Ходорковский предрек России китайский путь без китайцев

На модерации Отложенный

Михаил Ходорковский выдал очередной ответ на предложения Дмитрия Медведева по экономической модернизации страны, высказанные им в статье «Россия, вперед!». В онлайн-интервью экс-глава ЮКОСа рассказал, что если страна не успеет модернизироваться к 2015 году, ее ждет роль «сырьевой провинции Китая и Европы».

Михаил Ходорковский дал повторный ответ на идеи модернизации, высказанные президентом России Дмитрием Медведевым в статье «Россия, вперед!». На следующий день, после того, как «Ведомости» опубликовали статью Ходорковского «Модернизация: Поколение М», на сайте Газета.Ру появилось онлайн-интервью, которое опальный бизнесмен дал из СИЗО.

Модернизация экономической системы России, которой посвятил свою статью «Россия, вперед!» Дмитрий Медведев, стала одной из главных тем интервью Ходорковского. Экс-глава ЮКОСа дал свою оценку нынешней политике властей и высказал свои прогнозы относительно возможного будущего России.Особенности национальной экономики

Люди стремятся вкладывать деньги туда, где есть гарантии прав собственности и интересный уровень доходов, отметил Ходорковский. И если с доходностью у нас все в порядке, то вложить деньги на 10-12 лет, т. е. на два президентских срока, в России решится не каждый. На вопрос, почему государство оказывает поддержку зарубежным оффшорам, которые фактически владеют большей частью национальной экономики, Ходорковский заявил: «Это же «чьи надо» оффшоры».

Из интервью:

«Если видеть в поддержке «АвтоВАЗа» специальный проект, то это законное, но неэффективное вложение народных денег. Если есть идея, как за эти деньги сделать «АвтоВАЗ» конкурентоспособным, то я завидую автору и желаю ему успеха. Я бы не сумел».

В свою очередь бывший глава «ЮКОСа» рассказал, что сам, когда государство давало – не отказывался, «но и не «крысятничал». Одних налогов, по его словам, он выплачивал на 4% бюджета страны.

«Мог ли платить больше? Мог, но не платил, а вкладывал в развитие «ЮКОСа». Святых в правительстве поищите, там их много», – констатировал он.

Оценивая экономическую политику властей в период кризиса, Ходорковский назвал принимаемые решения оптимальными «в рамках существующей политической модели». Но каменным топором не построить автомобиль, добавил он.

«Основная причина коррупции и низкой эффективности экономики в целом одна – архаичная система управления страной (так называемая «вертикаль»), – заявил Ходорковский. – Это телега на современной автомагистрали. А мы – пассажиры телеги. Навоз из-под хвоста лошади – неизбежная опция».

Из интервью:

«Кризис – явление периодическое. Предыдущий у нас был в 1998-1999 гг., следующий будет, вероятно, в 2015 г. В результате, каждый раз беднеем и умнеем в разной пропорции».Успеть без китайцев к 2015 году

Судя по периодичности возникновения кризисных ситуаций в экономике, следующий кризис, прогнозирует Ходорковский, может разразиться к 2015 году. По его словам, если к этому времени страна не пойдет путем кардинальной модернизации, борьба за место России среди стран с современной экономикой на ближайшие 50 лет может быть окончательно проиграна. В результате через 5-10 лет России придется играть «роль сырьевой провинции Китая и Европы». Такого развития событий, отметил он, можно избежать, но желания этим заниматься у нынешней элиты он пока не видит.

Ходорковский представил два варианта развития страны – оптимистичный, по норвежско-канадской модели, если Россия успеет демократизироваться до 2015 года, и пессимистичный, если Россия попытается «догнать и перегнать» Китай. Но без китайцев, по его словам, ее ждет провал.«Привыкли жить как в тюрьме»

Ходорковский назвал условие, необходимое для экономической модернизации страны и выхода из кризиса: надо строить демократические институты, а «не тратить столько времени на точечные улучшения в промышленности».

«Я бы вернул свободу политической дискуссии, стимулировал бы создание теневого (оппозиционного) правительства, восстановил независимость суда, расширив полномочия судов присяжных. Тем самым подорвал бы безнаказанность коррумпированной части бюрократии и создал институциональную среду для выхода страны из кризиса в «инновационное», а не «сырьевое» пространство», – рассказал он.



При этом Ходорковский не исключил, что можно добиться независимости российского суда. Главный путь здесь, по его словам, – расширение полномочий судов присяжных при одновременном их укреплении и всемерной помощи, и реформирование ФСИН.

«Главная задача – сокращение тюремного населения до того минимума, который не может там не находиться, прекращение искусственного воспроизводства рецидива и людей с исковерканной психикой и судьбой. Мстительность слишком дорого обходится налогоплательщику, – отметил он. По его словам, страна и без того стала похожа на тюрьму. «Мы, те, кто родом из СССР, и на свободе-то жили почти как в тюрьме. Привыкли», – добавил он.Ходорковский призывает «лезть в политику»

Власть меняется не тогда, когда людям нечего есть, а тогда, когда они перестают бояться хотеть жить по-другому, отметил он. При этом Россия будет всегда, а смена власти – неизбежна.

«Убежден, что авторитарный политический режим в России XXI века недолговечен. Альтернатива – фатальное для страны отставание. Полагаю, Путин не хочет стране вреда. Он реализует ту модель, которую понимает, и верит, что она лучшая. Увы, его представления ошибочны», – констатировал Ходорковский. Демократический переход власти, по его словам, неизбежен, но для этого необходимо, чтобы общество захотело этого всерьез, а для этого потребуется 5-10 лет.

Задача российского общества, по его словам, заключается в том, чтобы не дать «застояться и протухнуть» политической системе. «Россия станет демократической страной тогда и только тогда, когда, по меньшей мере, 70% наших сограждан будут постоянно и осмысленно «лезть в политику», – заявил он.

Из интервью:

«Российские власти, как и все прочие, боятся не удержать власть. Почему? Видимо, не уверены в качестве своей работы».«Ждал, что убьют»

Ходорковский выразил готовность внести свой вклад в это дело. Раньше, по его словам, он лоббировал политические решения: «Это общепринятая мировая практика – бизнес и другие группы вли яния «проталкивают свои» интересы».

Ходорковский рассказал, что не собирается заниматься политикой и намерен служить обществу по-другому. На вопрос, на что он рассчитывал, пойдя в политику, Ходорковский признался, что был готов к тому, что случилось, но, скорее, «ждал, что убьют».

Сейчас, по его словам, он продолжает заниматься общественной деятельностью. Каждый день так называемого «второго процесса» – это еще несколько человек, понявших, что за демократию в России надо бороться. «Это мой маленький вклад», – заметил Ходорковский. Свою дальнейшую работу Ходорковский связывает со сменой власти: «Нынешней власти мои услуги, полагаю, не требуются».Верит в Россию

Ходорковский предположил, что в случае успешной модернизации, Россия может рассчитывать на оптимистичный сценарий развития.

«Доля населения России в доходах от нефти должна быть как в Канаде. Условия у нас и в Канаде – экономические и климатические – примерно одинаковые. Инвесторы же должны получать такой доход на вложенный капитал, который будет им интересен, но не чрезмерно щедр. Это легко сделать, если в стране будет работать нормальная правовая система, а решения и действия власти будут прозрачными», – пояснил он.

При грамотном менеджменте, отметил Ходорковский, можно за несколько лет достичь производительности труда в российском сырьевом комплексе на уровне 70-75% от американского. «Перегнать Анголу и Намибию мы можем легко, – заявил он. – Может быть, я излишне оптимистичен. Впрочем, будь я закоренелым пессимистом – наверное, не выжил бы в тюрьме».

«В мире много мест, где жить легче и приятней. В России же, думаю, будет идти непростой процесс превращения бывшей империи в русское национальное государство», – отметил он. На вопрос, верит ли он в светлое будущее России, Ходорковский сказал: «Верю. Вопреки».