СССР - США .....чья система стабильнее .....Ч-2..........
....................................................................Теперь приступим к гимну...................
Начали во здравие поздновато для 1000-летней истории, но потом все пошло неплохо............
Гимн Российской Империи 1833—1917, музыка скрипача Алексея Федоровича Львова (1833), слова поэта Василия Андреевича Жуковского (1833) .
То есть, как сочинили для конкурса, так сразу и стал гимном. Слова сомнительные, но уж какие есть:
Боже, Царя храни!
Сильный, державный,
Царствуй на славу нам;
Царствуй на страх врагам,
Царь православный!
Боже, Царя храни!
Этот гимн просуществовал до самой революции порядка 80 лет. То есть его пели дольше всех.
Зато после 1917 г. началась потеха.
«Интернационал» почитался гимном СССР после революции до 1944 года. В 1943 году объявили конкурс на написание нового гимна — взамен «Интернационала». Это в связи тем, что Коминтерн распустили, чтобы не огорчать союзников. В конкурсе приняли участие более 160 композиторов и 65 поэтов. Все писали новые тексты и новую музыку.
А двум корреспондентам газеты Воздушных сил «Сталинский сокол» С.Михалкову и Г.Эль-Регистану пришла в голову мысль написать стихи на существовавшую (с 1939 года) музыку «Песня партии большевиков» Александрова (на слова В.Лебедева-Кумача) — «о партии самой могучей на свете, о самом большом человеке своем», то есть о Сталине. Впервые исполнена в том же году на XVIII съезде ВКП(б). . Этот текст и был отобран Сталиным.
Причем он сделал ряд существенных редакторских поправок. Например, в начальном тексте было «Созданный народной волей братский союз». Тов. Сталин нахмурился : «Была такая партия «Народная воля». Ви считаити, что именно она создала Советский Союз?» Давайте-ка изменим на: «Да здравствует созданный волей народов».
Разви так нэ луче будит?» Так, действительно, стало лучше.
Таким образом, если кто и был соавтором Михалкова, то сам тов. Сталин, а не какой-то Эль-Регистан.К чему тут Эль- Регистан? Тем более, что он и не Эль-Регистан вовсе, а Габриэль Аршакович Уреклян. Или даже Уреклянц. И не Аршакович, а Аршалуйсевич. Подозрительный тип. Армянин, но родился в Самарканде, мог сойти и за узбека.
Или родился в Тбилиси (где именно — не установлено) — тогда сошел бы за грузина. Как бы олицетворял дружбу народов. Воспевал Беломорканал и прочие каналы. Был журналистом в газете «Сталинский сокол», там же подвизался и Михалков. Умер «Регистан» через год после внедрения гимна, в возрасте всего-то 45 лет, летом 1945 года (официально — инфаркт). Может быть, не случайно? Зачем нужен этот армянский или узбекский «друг народа» среди русских патриотов Михалковых?
(Авторы гимна СССР слева направо Эль Регистан, Александров, Михалков).
На XX съезде КПСС в 1956 году было принято решение, в связи с осуждением культа личности Сталина, в дальнейшем исполнять государственный гимн без слов.
В 1977 году Михалков написал новую редакцию текста, из которой было устранено упоминание о Сталине.
В 1990 году постановлением Верховного Совета РСФСР музыкальное произведение композитора Михаила Глинки «Патриотическая песня» было утверждено в качестве гимна РСФСР,. а с 11 декабря 1993 года эта песня стала гимном России. Текст на эту музыку за семь лет существования гимна Глинки так и не был создан.
Музыка гимна принадлежит Александрову условно: он, как мы помним, взял ее из своей песни о Сталине, но в песню заимствовал мелодию из произведения В. С. Калинникова «Былина».
В том конкурсе на гимн участвовал и Шостакович (он взял слова Регистана-Михалкова, но его музыка не прошла).
Чуть позднее на ту же музыку он вместе с Долматовским выпустил выдающуюся песню о Сталине.
Там есть такие строки:
Сталину слава!
Навеки он верен
Той клятве, которую Ленину дал,
Наш друг и учитель в народе уверен,
Он вместе с народом всегда побеждал.
Великий вождь, желаем Вам,
Здоровья, сил и многих лет,
За вами к светлым временам,
Идем путем побед!
Хорошие были слова. Какая там была музыка Шостаковича сейчас уже никто не знает. Сталин из двух песен про себя выбрал гимн Александрова-Михалкова-Регистана. Потому, что эта музыка уже звучала про Сталина два раза — в «Песне партии большевиков» и вот теперь в гимне, а у Шостаковича только один раз. Второй — уже после гимна. А надо было — до.
Затем гимн СССР трижды перелицовывали, дважды отменяли. Первый раз — после ХХ съезда партии, когда Н.Хрущев только приподнял завесу тайны над преступлениями тирана. Затем делались конъюнктурные правки в связи с текущими политическим событиями (последний раз в 1977 году) — самым важным было убирание из текста имени Сталина, однако музыка и текст все так же воспевали тоталитарное государство и его незыблемые идеологические устои. И каждый раз гимн видоизменял неувядаемый придворный баснописец Сергей Михалков.
Окончательно гимн Александрова-Михалкова отменили в 1991 году, когда рухнул СССР. Перешли на песню без слов Глинки. А вообще в стране сменилось вот уже четыре гимна (не считая перелицовок гимна СССР).
В 2000 г. сын, режиссер и патриот Никита Сергеевич Михалков объявил, что гимном России может быть либо «Боже, Царя храни!», либо советский гимн. Он высказался в том духе, что какую именно музыку гимна принять — не имеет значения, потому что и к тому, и к другому слова легко напишет Михалков-старший.
Ибо сам факт, что папа-Михалков много раз перелицовывал гимн, а сейчас может написать либо на знакомую музыку Александрова, либо на подзабытую музыку Львова («Боже , царя храни» ) говорит о высочайшем профессионализме баснописца, которому все равно , на какую тему и на какую музыку, ибо профессионализм в том и состоит, что позволяет справляться с любой, для профана кажущейся невыполнимой задачей.
Да и сам гимночист говорил, что писать как бы одно и тоже, но под разные и даже противоположные идеологии, для настоящего профессионала не представляет никакого труда. Может легко написать три гимна. Один — монархический, второй — республиканский, а третий снова монархический, но другой династии.
В конце 2000 г Дума приняла гимн Александрова-Михалкова в третьем чтении. Все три раза текст гимна читался, а музыка звучала в душе. Потом как-то все затихло, и жизнь шла под патриотическую песнь Глинки без слов.
И до трех чтений, и во время чтений Михалков улучшал текст, сочинял варианты гимна.
Перед принятием окончательного текста гимна по указу Путина для выбора варианта одного из трех, заготовленных впрок старым гимнюком Сергеем Михалковым, была создана специальная рабочая группа. В нее вошли тогдашний питерский губернатор Яковлев, тогдашний министр культуры Михаил Швыдкой, председатель думского комитета по культуре актер Николай Губенко и еще целый ряд проверенных товарищей.
Поразительный и удивительный факт свершился во время принятия сталинского гимна. Прошло лишь десять лет после того, как барачный плебейский режим пал, и вот так называемые интеллигенты радостно принимают холуйскую сталинскую песнь.
В анекдотических попытках перелицовки текста гимна Михалковым Сталин прет из каждой строчки. А у ослабленного годами Михалкова вопль души прорвался — он вставил, как мы увидим ниже, в свой подновленный текст строчку из песни «о Сталине мудром, родном и любимом».
Ну, это как сказать — ослабленного. В 1998 г. 86 летний патриарх женился на 36-летней молодухе Юлии Субботиной (на 50 лет младше — а?!), бывшей биологине, потом ставшей биржевым игроком, и у его одра поселилась персональная ночная муза.
Михалков давно тренировался на гимне. Посмотрим на его гимн N2 от 1977 года.
Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,
И Ленин великий нам путь озарил:
На правое дело он поднял народы,
на труд и на подвиги нас вдохновил!
Славься, Отечество наше свободное,
Дружбы народов надежный оплот!
Партия Ленина — сила народная
нас к торжеству коммунизма ведет!
Что мы видим? Что при самом минимальном усилии Михалков выбросил тов. Сталина. Заменил его Лениным.
И Ленинской партией. И еще торжеством коммунизма.
А теперь с помощью машины времени сразу перенесемся в 2000 г. Давайте вместе с комиссией по приемке окончательного варианта гимна вспомним, каковы были эти три варианта.
Первый вариант
Могучие крылья расправив над нами,
Российский орел совершает полет,
И символ Отчизны — трехцветное знамя
Народы России к победе ведет!
Припев
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой!
Предками данная мудрость народная!
Родина, славься! Господь над тобой!
По поводу строчки «Российский орел совершает полет», член комиссии, чиновник высокого ранга в Кремле, сказал так:
«Я не знаю законов аэродинамики, но если орел сложит две головы вместе, то он вполне сможет «совершать полет». Вообще-то если орел сложит голову, то это дурной знак. Сложить голову — это устойчивый идиоматический речевой оборот. Означает — погибнуть. Но если орел сложит сразу две — тогда, тем более, почему бы не совершить полет. В одну сторону. В последний путь, так сказать.
Против строчки возразили не с аэродинамических позиций, а с политических. Дескать, вместо конкретных продувок в аэродинамической трубе — пустопорожние разговоры о том, в какую сторону будет лететь геральдическая старинная птица.
Было сказано, что поразившая многих амбициозностью строка «российский орел совершает полет», — точная цитата из известной песни: «От края до края, по горным вершинам,/ Где горный орел совершает полет,/ О Сталине мудром, родном и любимом,/ Прекрасную песню слагает народ».
Вот так Михалков ассоциативным образом снова протащил, сложенную народом, прекрасную песню о тов. Сталине. То есть, на самом деле горным орлом предстает и в песне, и в гимне сам тов. Сталин. Именно он — орел.
И в высокогорном гнезде он высидел сталинских соколов. Орел, выводящий соколов — это новое слово в орнитологии.
Но не в политике, где подобное происходит сплошь и рядом.
Орел — птица государственная. Орел должен совершать полет независимо от смены правителей. И уж совершенно независимо от направления и точки приземления.
Не знаю, под влиянием ли критики, или своим умом дошли, но орла во втором варианте страшно обкорнали. Буквально «под Котовского». Увы, орла, совершающего бреющий полет над горами, похерили. От всего орлиного великолепия из первоначального варианта остались всего три строчки —
«Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная…».
Словом, переработанный текст стал политически нейтральным, без залетных с Кавказа птиц, но при этом в нем присутствует «большое гражданское содержание»: ключевыми словами в гимне, сказал член комиссии, стали принципы свободы, союза, веры в светлое будущее страны, верность Отчизне.
Ладно, с орлом разделались. Но вот что получилось во втором варианте: вместо орла реять над страной стал Господь. Раньше было присловье — с нами Бог, Господь с тобой, иди с Богом, Бог с вами. А теперь Господь — над вами, нами и ими. Такой вот высотно-стратосферный Господь. Оторвался Господь от земли. И от народа.
Зато осталось во втором варианте главное — мол, как бы враги ни скалили зубы, вострили лыжи и точили лясы, ничего у них не выйдет.
Суровой дорогой лихих испытаний
В борьбе за свободу пришлось нам пройти.
С надеждой и верой вперед, россияне!
И пусть нас Господь сохраняет в пути!
Раньше партия вела и направляла, теперь — Господь. То есть, Господь заменил не только орла, но и партию.
По поводу второго варианта высказали мнение, что автор гимна стар. Сталина, мол, видел. Но Ленина ведь не видел! И, как не крути, но автор много моложе Господа. Автор, несмотря на относительную молодость, как раз благодаря многим прожитым годам все отлично понимает и нажил отменный вкус к жизни!
27 декабря 2000 г. рабочая комиссия по выбору текста рекомендовала Путину 3-й вариант стиха Сергея Михалкова для утверждения его в качестве официального гимна. Хотя еще накануне именно Путин рекомендовал Думе именно этот вариант советской величальной песни. Так как Путин рекомендовал гимн Михалкова Думе, а та рекомендовала его Путину, то все завершилось к обоюдному удовольствию.
В окончательном тексте гимна уже не только истребили орла, но и Господь как-то сник. Он еще остался, но уже не реет над нами черной молнии подобный. И его главная функция несколько сужена до роли хранителя России.
Окончательный вариант российского гимна, исполняемый и поныне.
Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твоё достоянье на все времена!
Припев. Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая Богом родная земля!
И т.д. Слова нужно знать всем, теперь уроки в школах предписано начинать с пения гимна. Но так как депутаты Думы давно не школьники, им знать слова не обязательно. «Разевает щука рот…».
Летучего орла уже нет, Господа тоже укоротили. Зато остались необозримые поля да леса. От южных морей до полярного края. Никаких лесов и полей в приполярье и заполярье вроде бы нет, и даже в великом сталинском плане преобразования природы не предусматривались, да и насчет южных морей тоже неясно — какие это именно. Не Индийский же океан с сапогами всмятку русского солдата.
Наштамповать с такими рифмами (держава-слава, страна-времена, поля-земля, года-всегда и пр.) можно было бы много больше. То есть слова как бы народные. Впрочем, как символ гимн есть — и это хорошо. К словам можно быстро привыкнуть. Или заменить. Из песни слова не выкинуть, но можно выкинуть песню вместе со словами.
Сам Михалков в своих воспоминаниях все валит на руководителей государства и на историю:
«Мог ли я тогда подумать, что спустя 27 лет (1970 год) мне придется по решению новых руководителей партии и правительства убирать из текста гимна имя Сталина и вносить в него другие коррективы?
А спустя еще 20 лет (1990 год) читать в советских газетах нелестные замечания в мой адрес и рекомендации, предлагающие заменить текст гимна как не соответствующий политике партии и государства?
Нет, этого я предвидеть не мог! Впрочем, действительно, какая уж в то время была «дружба народов»?
Какая «сила народная»? Какой «союз нерушимый»?» http://www.ogoniok.com/4986/34/
М-да. Отечество как-то обходилось без свободы. Обошлось сначала без Сталина , потом без Ленина, без коммунизма, без орла. И без Эль-Регистана. Какое-то время уже обходится и без С. Михалкова. Пока все заменили Богом.
========================================================================================
О конституциях сказать доброго слова нельзя. Было их тоже много. Одна другой хуже.
Сначала нечто вроде «конституции» от 1906 г.....................
Затем, от 1918 г., в которой узаконивался террор.....................Почти такая же 1924 г.
Потом от декабря 1936 (Сталинская, которую писал Бухарин), после которой настал невиданный ранее Большой террор.
Брежневская 1977 г. с ее 6-й главой о направляющей силе государства — коммунистической партии, которая при том объявлялась «общественной организацией».
И ныне действующая «ельцинская» от 1993 г., дающая президенту неограниченные диктаторские права и бессрочное владычество «не более ДВУХ СРОКОВ ПОДРЯД».
С флагом и того проще:.................... коммунистам дали красное знамя для Армии,...........
монархистам — двуглавого орла,.......... патриотам — трехцветный флаг,............. морякам — андреевский стяг.
Верно раньше писали: рабочим — заводы, крестьянам — землю, морякам — воду.
Как было заявлено: соединяя в символике государства три символа разных эпох, президент восстанавливает преемственность всей российской истории.
В неизвестно каком по счету гимне и в неизвестно какой по счету конституции, без всякого сомнения, не будет и Бога. Вполне возможно, что и России. Останется только память: что-то такое, вроде, было.
===============================================================================
...........СУДЯ ПО ВСЕМУ НАМ ДОВЕЛОСЬ ЖИТЬ В ЭПОХУ ЗАКАТА ПОСЛЕДНЕЙ ИМПЕРИИ МИРА ...............
авто - Ехидный Блоггер .............
Комментарии