоу «Голос» Алина Михальченко — вполне рядовое явления для нового «Артека».

Большие дети

Осмотрели отремонтированную школу «Артека» - в народе ее называют «Хогвартс». А вот корпуса лагеря «Морской» пришлось отстраивать заново — соленая вода источила опоры, и здания просто должны были завалиться в море рано или поздно. В этот день «артековцев» впервые запустили в воду, на 20 секунд. Термометр в море показал заветные двадцать градусов и строгое начальство дало «добро».Чуть поболтали на волнорезе с ребятами из пресс-студии «Авоська», будущими коллегами-журналистами. Они только что вернулись с горы Аю-даг, рассказывают образно - «Ползли 500 километров, обливаясь кровью, чтобы стать артековцами». Впрочем, по их довольным лицам ясно, что они несколько утрируют перенесенные лишения. Их вожатая Ольга Саликова из Новосибирска попала в «Артек» по объявлению на сайте. Сайт у лагеря на удивление внятный, шустрый, набит информацией. Больше всего меня добил раздел для родителей с прямыми мобильниками вожатых.

Юлия АЛЕХИНА
Путевка в «Артек», в этот сезон, конечно кусается — 65 тысяч рублей смена, 21 день
Фото: Юлия АЛЕХИНА

- Я интересовалась всем, что происходило в Крыму прошлой весной — рассказывает Ольга. - Случайно нашла сайт «Артека» и прочла объявление о наборе в школу вожатых. Я сама педагог по образованию, приехала, отучилась два месяца. Недавно забыла пропуск в лагерь, на КПП остановили. И я им говорю - «хотите, любую артековскую песню спою?». А мне говорят: «Споешь — проходи!». В школе у нас был целый курс — изучали традиции «Артека».

- Тяжело с детьми? Как наказываете?

- А здесь, понимаете... здесь большие дети. Они уже состоялись как творческие личности, им ничего не надо доказывать окружающему миру с помощью хулиганства. С ними достаточно поговорить, и все.

Юлия АЛЕХИНА
«Артек» вернулся из дрейфа
Фото: Юлия АЛЕХИНА

Пока Медведь-гора не проснулась

Экскурсию мы закончили в лагере «Лазурный», возле столовой, построенной в стиле «сталинский ампир». К зданию отнеслись крайне бережно, сохранив «советский» стиль и оформив интерьеры «артековскими» фотографиями двадцатых и тридцатых годов. В фойе столовой трудился реставратор из города Палех — заканчивал подновлять панно, написанное в 80-х годах (о, проклятый коммунистический режим) в традициях русской церковной росписи по штукатурке. Именно благодаря этой столовой и стало известно о глобальной перестройке лагеря — ее долго хранили в тайне.

Юлия АЛЕХИНА
Еще год назад, этот легендарный пионерский лагерь напоминал город Припять в чернобыльской «зоне отчуждения»
Фото: Юлия АЛЕХИНА

Вход в столовую оформлен оригинально, если не сказать — дерзко, с помощью огромной тарелки с сосиской, возлежащей на макаронах. Вид тарелки вызвал небывалое возбуждение на Украине, незалежные мастера фотошопа быстро превратили инсталляцию в нечто похабное, с сексуальным подтекстом, и с бешеной скоростью распространили изображение в интернете с горестным комментарием - «мол, это все, чем смогли помочь «Артеку» москали-оккупанты». В «Артеке» посмеялись, но тарелку убирать не стали, из принципа. Здесь вообще не любят вспоминать последние двадцать лет незалежности. Было и всплыло. «Артек» остался и стал еще краше, насколько это возможно представить самому буйному воображению. Новые артековцы лезут на Аю-даг с камушком в потной ладошке, и так будет всегда, пока Гора-Медведь не проснется.

ВАЖНО

Есть что вспомнить об "Артеке" или остались памятные фотографии? Хотите рассказать всем свою историю из легендарного пионерлагеря? Делитесь своими воспоминаниями об отдыхе в "Артеке" в социальных сетях с хэштегом #Артек90!